Каждый имеет право на место под солнцем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участники: Учительница в пенсионном возрасте, психолог.

Информация: Учительница Н. несколько лет назад получила право выхода на пенсию, но она еще не соби­рается покидать работу. Предмет она преподает хоро­шо, но уже не справляется с дисциплиной на уроке. Ди­ректор предложил ей уйти на пенсию и освободить мес­то для молодых кадров. Учительница пришла к психоло­гу. Она расстроена.

Задание: провести консультацию.

Слабый ученик

Участники: Директор школы, психолог.

Информация: Директор дает психологу распоряже­ние составить психологическую характеристику на уче­ника Н., который учится в специализированном (гимна­зическом) классе. Директор уверен, что из этого учени­ка ничего не получится, ему не место в специализиро­ванном классе. Психолог не согласен.

Задание: Защитить свою позицию.

 

Застенчивый клиент

Участники: Психолог, работник предприятия. Информация: Психолог встречается в столовой с ра­ботником предприятия, который дает знать, что у него много что сказать, но не знает, как начать.

Задание: Помочь клиенту раскрыть свои мысли.

 

Помогите

Участники: Родитель, психолог.

Информация: Мама очень озабочена поведением сво­его сына 9 лет – после возвращения из санатория он стал плохо себя вести. Дерется, не слушается. Она бо­ится с ним на люди показываться.

Задание: Провести консультацию в русле гуманис­тической парадигмы.

 

«Вредные» клиенты

Участники: Клиент (незнакомый человек, не из этой группы), психолог.

Информация: Клиент описывает свою ситуацию, со­держащую психологические проблемы Консультант дол­жен провести консультирование с ним.

Дополнительная информация клиенту: В ходе обсуж­дения попробовать «сбить» психолога, задав провока­ционные вопросы, сделав какие либо предложения «не по делу»:

- Сколько вам лет?

- Я приглашаю вас вечером в ресторан.

- Дайте совет.

- Вы такая молодая.

-  Вы хорошо выглядите. Как вам это удается?

- Я тоже психолог.

- Я известный психолог.

- Я не доверяю мужчинам-психологам (женщинам).

- Все это ерунда. Ничего вы не понимаете.

- А у вас с сексом все в порядке?

 

Сглаживание оскорбления

Участники: Психолог, учительница.

Информация: Стало традицией к годовщине школы награждать почетным знаком учителей-ветеранов. В спи­сок награждаемых включена учительница Н., долгое время работающая в школе. Заместитель директора по вос­питательной работе приглашает ее в связи с награждени­ем на торжественное собрание, в котором в принципе она могла бы не участвовать. Учительница, одетая наряд­нее обычного, приходит на собрание, но почетного знака не получает – по ошибке ее фамилия в приказе директо­ра была пропущена. Учительница обижена, ей стыдно, т.к. все коллеги знали, почему она пришла на торжествен­ное собрание. После собрания учительница приходит к психологу и рассказывает о полученном ею оскорблении. Задание психологу: Эмоционально поддержать и сгла­дить обиду.

 

Сюрприз

Участники: Психолог, девочка из 11 класса.

Информация: К школьному психологу приходит Оля – хорошая, примерная ученица, ей предсказывают, что она закончит школу с золотой медалью.

Задание психологу: Реагировать соответственно об­становке.

Ты Оля, ученица 11-го класса. Ты вне себя, опечале­на и запутана. Идешь к психологу и заявляешь, что ждёшь ребенка.

10. Каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг» забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, хотя прошло уже целых три. Потребуйте их от него, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях: агрессивном, неуверенном, уверенно-достойном.

Желательно, чтобы все члены группы проиграли разные стили и роли. Примерные ситуации для упражнения:

- друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти;

- ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас;

- люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором;

- друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас.

11. Проанализируйте приведенные ниже ситуации из практики семейного консультирования по следующей схеме:

q Специфика личности клиентов.

q Психологическое состояние клиентов.

q Суть проблемы и способ ее осознания клиентами.

q Имеющиеся ресурсы для решения проблемы.

q Психологические рекомендации.

