Процедура активизации памяти клиента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Техники отражения содержания и чувств

Насыщение пауз Использование пауз молчания является терапевти­чески ценным, т.к. оно: q увеличивает эмоциональное взаимопонимание кон­сультанта и клиента; q предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, пове­дение; q позволяет клиенту понять, что ответственность за бе­седу лежит на его плечах. Важнейшие смыслы молчания в консультирова­нии: 1. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут вы­ражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования. 2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие ре­альной активности, а может свидетельствовать о том, что клиент ищет нужные слова для продолжения своего повествова­ния, взвешивает то, о чем шла речь перед этим, пытается оценить возникшие во время беседы догадки; а консультант может в это время обдумывать про­шедшую часть беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенап­равленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы. 3. Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга. 4. Пауза молчания, особенно если она субъективно не­приятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы. 5. Молчание в некоторых случаях выражает сопротивле­ние клиента процессу консультирования: «Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня».

Продолжение таблицы 8

  6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа про­текает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, одна­ко, увеличивают тревогу клиента. 7. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. В случае, когда кли­ент умолкает и молчание длится долго, целесообразной будет фраза консультанта: «Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?» или «Что важ­ное для себя Вы слышите в этом молчании?». Однако нужно учитывать, что клиент сам отвечает за прекраще­ние молчания.
Провоцирование клиента Клиент: У меня никогда ничего не получалось. Консультант: У Вас никогда-никогда ничего не получалось? Слова клиента ставятся под сомнение с целью помочь клиенту взглянуть на проблему с другой стороны. Техника реализуется разными способами: 1. «Усиление ситуации» – повторения слова, несущего основную информационную нагрузку (как в примере выше). 2. Акцентирование внимания клиента на искажении в его восприятии. Например: «Меня все ненавидят». Консультант: «Вас все-все ненавидят?» 3. При избегании клиентом проблемы. Например: «У меня все хорошо... Да, хорошо...». Консультант: «У Вас действительно все хорошо?» или «У Вас все-все хорошо?». 4. Парадоксальные вопросы (см. выше). При применении провоцирования необходимо учитывать возраст, образование, социальный статус, личностные особенности клиента, лучше не сообщать клиенту о том, что его намеренно провоцировали, важно быть очень осторожным в формулировках, чтобы не травмировать клиента.

Продолжение таблицы 8

Процедура определения основной темы взаимодействия Выдвижение и проверка гипотез Гипотеза – это предположение консультанта относительно ситуации клиента. Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Важно учитывать, что каждый клиент по-своему воспринимает окружающую действительность, поэтому не так важны действительные сложности отношений клиента с окружающими, как отношения клиента к ним. Для проверки своих консультативных гипотез психолог-кон­сультант может избрать два алгоритма (Алешина Ю.Е.): 1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточ­нение возникших у консультанта идей. 2. Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спро­сить его, что он по этому поводу думает. Как правило, клиент редко соглашается с гипотезой консультанта, завязывает диалог и гипотеза корректируется. В любом случае для того, чтобы гипотеза кон­сультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть: q тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента; q типичны для жизни клиента; q желательно развернуты, описывать негативные, позитив­ные и нейтральные характеристики отношений. В подробном рассказе о ситуации должно быть отражено: когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.

Продолжение таблицы 8

  Работа с конкретными ситуациями позволяет избежать субъективности, односторонности, позволяет разнопланово проанализировать реальность клиента. В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы с помощью вопросов, а клиент в ходе ответов на эти вопросы осознает и принимает данную информацию. Гипотеза должна быть сформулирована максимально просто и адекватно выражена для клиента. Во время консультирования не нужно открывать клиенту все свои предположения, достаточно показать клиенту вариант логики в его поведе­нии.
Определение основной темы взаимодействия Реализация данной техники предполагает фиксацию консультанта на ключевых словах клиента. Абрамова Г.С. предлагает такой критерий определения ключевого слова: оно не может быть заменено синонимом. Также индикаторами основной темы взаимодействия являются повторяющиеся элементы в речи клиента – они указывают на самые интенсивные реакции, на наиболее эмоционально окра­шенные области опыта.
Иллюстрация собственного участия клиента в событиях своей жизни Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное учас­тие в событиях его жизни. Отвечая на вопросы психолога, клиент анализиру­ет свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их. Также можно использовать постановку клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собст­венное поведение.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 472.