Техники отражения содержания и чувств
Продолжение таблицы 8
6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, однако, увеличивают тревогу клиента. 7. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. В случае, когда клиент умолкает и молчание длится долго, целесообразной будет фраза консультанта: «Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?» или «Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?». Однако нужно учитывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания. | ||
Провоцирование клиента | Клиент: У меня никогда ничего не получалось. Консультант: У Вас никогда-никогда ничего не получалось? Слова клиента ставятся под сомнение с целью помочь клиенту взглянуть на проблему с другой стороны. Техника реализуется разными способами: 1. «Усиление ситуации» – повторения слова, несущего основную информационную нагрузку (как в примере выше). 2. Акцентирование внимания клиента на искажении в его восприятии. Например: «Меня все ненавидят». Консультант: «Вас все-все ненавидят?» 3. При избегании клиентом проблемы. Например: «У меня все хорошо... Да, хорошо...». Консультант: «У Вас действительно все хорошо?» или «У Вас все-все хорошо?». 4. Парадоксальные вопросы (см. выше). При применении провоцирования необходимо учитывать возраст, образование, социальный статус, личностные особенности клиента, лучше не сообщать клиенту о том, что его намеренно провоцировали, важно быть очень осторожным в формулировках, чтобы не травмировать клиента. |
Продолжение таблицы 8
Процедура определения основной темы взаимодействия | Выдвижение и проверка гипотез | Гипотеза – это предположение консультанта относительно ситуации клиента. Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Важно учитывать, что каждый клиент по-своему воспринимает окружающую действительность, поэтому не так важны действительные сложности отношений клиента с окружающими, как отношения клиента к ним. Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма (Алешина Ю.Е.): 1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей. 2. Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спросить его, что он по этому поводу думает. Как правило, клиент редко соглашается с гипотезой консультанта, завязывает диалог и гипотеза корректируется. В любом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть: q тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента; q типичны для жизни клиента; q желательно развернуты, описывать негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений. В подробном рассказе о ситуации должно быть отражено: когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние. |
Продолжение таблицы 8
Работа с конкретными ситуациями позволяет избежать субъективности, односторонности, позволяет разнопланово проанализировать реальность клиента. В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы с помощью вопросов, а клиент в ходе ответов на эти вопросы осознает и принимает данную информацию. Гипотеза должна быть сформулирована максимально просто и адекватно выражена для клиента. Во время консультирования не нужно открывать клиенту все свои предположения, достаточно показать клиенту вариант логики в его поведении. | ||
Определение основной темы взаимодействия | Реализация данной техники предполагает фиксацию консультанта на ключевых словах клиента. Абрамова Г.С. предлагает такой критерий определения ключевого слова: оно не может быть заменено синонимом. Также индикаторами основной темы взаимодействия являются повторяющиеся элементы в речи клиента – они указывают на самые интенсивные реакции, на наиболее эмоционально окрашенные области опыта. | |
Иллюстрация собственного участия клиента в событиях своей жизни | Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их. Также можно использовать постановку клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собственное поведение. | |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 515. |