Чудесный мешочек» (Ткачева В.В.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все участники по очереди (не глядя) вытягивают из «волшебного мешочка» мелкие предметы. Задача каждого – найти сходство между ним и собой (своей семьей).

 

8.  Каждый участник по очереди (либо вытягивает) заканчивает фразу (Елизаров А.Н., Анн Л.):

1. Если бы я был областью или краем, я был бы…

2. Если бы я был фруктом, я был бы…

3. Если бы я был цветом, я был бы…

4. Если бы я был настроением, я был бы…

5. Если бы я был грехом, я был бы…

6. Если бы я был инструментом, я был бы…

7. Если бы я был животным, я был бы…

8. Если бы я был известным литературным персонажем, я был бы…

9. Если бы я был запахом, я был бы…

10. Если бы я был едой, я был бы…

11. Я словно птичка, потому что...

12. Я превращаюсь в тигра, когда...

13. Я могу быть ветерком, потому что...

14. Я словно муравей, когда...

15. Я – стакан воды...

16. Я чувствую, что я – кусочек тающего льда...

17. Я – прекрасный цветок...

18. Я чувствую, что я – скала...

19. Я сейчас – лампочка...

20. Я – тропинка...

21. Я словно рыба...

22. Я – интересная книжка...

23. Я – песенка...

24. Я – мышь...

25. Я словно буква «О»...

26. Я – макаронина...

27. Я – светлячок…

28. Я чувствую, что я – вкусный завтрак...

 

 

9. Один участник выходит за дверь. Остальные загадывают кого-либо из группы. Вошедший должен предлагать метафоры «Если бы этот человек был небом. Какое это было бы небо?». Другие члены группы отвечают. И так – до тех пор, пока не будет угадан человек (Анн Л.).

10. Каждый участник загадывает какой-то предмет. Его задача – рассказать о себе от имени этого предмета. Например: «Я – маленькое солнышко. Я очень теплое и лучистое…».

 

    11. Участники объединяются в пары. Каждый записывает метафору (строчку из песни, стихотворение, пословицу, цитату и т.д.), которую в последнее время он мог бы сделать эпиграфом своей жизни.

    Далее партнеры меняются листками. Необходимо сделать анализ полученного текста по следующим направлениям:

q Психоэмоциональное состояние.

q Актуальная проблема на данный момент.

q Возможные способы решения ситуации.

    Далее необходимо подобрать метафору. Объяснить свой алгоритм рассуждений.

    Снова обменяться текстами. Оценить достоверность психологического диагноза, сделанного партнером и степень результативности предложенных мероприятий исходя их специфики своей личности и жизненной ситуации (Колесникова Г.И.)..

 

ТЕХНИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

12. Перескажите (для передачи другому человеку) СМЫСЛ приведенных ниже отрывков (проинтерпретируйте) (Абрамова Г.С.):

1) «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руководстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, кото­рый что-то означает и сам по себе. С вами считаются постольку, поскольку вы являетесь «хорошим родите­лем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы делаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем является ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас определяется че­рез другого и не является индивидом, обладающим са­моуважением и самодостаточностью» (Байярд Дж. и Р.Т. Ваш беспокойный ребенок).

2) «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрос­лых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происхо­дит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием» (Эльконин Д.Б. Психология игры).

3) «В интересах такого однозначного понимания интрос­пекции как специфического метода психологии нам представляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий придаваемый ей смысл и понимать интроспекцию уже, мысля о ней только осо­бый ряд наблюдения или восприятия, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже мате­риалом. Это есть работа рефлексии (в собственном смысле, в отличие от Локковского — слишком широко­го). Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфическое, присущее психологическому исследо­ванию, — напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отлич­ный от внешнего источника опыт познания, полагаем, что под интроспекцией не следует понимать то, что от­носится собственно к рефлексии, открывающей зако­ны и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувством, скажем, зрением. Из такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление закономерных связей и образование поня­тий, подобных «памяти», являющихся понятиями отно­сительного умозаключения, а не непосредственной дан­ности переживания (Кравков С.В. Самонаблюдение).

4) «Мы видим, таким образом, что культурное развитие поведения тесно связано с историческим, или соци­альным развитием человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило- и онтогенезу. Второй закон мож­но сформулировать так: рассматривая историю разви­тия высших психических функций, составляющих ос­новное ядро в структуре личности, мы находим, что отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, кол­лективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспо­собления, формами поведения и мышления личности» (Из собрания сочинений Л.С. Выготского Т. 4).

 

13. Интерпретируйте приведенные ниже высказывания клиентов (Абрамова Г.С.).

Пример интерпретации: Чтобы компенсировать отсутствие внимания со стороны отца, вы постоянно пытались строить отношения с мужчинами, которые бы о вас заботились от которых вы бы зависели.

1) «Всегда стараешься делать, как надо».

2) «Я еще молодая, я еще жить хочу».

3) «Ничего я с собой не могу поделать».

4) «Я очень жалею, что не сделала этого раньше».

5) «У меня больше нет сил сопротивляться жизни».

6) «Я бы последнее отдала, чтобы знать, что будет дальше».

7) «Никому не верю».

8) «Иногда подумаешь, за что мне это, Господи?!»

9) «Человек должен знать свою судьбу».

10) «Хотела бы я себя увидеть в эту минуту».

11) «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь».

12) «Я никогда не думаю о том, что будет завтра».

13) «В моей жизни нет ничего хорошего».

14) «Замучила и себя, и других».

15) «Мне это мое тело опротивело».

16) «Я всегда хотел быть женщиной».

14. Проинтерпретируйте приведенные ниже ситуации, в четырех вариантах и сформулируйте интерпретацию для сообщения клиенту:

а. С позиции психодинамического направления в психологии (можно выбрать любую теоретическую концепцию данного направления).

б. С позиции когнитивно-поведенческого направления в психологии (можно выбрать любую теоретическую концепцию данного направления).

в. С позиции экзистенциально-гуманистического направления (можно выбрать любую теоретическую концепцию данного направления).

г. Собственные версии.

Ситуации для интерпретации:

1) Человек постоянно болеет респираторными заболеваниями.

2) Человек не может жить в браке более полугода, возникает непреодолимое желание найти другого партнера.

3) Молодой человек предпочитает отношения с женщинами старше себя.

4) С человеком часто случаются несчастные случаи.

5) Человек «предпочитает» безответную любовь.

6) Человек проявляется немотивированную агрессию.

7) Человек испытывает страх общения с представителями противоположного пола.

8) Человек добился в жизни очень больших успехов и объективно у него все хорошо, но он постоянно испытывает неудовлетворение сложившимся положением дел.

9) Человек постоянно манипулирует другими людьми и таким образом добивается своих целей.

10) Человек регулярно изменяет своему партнеру.

11) Человек постоянно экономит, хотя объективно имеет достаточный уровень доходов.

12) Человек постоянно стремится занять лидирующее положение: на работе, в семье, среди друзей.

13) Человек не планирует свою жизнь, а «плывет по течению».

14) Человек злоупотребляет алкогольными напитками.

15) Супруги ругаются каждый день.

16) Женщина подвергается насилию со стороны супруга, но продолжает с ним жить.

17) Человек беспричинно ревнует своего партнера.

18) Человек уверен, что он «хуже всех».

19) Человек проявляется высокую демонстративность поведения.

20) Люди в течение нескольких лет встречаются, но предпочитают не жить вместе.

21) Человек ненавидит всех вокруг, начиная от знакомых, заканчивая правительством других государств.

22) Человека раздражает любой непорядок.

23) Человек регулярно совершает мелкие кражи.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 489.