Версии» (Абрамова Г.С.).
К данным ситуациям надо придумать до 20 причин их возникновения.
1. Елена Н., 38 лет, госпитализирована в связи с попыткой совершить самоубийство. Больная замкнута, постоянно плачет.
2. Мальчик 10 лет, крадет дома деньги и раздает украденное товарищам в классе.
3. Петр М., 27 лет. Женат 3,5 года. Сексуальные расстройства.
4. Он вообще не может говорить на уроке, встаёт и мычит, еле слово выдавит из себя (о мальчике 9 лет).
5. Мать обратилась с жалобами на то, что резко ухудшились отношения с дочерью: она отдалилась от родителей, стала запираться в комнате, подолгу бродит по квартире ночью, начала исповедовать вегетарианство.
6. Он всегда все старается один делать, никого не подпускает, злится на всех, некомпанейский человек (о мальчике 12 лет).
7. Он врет и не краснеет (о мальчике 7 лет).
8. Жена выражает неудовольствие сексуальными возможностями супруга.
9. Один тридцатилетний холостяк обратился в консультацию из-за частых приступов тревоги, связанных с ситуацией на работе.
10. Мужчина средних лет на консультации. Его сессии, продолжавшиеся 50 минут, изобиловали продолжительными периодами молчания, длившимися до 10 минут.
11. Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного не случится, но он как будто не понимает этого (о мальчике 10 лет).
34. К приведенным в задании 32 текстам сформулируйте:
А) Как можно больше гипотез консультанта и вопросов для их проверки.
Б) Фразы для иллюстрации собственного участия клиента в событиях своей жизни.
35. Участники объединяются в пары. Сначала один играет роль клиента, другой – консультанта, потом они меняются местами. Клиент рассказывает о каком-то реальном затруднении в своей жизни. Задача консультанта – используя алгоритм проверки гипотез Алешиной Ю.Е., выдвинуть и проверить консультативные гипотезы.
По мнению Алешиной Ю.Е., для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
2. Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спросить его, что он по этому поводу думает.
Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:
q тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;
q типичны для жизни клиента;
q желательно развернуты, описывать негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
В подробном рассказе о ситуации должно быть отражено: когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.
36. Участники объединяются в тройки: один участник играет роль клиента, другой – консультанта, третий – супервизора. Задача консультанта – используя различные техники второго этапа консультирования, совместно с клиентом структурировать спонтанно высказанные жалобы клиента по схеме Столина В.В.:
1. Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).
По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):
1) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);
2) на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»);
3) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви» и т.д.);
4) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.);
5) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.
По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:
1) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);
2) на ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п. – свое или других людей;
3) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);
4) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга);
5) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);
6) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).
2. Самодиагноз – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:
1) «злая воля» – негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;
2) «психическая аномалия» – отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным;
3) «органический дефект» – оценка лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;
4) «генетическая запрограммированность» – объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент находится в конфликтных отношениях; применительно к супругу – со стороны родных, с которыми существуют конфликтные взаимоотношения);
5) «индивидуальное своеобразие» – понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявления устойчивых, сложившихся личностных черт, а не конкретных мотивов в ситуации;
6) «собственные неверные действия» – оценка собственного настоящего или прошлого поведения, в т.ч. как воспитателя, супруга;
7) «собственная личностная недостаточность» – тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие – неправильное поведение;
8) «влияние третьих лиц» – родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом;
9) «неблагоприятная ситуация» – развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. – для себя или супруга;
10) «направление» («Меня к вам направили...», и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).
3. Проблема – это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Наиболее распространенные проблемы:
1) Не уверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.).
2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.).
3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.).
4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.).
5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.).
6) Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.
7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.
8) Глобальные формулировки: «Все плохо, что делать, как жить дальше?»
4. Запрос – конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Виды запросов:
1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я – хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»).
2) Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»).
3) Просьба об информации («Что известно об этом?»).
4) Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).
5) Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?»).
6) Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его поведения в его собственных интересах («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).
7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня»).
37. Ролевая игра «Клиент и консультант» с разыгрыванием второго этапа консультирования. Из группы участников по желанию выбираются два участника. Один участник играет роль клиента, другой – консультанта. Консультанту предлагается вместе с клиентом разыграть первые два этапа консультирования с акцентом на выполнение техник сбора информации. Остальные участники выполняют роль супервизоров, используя схему наблюдения навыков консультирования Банэ А.Г.:
1) Эмоционально стимулирует клиента.
2) Проясняет чувства клиента.
3) Обнаруживает свои чувства перед клиентом.
4) Формулирует идеи.
5) Делает выводы по реакции клиента.
6) Интерпретирует высказывания клиента.
7) Задает вопросы.
8) Резюмирует высказывания клиента.
9) Внимательно слушает.
10) Замечает уровень заинтересованности.
11) Замечает, когда клиент избегает касаться какой-то темы.
12) Умеет держать паузу.
В течение занятия роли консультанта и клиента могут выполнять разные участники. Желательно использование видеокамеры. Обсуждение идет по следующим вопросам:
а. Какие процедуры и техники консультирования были реализованы консультантом.
б. Правильность реализации процедур и техник консультирования.
в. Ощущения клиента.
г. Ощущения консультанта.
д. Степень достижения задач данного этапа консультирования.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 669.