Ведущий объясняет цель упражнения. Он говорит о том, что часто бывает трудно в групповых ситуациях спонтанно дать и получить похвалу, конструктивную критику или негативную обратную связь, т.к. люди не хотят нарушать групповых норм, отдалять других людей или быть воспринятыми как приносящие другим людям неприятности, и еще потому, что они не знают, что им на это ответят. Далее ведущий поясняет, что целью данного упражнения является предоставление участникам возможности обменяться информацией друг о друге.
Ведущий объясняет первую фазу упражнения: сбор фактов. На этом этапе каждый участник должен поговорить с каждым попарно. Примерный перечень вопросов:
1) Какое ваше любимое дело?
2) Как вы сейчас себя чувствуете?
3) Кому вы больше всего доверяете?
4) О чем вы чаще всего мечтаете?
5) Когда вы хотите побыть один?
6) Что вы называете экзотическим?
7) Как вы определяете дружбу?
8) Когда вы чувствуете особое расположение к другому человек?
9) Какие ценности являются для вас наиболее значимыми?
10) Что вы ожидаете от меня?
11) В каких обстоятельствах вы говорите неправду?
12) Что вам трудно делать?
13) Какова ваша любимая шутка или анекдот?
14) Когда вы чувствуете себя некомфортно?
В ходе беседы должен произойти в течение 3-5 минут обмен обратной связью. При этом желательно придерживаться следующих правил:
1) Обратная связь представляет собой информацию о таком влиянии нашего поведения, которое обычно не осознается. Формой обратной связи является сообщение о своих реакциях на поведение других людей с целью помочь им откорректировать его;
2) Хорошо начинать с положительной обратной связи, постепенно переходя к негативным моментам, если они имеются;
3) Обратная связь должна носить скорее описательный, чем оценочный характер, кроме того, она должна быть конкретной;
4) Задачей слушающего является практика активного слушания. Пояснения спрашиваются лишь тогда, когда они необходимы;
5) Информация, содержащаяся в обратной связи, может основываться только на собственных наблюдениях и впечатлениях слушающего;
6) Давая личностную обратную связь, необходимо оговорить, что это Ваше личное мнение.
Участникам раздаются чистые листы бумаги и карандаши, они рассаживаются попарно. Пары просят сесть таким образом, чтобы не мешать и не слышать то, о чем говорят соседние пары. Участников просят выбрать того человека в паре, который будет первым, и начать первую фазу упражнения. Через 3 минуты ведущий просит поменяться ролями в диадах. Еще через 3 минуты ведущий говорит время. Одна минута дается участникам на фиксацию полученной информации, а потом их просят выбрать себе следующего партнера. Этот процесс продолжается до тех пор, пока каждый не даст и не получит обратную связь от каждого. Участников просят просмотреть и структурировать ту информацию о себе, которую они получили.
Далее ведущий объясняет вторую фазу упражнения: ответ. Ведущий говорит о том, что каждому участнику будет предоставлено по 3 минуты на то, чтобы сообщить и ответить на ту обратную связь, которую они получили о себе. Участникам напоминается о конфиденциальности источников.
Обсуждение: группа обсуждает новое восприятие друг друга, возможности использования обратной связи в консультировании и те средства и способы, с помощью которых лучше давать и получать обратную связь.
ПРОЦЕДУРА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ТЕМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
32. Выделите основные темы в тексте для построения предмета взаимодействия (Абрамова Г.С.).
Образец выполнения задания.
Текст из «Доктора Живаго» Б. Пастернака: «Я плохая. Ты не знаешь меня, я когда-нибудь расскажу тебе. Мне трудно говорить, ты видишь, я захлебываюсь от слез, но брось, забудь меня, я тебя не стою».
Тема 1 «Какая я вообще» | Тема 2 «Ты и я» | Тема 3 «Пожалей меня» | Тема 4 «Я не хочу тебя обманывать» |
плохая, брось, забудь, я, я, мне, меня, я, я | ты не знаешь меня; тебя, тебя | видишь, захлебываюсь от слез | тебя не стою |
9 | 5 | 2 | 1 |
Вывод: преобладает тема «Какая я вообще». Она может быть основой построения профессионального взаимодействия психолога с автором этого высказывания.
Текст 1. «Я всю жизнь трудился, зарабатывал, чтобы жили хорошо, чтобы соседи посмотрели и позавидовали. А ей все равно. Лишь бы тратить деньги. Я не скупой. Я понимаю, когда деньги тратятся на то, что приносит удовольствие, но когда сама по себе трата приносит удовольствие – я не понимаю».
Текст 2. «Простая вера помогает людям жить. Каждый наш шаг основан на вере – перейти мост, войти в лифт, сделать денежный вклад, поверить другу или влюбиться. Вера в то, что мир уцелеет, что жизнь обернется к нашим детям своей лучшей стороной».
Текст 3. «Ах, как это приятно: новые люди, новые впечатления, разговоры. И все тебя любят, и всем ты нужна. Конечно, ему это не нравится. Ему лишь бы все было как «должно быть». Но это так приятно, когда ты приходишь и тебя начинают баловать, ухаживать, нежить. Если бы он вел себя так, может быть, я меньше уделяла бы внимания друзьям. Но он, увы, не такой».
Текст 4. «Они не понимают меня. Я готовлю завтрак, обед, ужин, мою посуду, выслушиваю их. Я стараюсь, я стремлюсь им помочь, но никакой благодарности!»
Текст 5. «Он такой тщеславный! И это так мешает. Понимаете, я хочу отдохнуть, а он ведет меня на приемы, встречи, заставляет делать визиты. И все это для того, чтобы потом о нем написали в газетах, что его видели в обществе очередной знатной персоны. А мне лучше спокойно полежать с книгой. Зачем нужна слава, если она причиняет столько беспокойства?» (тексты Колесниковой Г.И., Абрамовой Г.С.).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 457.