Идентификация с ролью клиента» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которых оказались люди, как взрослые, так и дети. Участники должны вой­ти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.

Ситуация 1. Молодой человек, не проявивший ни­каких способностей в жизни. Ничего толком он не уме­ет, ничего у него не получается, никаких особых спо­собностей не проявилось. Другие люди ему об этом тоже говорят. Он им верит. Испытывает разочарование в жиз­ни, утратил к ней интерес.

Ситуация 2. Женщина поссорилась со своим мужем. Они поругались, и муж сказал, что он уходит и забирает с собой сына. Она подумала, что он угрожает. Но муж действительно забрал ребенка. Он забрал его тайно, пока её не было. Больше она их не видела. Сейчас у неё новая семья. Но она всё время думает о первом муже, хочет его вернуть.

Ситуация 3. Девочка-подросток страдает из-за се­мейных конфликтов. Причиной этих ссор является она сама, вернее её воспитание. Родители упрекают друг друга, обвиняют, скандалят. Каждый считает, что вина в том, что дочь отбивается от рук, в другом. Девочка тяже­ло переживает эти раздоры, очень эмоционально реаги­рует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в неё не верят.

Ситуация 4. Отец постоянно ругает своего сына, «пилит» по поводу и без. Он же просто теряется, так как не знает, как тому угодить. Чувствует себя униженным, суетится всякий раз, когда отец кричит на него. Ему очень горько, что его никто не защищает и не любит.

Ситуация 5. Женщина испытывает большие нагруз­ки на работе, кроме того, ей постоянно и беспричинно делают замечания, попрекают. Ей кажется, что все опол­чились против неё. На неё бросают косые взгляды, пе­решептываются за спиной, но в глаза никто ничего не высказывает. Она очень дорожит своей работой, но ус­ловия в коллективе становятся невыносимыми.

Ситуация 6. Девочки-сестры враждуют между со­бой. Старшая насмехается над младшей, издевается над её внешностью, манерой одеваться, причесываться, го­ворить. Она выставляет в смешном свете всё, чем зани­мается младшая. Когда дома никого нет, обзывает млад­шую и даже бьёт. На попытки младшей сестры искать защиту и поддержку у родителей, те отвечают ей, что она это всё выдумывает.

Ситуация 7. Старшеклассница жалуется на отсут­ствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компа­ний её просто прогоняют. Она думает, что это связано с её некрасивой внешностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она уже утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.

Ситуация 8. Пожилая женщина недовольна своим сыном и его женой, которая постоянно им командует. Пока матери удается помогать сыну, спасти его от ситу­ации подкаблучника, но её мучают опасения, что после её смерти всё изменится к худшему и сын попросту про­падет. Ведь даже для своих детей он не авторитет, как их мать скажет, так и будет.

Ситуация 9. Молодая женщина находится в расте­рянности: муж накануне вечером сообщил ей, что у него есть другая и он решил уйти к ней. Уговоры не возыме­ли никакого действия. Он заявил, что всё равно с ней жить не будет. Сегодня утром он собрал вещи и ушел, сказав, что навсегда.

Ситуация 10. Мать не знает, что делать со своей выросшей дочерью, которая ни её, ни отца не слушает, хамит. Может по несколько дней не появляться дома, при этом ничего родителям не сообщает. Хотя они зна­ют, что у неё уже регулярно меняются партнеры, её ин­тимное поведение попросту называется развратом. Дочь становится всё более развязной, грубой, ничего не дела­ет по дому – только ест, спит, меняет наряды и посто­янно требует денег.

Ситуация 11. Старая женщина узнала, что в детс­ком доме живет её племянница, о судьбе которой она прежде ничего не знала. После встречи с девочкой в детдоме женщина испытывает ужасные мучения, т.к. девочка очень обрадовалась встрече с ней и просит заб­рать её оттуда, однако женщина обеспокоена тем, что она слишком стара и тяжело больна, и кроме того, опа­сается, что на её пенсию и социальное пособие ребенка ей не поднять.

Обсуждение: насколько трудно было войти в роль клиента? Какие чувства возникли в этой роли? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

22. «Ситуации сочувствия» (Р. Смид)

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которых оказались дети. Участники должны вой­ти в положение своих героев, вы­разить сочувствие (или разделить радость) и оказать поддержку.

Ситуация 1. Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кати, пока все обра­зуется. Маша плачет, рассказывая вам об этом.

Ситуация 2. Паше 8 лет. На день рождения папа подарил ему щенка. Паша гулял с ним каждый день, кор­мил, поил и играл с ним после школы. Паша очень при­вязался к своему новому другу и заботился о нем. Од­нажды Паша пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Мальчик был очень расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных живот­ных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Паша рас­клеил объявления о пропаже щенка, но никто не отклик­нулся. Когда Паша рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален.