А) Иван и Лолита С. Ему 44 года, ей 27. Женаты 5 лет и 6 месяцев. Он работает инженером в ЗАО, она – там же лабо­ранткой. Имеют сына Аркадия 3-х с по­ловиной лет. Жена сообщила, что любит мужа, однако с первых дней знакомства серьезной проблемой для семьи стала его ревность. Муж сильно переживает из-за мнимой неверности и легкомыслия жены. Все уверения в ее любви к нему не помогают. Желая облегчить муки его ревности, она пошла на многочисленные уступки, согласилась на нередко унизи­тельные для нее ограничения. Однако, как правило, это улучшает ситуацию ненадолго, затем ревность еще более усиливается и он требует все новых и новых доказательств ее верности и любви. В результате у нее нарастает желание порвать отношения и вернуться с сыном к матери. Это желание стало особенно сильным по мере того, как сын стал подрастать. «Мне стыдно перед ним, – говорит Лолита С., – он уже большой и многое понимает».

 

Б) Нина С., 22 года, студентка, и Геннадий С. 23 года, студент. Живут вместе с матерью Нины в трехкомнатной квар­тире. Поженились за восемь месяцев до обращения в консульта­цию. Обратились из-за сексуальной дисгармонии. Предпосылки сексуальной дисгармонии крылись в повышенной зависимости Нины от матери. Мать овдовела 14 лет тому на­зад. С тех пор мелочно контролирует дочь. Для Нины контроль приемлем, так как мать о ней заботится и с ней соглашается. Нина привыкла делиться с матерью всеми своими переживания­ми. Выйдя замуж, она, как и до брака, обсуждала с матерью все стороны отношений с мужем, пробовала обсудить и сексуальные отношения. Так как о них Нине, скорее всего, сложно было рас­сказывать, у матери могло возникнуть искаженное представле­ние об интимном общении молодоженов. Поэтому она попробо­вала контролировать и эту сторону жизни дочери: обеспечила молодых супругов литературой о психогигиене половой жизни, советовалась с опытными, по ее мнению, людьми, пересказывала их советы Геннадию и требовала отчета об их выполнении.

 

В) Семья К. Мужу 75 лет. Жене 55 лет. Живут в небольшом городке под Санкт-Петербургом. Он по профессии плот­ник. До пенсии работал в ремонтных мастерских местного автохозяйства. После ухода на пенсию до недавнего времени работал там же сторожем. Жена – инвалид 3-й группы. Единствен­ная дочь с ними не живет. Три года назад она, по словам матери, «нашла себе мужа» и уехала с ним в Санкт-Петер­бург. Обращение жены к психотерапев­ту связано с сильными головными боля­ми (мигренью). При обследовании боль­ная жаловалась на депрессивные состояния, подавленное настроение, по­ниженную работоспособность, раздра­жительность, на потерю интереса к жиз­ни (суицидальные мысли); на ощущение, что она никому не нужна, на непонима­ние со стороны окружающих, особенно мужа («Не с кем даже поговорить...»). У мужа есть старая машина, и он уделяет ее ремонту много времени. Охотно по­могает людям, которые обращаются к нему с просьбой о починке. Проблем жены не понимает. Отмечает, что после­дние два-три года стало очень трудно иметь с ней дело: «Слова нельзя сказать – она тут же в крик или в слезы...», поэтому он старается «не лезть». Жена в основном занята домашним хозяйством и небольшим огородом. Вопросы психотерапевта об их семейной жизни вызвали растерянность. «Даже не знаю, что и рассказывать, – сказала жена. – Раньше были молодые, а теперь старые, раньше дочь была, а теперь уехала, раньше были здоровые, а теперь боль­ные. Часто ругаемся. Последнее время все больше. Меня все раздражает». При­мерно так же звучит и рассказ ее мужа. «О чем мы разговариваем? – переспра­шивает он. – Да все об одном и том же... Так, то да се, обычные вещи».

 

Г) Алина Г., 28 лет, образование высшее, учительни­ца, и Игнас Г., образование высшее, служащий. Имеют сына полу­тора лет. Женаты три года. В консультацию обратились из-за сексуальной дисгармонии. Инициатор обращения – Игнас. По его мнению, Алина фригидна и ее нужно лечить. По мнению Алины, интимное общение и постоянные ссоры несовместимы.

В описываемое время Алина не работала в школе, присмат­ривала за сыном. В основе конфликта супругов лежало распреде­ление бытовых обязанностей. Алина хотела большего участия мужа в присмотре за сыном и в бытовых делах. По мнению Игнаса, «Алина ничего не делает», поэтому с бытом должна справ­ляться одна.

 

Д) Ирена А., 24 года, образование высшее, журналис­тка, и Роланд А., 32 года, образование высшее, юрист. Для Ролан­да брак с Иреной –второй. В браке пара прожила 10 месяцев. В консультацию направлены работником ЗАГСа, регистрирующим разводы.

