Шкала оценки навыков построения отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(5) Всегда; (4) Почти всегда; (3) Иногда; (2) Редко; (1) Никогда

Самосознание

Я нахожусь в контакте со своими чувствами.

Наедине с самим собой я чувствую себя комфортно.

Я осознаю свои страхи, тревоги и нерешенные конфликты.

Самораскрытие

Я искренне и понятно выражаю свои чувства.

В общении я точен и выразителен.

Я открыто делюсь своими мыслями и чувствами.

Активное слушание

Я умею сосредоточиваться на том, что говорят другие, и могу воспроиз­вести основной смысл их сообщений

Когда я слушаю, я демонстрирую внимание и заинтересованность.

Я способен игнорировать внутренние и внешние стимулы, отвлекающие мое внимание.

Реагирование

Другие люди воспринимают меня как надежного человека, с которым можно поговорить.

Я умею показывать свое понимание услышанного.

Я понимаю мысли и чувства, стоящие за поведением других людей.

Инициирование

Я способен увлечь другого человека.

Я могу способствовать раскрытию другого человека.

Я могу плавно и естественно оживить беседу.

Установки

Я не осуждаю и принимаю других людей, даже если их ценностные ори­ентации и мнения отличаются от моих собственных.

Я отношусь благожелательно и уважительно к другим людям.

Я умею заботиться и сострадать.

Способность справляться с конфликтами

Я умею вступать в конфронтацию с другими людьми, не вынуждая их при этом занимать оборонительную позицию.

Я беру на себя ответственность за роль, которую я играю в создании кон­фликтов.

Я умею разряжать взрывоопасные ситуации.

Е) «Очень ничего» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)

Ведущий расспрашивает участников, какого уровня профессионализма они достигли в ходе профессиональ­ной подготовки. Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:

 

Уровень профессионализма Число человек
Ничего  
Очень ничего  
Очень-очень ничего  

Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уров­нем своего профессионализма? Считаете ли его доста­точным? Должны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем профессионализма? Каковы главные по­мехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повышения профессионализма и качества психологических услуг? Обсудите с участни­ками группы, какие качества повышения профессиона­лизма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для моз­гового штурма по выявлению путей повышения профес­сионализма и повышения качества предлагаемых пси­хологических услуг.

Упражнения на развитие наблюдательности психолога-консультанта и учет невербальных параметров взаимодействия

А) «Гостиница» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)

В гостинице есть три свободных номера. Админист­ратору дано указание поселить в них психологов. Одна­ко информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для психологов». Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостини­цу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, жела­ющие заполучить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за психологов. Ему нужно быть начеку.

Один человек из группы выбирается администрато­ром. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих психолога, они втайне назначены ведущим). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психоло­гов. Администратор должен на свое усмотрение посе­лить трех человек.

Обсуждение: группа анализиру­ет, что было ключевым в оценивании человека как пси­холога. Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль психолога? На что ориентировались психологи, воплощая этот образ?

Б) Все участники встают по кругу. Ведущий выходит из круга и участия в упражнении не принимает. Инструкция: «Мысленно выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Ин­формацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами. Предлагать варианты проведе­ния завтрашнего дня начнете все одновременно по сигналу».

При обсуждении упражнения ведущий обращает внима­ние на правильность понимания участниками друг друга, а также на то, что помогало и что мешало достижению этого понимания. Обычно возникающие идеи группируются во­круг необходимости сосредоточиться на партнере и нахож­дении адекватных средств, обеспечивающих однозначное тол­кование невербальных посланий и их понимание (Быков А.К.).

 

В) Участники объединяются в группы по 6-7 человек. Задается ситуация – каждая группа попала на свой остров. Их задача – общаясь только невербально, договориться о следующем: как будет называться их остров, на который они попали, как будет осуществляться управление, какие будут действовать законы. На это отводится 5-7 минут. После этого группы (уже вербально) рассказывают о своем острове. Обсуждение: что получилось, что было сложно, что помогало при взаимодействии.

Г) Участники объединяются в пары. Задание 1. В течение 5 минут молча смотрите друг на друга.

Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать пись­менные ответы: «Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки?» А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров пере­ходит в пару, сидящую слева от него. В течение 1 мин молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся ва­шего партнера, на которые надо будет дать письменные от­веты: «Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде?» Повернитесь лицом друг к другу и проверьте пра­вильность ваших ответов (Быков А.К.).

 

Д)  Упражнение проводится в начале дня. Все участники си­дят по кругу. Инструкция. Внимательно посмотрите друг на друга. По­старайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у вас будет 3 мин.

Через 3 мин ведущий продолжает инструкцию: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом чело­веку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчерашним вы в нем увидели. Будьте внимательны и поста­райтесь никого не пропустить» (Быков А.К.).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 419.