Ситуация З. Ребенок выходит во двор поиграть в футбол, но ему постоянно отказывают, говоря, что он ещё мал.

Ситуация 4. Тимур и Роза – брат и сестра. Их ро­дители приехали из Казахстана несколько лет назад. Они живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Од­нажды они вернулись из школы и застали обоих родите­лей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Казах­стане тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней. Роза и Тимур очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и неиз­вестно, когда вернется.

Ситуация 5. Карине 13 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Карина хочет стать капитаном школьной команды болельщиков, но у нее нет времени, чтобы ходить на репетиции. После школы она должна сидеть с братишками. Карина спро­сила у учителя, который отвечает за подготовку капита­нов, что ей делать. Учитель дал ей домой видеокассеты с обучающим курсом, чтобы она могла практиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива! Карина забежала к вам на перемене и сказала, что она набирает команду.

23. Участникам  демонстрируются видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов, в которых участники испытывают различные эмоциональные переживания. Задача участников – определить, какие эмоции и чувства испытывают герои, и сформулировать фразы консультанта, адресованные этим героям, используя технику отражения чувств.  

24. Все участники работают по кругу. Инструкция: «Пусть кто-то из вас первым скажет своему соседу слова о его состоянии. Например: «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим» или «Мне кажется, что ты утомлен» и т.д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т.д.»

После того как круг замкнется, ведущий может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили со­стояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?» (Быков А.К.).

ТЕХНИКИ ВТОРОГО ЭТАПА

25. Определите использованную психологом технику:

А) Анекдот:

Клиент: «Мне не дают покоя мысли о смерти». Консультант: «Мысли о смерти...»

Клиент: «И мне хочется умереть». Консультант: «Хочется умереть...»

Клиент: «И я думаю о смерти даже сейчас». Консультант: «Прямо сейчас...».

Клиент выбрасывается в окно, снизу раздается звук ударившегося об асфальт тела – «бум». Консультант: «Бум...»

Б) Клиент: Я не знаю, возможно, наш брак не стоит того, чтобы мы продолжали жить вместе. Чего мы только не пробовали делать, чтобы изменить существующее положение.

Консультант: Вы чувствуете фрустрацию и подавленность от того, что вы пытаетесь разрешить существующий конфликт, а ваша жена не прилагает для этого никаких усилий. Она ведет себя так, как если бы уже поставила крест на ваших отношениях, и вы чувствуете безнадежность и беспомощность.

В) На консультацию пришла молодая женщина двадцати четырех лет. Суть ее проблемы заключалась в том, что она, осознавая бессмысленность своего непродолжительного брака для себя и отсутствие чувств со стороны своего мужа, отчаянно пыталась сохранить отношения из-страха «остаться одной».

Консультант: Да, Вы абсолютно правы, двадцать четыре года возраст весьма солидный. Кому нужна женщина в двадцать четыре года? Никому!

Клиентка: Но я еще довольно молода…

Консультант: Да что Вы мне говорите! Подумайте сами! Двадцать четыре года! Старая развалина! А что делать тридцатилетним?»

 Клиентка: Действительно, что это я? Как это глупо! У меня все еще впереди.

Г) Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже ду­мать. Уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.

Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избега­ете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.

Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...

Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не мо­жете решить, действительно ли хотите этого мужчину.

Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?

Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботит­ся о Вас.

Д) Клиент: Моя проблема в том, что меня не уважают окружающие меня люди.

Консультант: Вас не уважают абсолютно все люди вокруг?

Клиент: Ну, наверное, за исключением моих друзей. Самых близких.

Консультант: То есть, вы хотите сказать, что за исключением самых близких друзей вас вообще никто не воспринимает всерьез?

Клиент: Нет, ну конечно, на работе я пользуюсь определенным уважением у коллег…

Е) Клиент: Вы себе не представляете, как я так устал! Каждое утро мне приходится заставлять входить в свой рабочий кабинет…

Консультант: Похоже, вас беспокоят проблемы, связанные с вашей работой.

Клиент: Да, пожалуй… Все как-то сразу навалилось – и отчеты, и программы, да еще эта ненормальная из администрации… Я понимаю, это все обычная текучка, с которой надо справляться… Я не могу…

Консультант: Судя по всему, у вас сейчас большая нагрузка на работе и вам не хватает сил одновременно со всем справиться.

Ж) Консультант: …Вы чувствуете, будто она ускользает от вас… и это причиняет боль…

Клиент: Да. Я как будто сижу здесь в одиночестве. Знаете, я словно чувствую, что она ушла, а я так и осталась тут.

Консультант: Хм. Вы переживаете теперь именно это: она покидает дом, а вы здесь – в полном одиночестве.

Клиент: Да. Да. Да. Я чувствую себя действительно одинокой.

З) Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Иногда думаю, что надо все бросить и идти работать, а порой кажется, что сле­дует дальше учиться, но я не знаю, что выбрать.

Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, и Вам трудно решить, какой из двух путей сегодня более правильный.

И) Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Бо­лела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына... Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.

Консультант: Кажется, что проблемы никогда не закон­чатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.

К) Клиент: Моя жизнь абсолютно бессмысленна. Мне остается только умереть. У меня нет друзей. Родители всегда суют нос в мои дела.

Консультант: Вы чувствуете себя одиноким, затравленным и загнанным в ловушку, из которой не видите выхода.

Л) Клиент: Я не знаю, возможно, наш брак не стоит того, чтобы мы продолжали жить вместе. Чего мы только не пробовали делать, чтобы изменить существующее положение.

Консультант: Вы чувствуете фрустрацию и подавленность от того, что вы пытаетесь разрешить существующий конфликт, а ваша жена не прилагает для этого никаких усилий. Она ведет себя так, как если бы уже поставила крест на ваших отношениях, и вы чувствуете безнадежность и беспомощность.

М) Консультант: Вы говорите, что переживание чувства собственной уязвимости и обиды явилось лейтмотивом всей вашей жизни.

Н) Клиент: Я так расстроен!

Консультант: Да, я вижу, вы действительно расстроены.

О) Консультант: Что вы пытались делать, сталкиваясь в своей жизни с аналогичными ситуациями? (примеры Колесниковой Г.И., Коттлера Дж. и Брауна Р., Нельсон-Джоунса Р.)

26. Все участники сидят по кругу. Ведущий зачитывает разные высказыва­ния, участники должны сформулировать ответные, используя последовательно следующие техники второго этапа консультирования:

q Вопрос-эхо.

q Дословное повторение основных положений.

q Уточнение.

q Перефразирование.

q Отражение эмоций и чувств.

q Провоцирование.

Характер зачитываемых группе высказываний может ме­няться в зависимости от ее состава. Например:

1. «Вчера наш заведующий опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников. Как будто я первый год работаю, и мне надо объяснять, как распределять обязанности в отделе. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

2. «Моя жизнь абсолютно бессмысленна. Мне остается только умереть».

3. «Я не знаю, что мне делать – оставаться в браке или развестись».

4. «Я хочу провести этот отпуск в полном одиночестве. Без семьи, без проблем, без забот, без хлопот. Подумать, разобраться в себе».

5. «Вчера супруг опять сделал мне замечание в при­сутствии наших гостей. Как будто я ничего не умею сама и мне надо объяснять, как сделать так, чтобы выглядело хорошо. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой» (примеры Быкова А.
К., Колесниковой Г.И., Коттлера Дж. и Брауна Р., Нельсон-Джоунса Р.)
.

27.  Используются материалы для игры «Конверт откровений». Все сидят в кругу. Каждый продолжает предложенную ему фразу. Остальные участники, используя одну из техник второго этапа консультирования, реагируют на эту фразу.

    28. Участникам предлагается разыграть приведенные ниже ситуации (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.) .


Увольнение

Участники: начальник и его подчиненный.

Информация: Сотрудник приходит к начальнику от­дела и сообщает, что хочет уволиться. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.

Инструкции: Ты начальник. К тебе приходит подчи­ненный, который выражает желание уйти с работы. Это является неожиданностью для тебя. Попробуй выяснить настоящую причину ухода.

Ты подчиненный. Идешь к начальнику, чтобы про­информировать его о своем желании уйти с работы. Истинной причины ухода начальник не знает. Объяви причину только тогда, когда почувствуешь, что между вами хороший контакт.

Дополнительная инструкция сотруднику: На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться. Мож­но причину придумать самому.

Путевка

Участники: сын и мать.

Информация: Сын уговаривает мать поехать в сана­торий. Мать живет с семьей сына.

Мать отказывается, говоря, что семье сына будет сложно самим справиться с хозяйством, с детьми.

Дополнительная инструкция: На самом деле у нее появился знакомый, с которым она не хотела бы сейчас расставаться.

На курсы усовершенствования

Участники: Заместитель директора, заведующий от­делом.

Информация: Заместитель директора хочет послать на курсы усовершенствования 55-летнего заведующего отделом.

Задача: Побеседовать с заведующим отделом, ис­пользуя ТАС.

Дополнительная инструкция: Вы заведующий отде­лом. Вы отвечаете заместителю директора раздражен­но: «Милый мой человек, мне 55 лет, и я уже слишком стар, чтобы садиться за школьную скамью. 30 лет счита­ли меня порядочным человеком, все остались мною до­вольны, и я имею полное право без всяких курсов до­жить до пенсии».

Дата: 2018-11-18, просмотров: 743.