(5) Всегда; (4) Почти всегда; (3) Иногда; (2) Редко; (1) Никогда
Самосознание
Я нахожусь в контакте со своими чувствами.
Наедине с самим собой я чувствую себя комфортно.
Я осознаю свои страхи, тревоги и нерешенные конфликты.
Самораскрытие
Я искренне и понятно выражаю свои чувства.
В общении я точен и выразителен.
Я открыто делюсь своими мыслями и чувствами.
Активное слушание
Я умею сосредоточиваться на том, что говорят другие, и могу воспроизвести основной смысл их сообщений
Когда я слушаю, я демонстрирую внимание и заинтересованность.
Я способен игнорировать внутренние и внешние стимулы, отвлекающие мое внимание.
Реагирование
Другие люди воспринимают меня как надежного человека, с которым можно поговорить.
Я умею показывать свое понимание услышанного.
Я понимаю мысли и чувства, стоящие за поведением других людей.
Инициирование
Я способен увлечь другого человека.
Я могу способствовать раскрытию другого человека.
Я могу плавно и естественно оживить беседу.
Установки
Я не осуждаю и принимаю других людей, даже если их ценностные ориентации и мнения отличаются от моих собственных.
Я отношусь благожелательно и уважительно к другим людям.
Я умею заботиться и сострадать.
Способность справляться с конфликтами
Я умею вступать в конфронтацию с другими людьми, не вынуждая их при этом занимать оборонительную позицию.
Я беру на себя ответственность за роль, которую я играю в создании конфликтов.
Я умею разряжать взрывоопасные ситуации.
Е) «Очень ничего» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)
Ведущий расспрашивает участников, какого уровня профессионализма они достигли в ходе профессиональной подготовки. Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:
Уровень профессионализма | Число человек |
Ничего | |
Очень ничего | |
Очень-очень ничего |
Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уровнем своего профессионализма? Считаете ли его достаточным? Должны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем профессионализма? Каковы главные помехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повышения профессионализма и качества психологических услуг? Обсудите с участниками группы, какие качества повышения профессионализма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для мозгового штурма по выявлению путей повышения профессионализма и повышения качества предлагаемых психологических услуг.
Упражнения на развитие наблюдательности психолога-консультанта и учет невербальных параметров взаимодействия
А) «Гостиница» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)
В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание поселить в них психологов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для психологов». Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие заполучить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за психологов. Ему нужно быть начеку.
Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих психолога, они втайне назначены ведущим). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психологов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.
Обсуждение: группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как психолога. Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль психолога? На что ориентировались психологи, воплощая этот образ?
Б) Все участники встают по кругу. Ведущий выходит из круга и участия в упражнении не принимает. Инструкция: «Мысленно выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами. Предлагать варианты проведения завтрашнего дня начнете все одновременно по сигналу».
При обсуждении упражнения ведущий обращает внимание на правильность понимания участниками друг друга, а также на то, что помогало и что мешало достижению этого понимания. Обычно возникающие идеи группируются вокруг необходимости сосредоточиться на партнере и нахождении адекватных средств, обеспечивающих однозначное толкование невербальных посланий и их понимание (Быков А.К.).
В) Участники объединяются в группы по 6-7 человек. Задается ситуация – каждая группа попала на свой остров. Их задача – общаясь только невербально, договориться о следующем: как будет называться их остров, на который они попали, как будет осуществляться управление, какие будут действовать законы. На это отводится 5-7 минут. После этого группы (уже вербально) рассказывают о своем острове. Обсуждение: что получилось, что было сложно, что помогало при взаимодействии.
Г) Участники объединяются в пары. Задание 1. В течение 5 минут молча смотрите друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы: «Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки?» А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение 1 мин молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся вашего партнера, на которые надо будет дать письменные ответы: «Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде?» Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов (Быков А.К.).
Д) Упражнение проводится в начале дня. Все участники сидят по кругу. Инструкция. Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у вас будет 3 мин.
Через 3 мин ведущий продолжает инструкцию: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчерашним вы в нем увидели. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить» (Быков А.К.).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 467.