Причина развода – неверность Роланда. Психолог два раза индивидуально встречался с супругами. По мнению Ирены, их жизнь была нормальной до тех пор, пока она не узнала об измене мужа. Мать Ирены разводилась три раза. С отцам Ирены развелась, когда дочери было восемь лет. После развода настраивала Ирену против отца: мешала им встречаться, часто говорила о склонности бывшего мужа к изменам и обману. Эти разговоры со всеми подробностями Ирена могла повторить че­рез 20 лет в консультации. В детстве об Ирене заботились, когда она болела или когда ее кто-то обижал.

Роланд почти дословно повторил рассказ Ирены, но свою невер­ность оценил как проявление мужественности. От дальнейших консультаций супруги отказались и развелись.

Следующее обращение Ирены в консультацию произошло че­рез три с половиной года. Она и ее муж Владас были направлены к психологу работником ЗАГСа, регистрирующим разводы. Владасу 28 лет, образование среднее специальное, музыкант. Причи­на развода – неверность Владаса. Можно отметить заметное различие в оценке факта неверности. Слова Ирены: «Не хочу больше этого кошмара», «Все надо мной смеются», «Лучше жить одной, нежели с человеком, который каждую минуту может тебя бро­сить и уйти к другой». Слова Владаса: «Для меня эта связь ничего не значила», «Ирена всегда говорила, что не будет глупо ревно­вать». От дальнейших консультаций супруги отказались и разве­лись. После этого Ирена обратилась в консультацию, желая вы­яснить причины своих неудач.

Анализу причин семейных неудач было отведено восемь инди­видуальных консультаций, далее Ирена участвовала в психотера­певтической группе. Через год после окончания консультирования вышла замуж, у нее родилась дочь, значительных разногласии в семье нет.

 

Е) Ермина Б., 26 лет, образование высшее, служащая, и Юзас Б., 27 лет, образование высшее, служащий. Поженились за 1 год 4 месяца до обращения в консультацию. До свадьбы знали друг друга пять лет, интимно и близко общались два года.

Мотивы обращения в консультацию противоречивы. Оба суп­руга (с каждым психолог встречался отдельно) высказывают не­совместимые пожелания. Ермина: «Хотела бы разойтись», «Луч­ше бы жить вместе, но не получается». Юзас: «Нужно пожить отдельно, но вряд ли это поможет», «Она неплохая, но, видно, я ей не подхожу». Отмечено, что оба супруга не могут сформулиро­вать конкретные претензии друг к другу.

Ермина была флегматиком, Юзас – холериком. Ермина в детстве много времени проводила с бабушкой, вышедшей на пенсию актрисой. От нее Ермина переняла очень эмоциональный, драма­тический стиль речи, не свойственный флегматикам. (Напри­мер, высказывание Ермины: «Страшно ненавижу дождь; не могу жить без солнца).

Юзас в детстве и в подростковом возрасте отставал от сверстников по темпам взросления. Он невысоко оценивал себя и высоко – Ермину.

Активность Юзаса обычно превышала пожелания Ермины. Семейное общение может проиллюстрировать следую­щая ситуация. Ермина замечает, что жизнь стала смертельно скучной, невыносимой. Юзас покупает билеты в театр, заказывает столик в ресторане. Ермина сначала с удовольствием принимает участие в этих развлечениях, но потом говорит, что единственная ее мечта – покой. Оба ее высказывания Юзас понимает как упрек (примеры Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В).

 

    12. Разработайте программу работы с данным консультативным случаем. Изложите возможные методы и способы оказания воздействия (Елизаров А.Н.).

1) Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.

2) За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода.

3) На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки.

4) За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать».

5) В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть.

6) На телефон доверия позвонила немолодая женщина, у которой недавно в армии трагически погиб сын. Никак не может успокоиться.

7) В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось.

8) Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии.

9) На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину.

10) За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?».

11) За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает».

12) В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: С момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить редко.

13) За психологической помощью обратилась молодая женщина 25 лет. Запрос: «Как мне заставить себя просыпаться рано утром, ехать на работу (3 часа) в общественном транспорте, при этом еще хорошо учиться и не лениться. В последнее время жизнь для меня потеряла интерес и смысл. Понимаю, что надо работать, учиться, делать карьеру, но сил для этого уже нет».

14) На телефон доверия позвонил молодой человек и заявил о том, что он собрался покончить жизнь самоубийством.

15) Молодой человек проучился три года на юридическом факультете престижного вуза. Но вот сейчас ему кажется, что он не верно выдрал направление учебы. Возможно, ему стоило бы поступить на медицинский факультет и стать врачом. Он просит помощи психолога в том, чтобы разобраться с этими сомнениями.

