1. « Да, я такой!» – «Это здорово!»
Все участники становятся в круг. По кругу каждый участник делает искренний комплимент своему соседу справа. В ответ он должен сказать: «Да, я такой …!» (и повторяет комплимент), остальные участники после этого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это здорово!».
2. «Обмен местами с комплиментами» (Арефьева И.Л, Лазарев Т.В.)
Участники стоят (сидят) в кругу. Ведущий в центре. Ведущий говорит одному из участников: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?». Предложение принимается. При встрече нужно пожать друг другу руки и обменяться комплиментами «Мне нравится в тебе…». Далее ведущий занимает место этого участника. А участник становится ведущим. Так местами должны поменяться все.
3. Сформулируйте различные варианты ободрения и успокаивания клиента, который испытывает:
1) Страх перед самораскрытием.
2) Неловкость от общения с незнакомым человеком.
3) Сильные эмоции, вызванные воспоминаниями.
4) Неуверенность, что он поступил правильно, обратившись за помощью к психологу.
Техники «Открытые и закрытые вопросы»
4. Поставьте вопрос к высказыванию, обоснуйте необходимость постановки именно этого вопроса. При обосновании вопроса обратите внимание на то содержание высказывания, которое вызвало вашу обратную связь. Соответствует ли ваш вопрос созданию предмета профессионального взаимодействия? (Абрамова Г.С.)
Высказывания:
1) «С ним вечно что-то случается».
2) «Бесполезно с ним о чем-то говорить».
3) «Было бы лучше, если бы мы жили подальше друг от друга».
4) «Не хочу о нем говорить».
5) «Бросьте, кто будет меня слушать».
6) «Разве в нашей жизни что-то можно изменить? »
7) «Лучше умереть, чем идти в школу».
8) «Вы у нас последняя надежда».
9) «Не о чем больше говорить».
10) «Вам хорошо говорить, вас этому специально учили, а нам каково?»
5. Оцените вопросы психолога к высказыванию клиента с точки зрения их целесообразности и правильности (Абрамова Г.С.).
Клиент: «Мой ребенок всегда действует необдуманно».
Вопросы психолога:
1) Почему вы так считаете?
2) Почему вы так решили ?
3) Как вы думаете, это его реакция на поступок?
4) Он сам сожалеет об этом ?
5) Давайте вместе поглядим, в чем это проявляется.
6) Может быть, вы ошибаетесь?
7) В каких ситуациях это проявляется ?
8) Вы не заметили, как к этому относятся окружающие?
9) Могли бы вы вспомнить ситуацию, когда он действует необдуманно?
10) В чем вы это увидели?
11) А какие действия вы имеете в виду?
12) В чем, вы считаете, это проявляется ?
13) Вас тревожат последствия этих действий ?
14) В чем это выражается?
15) Что вы чувствуете, когда видите необдуманный поступок ребенка?
16) А как это проявляется?
17) В чем именно это проявляется ?
6. Какие вопросы консультанта вызывает такое повествование клиента. Какие вопросы целесообразно задать в начале консультации, а какие – помнить и задать их после.
Консультант: Не могли бы Вы немного рассказать о проблемах, с которыми столкнулись в этом году? Начните с того, как попали сюда.
Клиент: Я много пил, потом развелся с женой, потерял все, что имел. Кроме того, начал употреблять наркотики. Я не знал, что со мной будет; уходил и бродил по пять дней – эти пять дней сливались (для меня) в один день. Без места, без цели... Я не мог есть, не мог спать. Я не знал, что мне делать. Пару дней жил у друга, потом сбежал.
7. Проанализируйте, какие ошибки в интервью допускает психолог, задавая следующие вопросы (Абрамова Г.С.):
1) Как к вам относится ваш муж ?
2) Почему вы сейчас замолчали?
3) Вы не хотели бы сказать это своему мужу?
4) Почему вы все время критикуете своего сына?
5) Вы ничего хорошего не скажете о себе?
6) Может быть, вы лучше об этом подумаете?
7) Кто вам это сказал?
8) Я не давала вам повода так думать!
9) Не спешите, я не успеваю записывать!
10) Надеюсь, вы придете еще не раз ко мне.
Угадай, кто?»
Каждому участнику на спину прикрепляется листок с названием сказочного персонажа или известной личности. Его задача – задать 10 вопросов, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет», и угадать свой персонаж. Участники свободно двигаются по комнате и угадывают свой персонаж.
9. Все участники объединяются в пары. Один произносит любую фразу. Задача второго – задавать вопросы типа «Если я правильно тебя понял, ты имеешь в виду…» до тех пор, пока не услышит ответ «да» 3 раза.
10. Участники объединяются в тройки: один участник играет роль клиента, другой – консультанта, третий – супервизора. Клиент описывает какое-либо затруднение в своей жизни. Задача консультанта – задать ряд вопросов и собрать информацию о клиенте по приведенным ниже параметрам, задача супервизора – зафиксировать все вопросы консультанта.
Параметры для консультанта:
q понимание проблемы клиентом;
q вероятные причины ее возникновения;
q отношения клиента со всеми действующими в рассказе лицами и их отношение к проблеме;
q попытки решить эту проблему – были ли когда-нибудь улучшения или ухудшения ситуации и с чем они связаны;
q чем именно вызвано обращение в консультацию именно сейчас.
Далее в кругу идет обсуждение вопросов, которые задавали консультанты, выявляются наиболее эффективные.
