1. Участники объединяются в пары. Сначала один играет роль клиента, другой – консультанта, потом они меняются местами. Клиент рассказывает о каком-то реальном затруднении в своей жизни. Задача консультанта – используя процедуру коррекции установок клиента, совместно с клиентом письменно обозначить следующую цепочку событий:
а) чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и т. д.);
б) неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;
в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.
Пример выполнения задания (Алешина Ю. Е.):
«Женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напряжены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совершают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а наоборот, ведут процесс социализации ребенка в обратном направлении. Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их последствия для себя и окружающих.
И вот первым этапом помощи этим людям будет реконструкция в их сознании элементов представленной выше цепочки. Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, тревога, цели, потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери – ее здоровье, образование, успешная социализация в обществе, высокий уровень развития личности, нормальная семья в будущем и т. д. Это первый элемент цепочки.
Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки, – средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 мин заглядывает в комнату дочери: что дочь делает? Регулярные проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо прежде всего для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет. То есть вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями клиенту необходимо осознать свои реальные действия и соотнести их со своими целями. Эти реальные действия – второй элемент цепочки.
И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки – результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило материнские проблемы. До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач: что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное - как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом: вот чего он хочет, желает, вот что он делает, а вот к чему это реально приводит».
ТЕХНИКА «ИНФОРМИРОВАНИЕ»
2. Определите, какой из вариантов сообщения психологической информации является неквалифицированным, а какой – квалифицированным, отражающим профессиональную позицию психолога. Докажите свой выбор (Абрамова Г.С.) (таблица 11).
Таблица 11
Содержание психологической информации | Варианты сообщения |
Акцентуация характера | 1. Ваш ребенок всегда будет таким, вряд ли вы что-то сможете изменить. 2. Как говорят, у каждого свой горб. 3. Некоторые черты характера у вашего ребенка выражены ярче, чем у его сверстников. |
Аутичность | 1. Да, вы живете по принципу «Ушел в себя и надолго». 2. У вас в характере есть качества, которые затрудняют общение с людьми. 3. Вам, конечно, легче и спокойнее, когда вы один. |
Агрессивность | 1. Да, про вашего ребенка не скажешь, что он миролюбивый человек. |
Продолжение таблицы 11
2. Кто и любит подраться, так это ваш ребенок, он без этого жить не сможет. 3. Вашему ребенку сложно выражать свои сильные отрицательные чувства к людям. | |
Тревожность | 1. Вы все время в напряжении, зачем это вам? 2. Ваше волнение уже передалось мне, зачем так тревожиться? 3. Вы беспокоитесь по каждому поводу. |
Конформность | 1. Для вас не представляет сложности отказаться от собственного мнения. 2. Вы спокойно, без напряжения переживаете свою зависимость от других людей. 3. Можно только позавидовать, что вы не конфликтуете с другими людьми. |
Идентификация | 1. Поиск себя, своего места в жизни — это одна из главных задач для человека. 2. Вы так хотите создать свой имидж, что забываете о себе настоящем. 3. Кто бы мог подумать, что даже взрослому человеку трудно ответить на вопрос: «Кто Я?» |
Функциональное недоразвитие | 1. Ваш ребенок еще не успел вырасти, чтобы мог справляться с этими требованиями. 2. Он у вас просто недоразвит. 3. Расти ему еще надо, чтобы все получилось как следует. |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 552.