16) Молодой человек выдающейся внешности и атлетического телосложения уже несколько раз терпит фиаско в попытках утвердиться на работе. Обычно, сначала все бывает хорошо, его легко берут на высокооплачиваемую и престижную работу. Он начинает пользоваться авторитетом в коллективе. Но потом, через некоторое время, начальствующее лицо начинает придираться и, в конце концов, просит уйти.

17) На телефон доверия позвонила женщина 36 лет, мать троих детей. Она беременна и они с мужем решили делать аборт – зачем плодить нищету. Но что-то не дает ей покоя, не позволяет примериться с принятым решением.

18) В консультацию обратился мужчина 30 лет. Он считает себя слишком мягким человеком. Полагает, что время требует напористых, агрессивных, не прощающих ошибок. Недавно на работе один из сослуживцев плохо отозвался о его матери. Клиент потребовал извинений, в противном случае угрожал нанять людей, чтобы они избили обидчика. Выяснение отношений получилось слишком шумным с его стороны. В результате его уволили. Каких же людей требует время?

19) В консультацию обратилась девушка, которая работает официанткой в баре. Уже несколько месяцев заведующей не платит всем сотрудникам зарплату. Хотя старается изображать себя щедрым. Например, садится в баре за стол и начинает делать из сторублевых купюр бумажных голубей и пускать их в официантов. Кто голубя поймает, тому эта купюра и достанется. Или заказывает на весь персонал мороженое. А на просьбу выдать зарплату говорит: «Потом!».

20) 16-летний сын предложил матери инцестовые отношения. Живут вдвоем в одной квартире. Мать не знает, как реагировать.

21) На телефон доверия позвонил мальчик-подросток 14 лет нерусской национальности. Говорит с акцентом. Живет с родителями в Москве. Запрос: «Не хочу быть «черным». Хочу быть как все. Не хочу, чтобы меня дразнили. Хочу жениться на русской девушке. Ненавижу свою нацию. Они из-за денег могут даже убить».

22) На телефон доверия позвонил молодой человек, который жалуется на засилье нерусских людей вокруг себя. Ищет активных путей борьбы с этим засильем. Готов сам применять насилие.

23) На телефон доверия позвонила женщина 22 лет. Тяжелые проблемы со здоровьем – последствия неудачно сделанного аборта. Вопрос: «Почему только женщины страдают? А он? Откупился и все? Он разъезжает себе в автомобиле, а из меня куски мяса вываливаются!».

24) В консультацию обратилась молодая супруга 26 лет. Свекровь постоянно настраивает своего сына против нее. Хочет их поссорить. Из-за этого по настоянию клиентки семья переехала в другой город. Но теперь свекровь регулярно звонит ее мужу и начинает разговор: «Ну, как там твоя благоверная? Совсем голодом тебя заморила? Пол, небось, опять не подметает…» и так далее.

25) За психологической помощью обратился студент вуза. Считает, что некоторые преподаватели в вузе не на высоте. Он им на это однажды указал, а теперь они его травят. Что делать? Подумывает бросить учебу вообще. Разочаровался в справедливости окружающего мира. Как вообще жить дальше?

26) За психологической помощью обратилась молодая девушка. Парень учится на священника. Требует, чтобы она носила только длинные юбки, которые неудобны и делают ее некрасивой. Стал какой-то жесткий, стремится ее контролировать. Запрещает пользоваться косметикой. Сказал: «Я все твои короткие юбки сожгу».

27) За помощью обратилась женщина 36 лет, образованная, умная, красивая. Недавно вышла замуж. Муж ездил в Америку, чтобы заработать денег на квартиру, там стал членом организации «Свидетели Иеговы». Вернулся угрюмым, неразговорчивым. Запирается в туалете и читает там Библию. Любые попытки его переубедить приводят только к увеличению разрыва. Она ходила в группу, членом которой является ее муж. Ей там не понравилось. Она чувствует там какую-то ложь, но донести свои ощущения до мужа не может.

28) В психологическую консультацию за помощью обратилась семья из пяти человек: отец, мать и трое детей. Отец – не родной для всех троих детей (отчим). Родители поженились несколько лет назад. Жалобы на случаи периодического воровства из школы и дома девушки 14 лет. Причины собственного импульсивного воровства девочка объяснить не может. В остальном семья очень благополучная, хорошо обеспеченная материально. Отчетливая ориентация всех членов семьи на культуру, высокие духовные ценности. Отец не может понять: «Чего же ей не хватает? Попросила бы – и так дали. Зачем же ворует?».

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1396.