11. Участники объединяются в пары. Инструкция: «Желательно объединиться с теми, кого знаете совсем мало или не знаете совсем. Представьте себе ситуацию, когда вы можете задать только 3 вопроса незнакомцу, а после этого вам необходимо, основываясь на полученных ответах, подробно рассказать о том, что собой представляет этот человек. Какие вопросы вы бы задали. Задайте эти вопросы своему партнеру. После этого вам нужно будет представить своего партнера группе» (Анн Л.Ф.).
12. «Горячий стул» (из практики гештальт-терапии). Один из участников занимает «горячий стул», сидя на котором он соглашается как можно более честно отвечать на любые задаваемые вопросы. Все остальные участники по кругу задают ему по одному вопросу. Далее идет обсуждение наиболее «удачных» вопросов.
13. Участникам демонстрируются видеофрагменты из телевизионных передач, в которых героям ведущие задают вопросы для прояснения их жизненной ситуации (например, передачи «Понять, простить», «Модный приговор»). Задачи участников:
а. определить, какие вопросы являются эффективными и способствуют самораскрытию героя, а какие – нет;
б. определить, какие техники используют ведущие передачи (например, открытые / закрытые, краткие, парадоксальные вопросы и т. д.);
в. сформулировать свои вопросы к героям передачи.
14. Участники объединяются в тройки: один участник играет роль клиента, другой – консультанта, третий – супервизора. Задача консультанта – задать ряд вопросов и собрать информацию о клиенте, используя приведенную ниже схему интервью, задача супервизора – зафиксировать все вопросы консультанта.
Типичные области жизни взрослого человека (Елизаров А.Н.):
1. Личностные цели и пути их реализации. Продвижение по пути достижения этих целей или отказ от их достижения. Модификация личностных целей в процессе жизненного пути.
2. Работа человека. Выбор профессии, профессиональное самосовершенствование. Желание сменить направление профессиональной ориентации. Удовольствие или неудовольствие, которое получает человек от работы. Пути оптимизации отношений между человеком и его профессией.
3. Межличностные отношения в трудовом коллективе и пути их оптимизации.
4. Отношения с человеком противоположного пола. Поиск брачного партнера, супружеские отношения. Как человек реализует себя в этой области. Чем он здесь доволен, а чем нет. Что пытался изменить и как? В чем его ошибки?
5. Отношения с детьми, проблемы воспитания детей в семье.
6. Отдых человека и его действия по обеспечению собственного здоровья. Типичные формы отдыха, способы организации досуга. Возможные пути оптимизации этого.
Далее в кругу идет обсуждение вопросов, которые задавали консультанты, выявляются наиболее эффективные.
15. Участники объединяются в тройки: один участник играет роль клиента, другой – консультанта, третий – супервизора. Задача консультанта – задать ряд вопросов и собрать информацию о клиенте, используя приведенную ниже схему интервью, задача супервизора – зафиксировать все вопросы консультанта.
Схема интервью (Малкина-Пых И.Г.):
1. Демографические данные (пол, возраст, род занятий, семейное положение).
2. История возникновения проблемы: когда клиент столкнулся с проблемой, что еще происходило в это время. Как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как клиент ее переживает, насколько серьезно она его беспокоит, каково отношение к ней. В каком контексте она проявляется, влияют ли на ее проявления какие-либо события, связаны ли ее проявления с какими-либо людьми, чье вмешательство делает ее острее или слабее. Каковы ее положительные последствия, какие трудности она вызывает, как клиент пытался ее решить и с каким результатом.
3. Получал ли клиент психиатрическую или психологическую помощь в связи с данной или другими проблемами.
4. Образование и род занятий, в том числе и отношения с одноклассниками, учителями в школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, наиболее стрессогенные факторы в этой сфере.
5. Здоровье (заболевания, наиболее важные проблемы со здоровьем в настоящем, забота о здоровье со стороны родителей и в семье, нарушения сна, аппетита, использование лекарств и т.д.).
6. Социальное развитие (наиболее важные события в жизни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, работа, занятия, общение, хобби, ценности, верования).
7. Семья, семейное положение, взаимоотношения с противоположным полом, секс. Данные о родителях, отношениях с ними в прошлом и настоящем, родительские санкции по отношению к клиенту; какие качества, по мнению клиента, он получил от отца, матери; их совместные занятия. Данные о сестрах и братьях, их отношениях, кого из них клиент любил больше или меньше, кого из них больше любила мать (отец), с кем клиенту было лучше (хуже). Отношения с противоположным полом, причины, по которым они прерывались. Отношения с супругом. Дети (количество, возраст). Кто еще живет вместе с клиентом. Сексуальный опыт, формы сексуальной активности.
8. Стереотипы реагирования – исследуются на основании наблюдения за невербальным поведением.
Далее в кругу идет обсуждение вопросов, которые задавали консультанты, выявляются наиболее эффективные.
16. Участники объединяются в тройки: один участник играет роль клиента, другой – консультанта, третий – супервизора. Задача консультанта – задать ряд вопросов и собрать информацию о клиенте, используя приведенную ниже схему интервью, задача супервизора – зафиксировать все вопросы консультанта.
Схема интервью (Кочюнас Р.):
1 Демографическая информация:
а. возраст клиента;
б. семейное положение;
в. профессия;
г. образование.
2. Актуальные проблемы и нарушения:
а. возникновение, развитие и продолжительность затруднений;
б. события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;
в. возраст, в котором возникли проблемы;
г. изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;
д. непосредственная причина обращения клиента;
е. предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;
ж. употребление лекарств;
з. семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).
3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):
а. раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);
б. дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);
в. младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);
г. отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);
д. взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).
Далее в кругу идет обсуждение вопросов, которые задавали консультанты, выявляются наиболее эффективные.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 541.