Характеристики видов психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вид психологической помощи? Вид психологической помощи? Вид психологической помощи? Субъект 1. Врач, психолог, педагог. 2. Врач. 3. Психолог. Объект 4. Клиент. 5. Пациент / клиент. 6. Пациент. Статус (к какой области знаний относится) 7. Интердисциплинарный статус: на стыке медицины, психологии, социологии, педагогики… 8. Психология. 9. Медицина. Цель 10. Ликвидация симптомов и возврат к норме индивидуального и социального функционирования. 11. Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности. 12. «Развитие – образование – профилактика».   13. Разрешение внутренних проблем, индивидуальное развитие, личностный рост и оптимизация качества жизни. 14. «Исправление – регулирование – лече­ние».   15. Личностные изменения, оптимизация взаимоотношений. 16. Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов.

17. Общая цель – помощь людям в решении задач развития,

 соответствующих их возрасту.

Состояние  психики клиента / пациента 18. «Болезнь». 19. «Пограничная норма». 20. «Хорошая норма».

Продолжение таблицы 4


Кто несет

Ответственность за решение

Проблемы

21. Клиент.

22. Терапевт.

23. Терапевт и клиент «на равных»

24. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность ре­комендаций по разрешению данной проблемы.

Взаимодействие

25. «Взрослый–Ребенок».

 

 

Партнерские

 отношения.

Включенность, сопереживание терапевта.

27. «Взрослый–Взрослый».

 

28. Отстраненность,

манипулятивность терапевта.

Интерпретация человека

29. Представления о человеке как ценности, выражающей себя через переживания, которые определяют пути и способы совладания с внешними и внутренними конфликтами.

Соотносит норму с патологией.

Опирается на анализ объективных данных о функциях органов и систем.

Фокус внимания психотерапевта

32. На индивидуальных проблемах, на жизненных смыслах, на ресурсах (саногенный подход).

33. На факте нарушения функционирования и несостоятельности (фактогенный подход).

Ориентация

Невротические,

Психопатические личности и т. д.

35. Клинически здоровые личности.

36. Люди, имеющие в повседневной жизни психологические проблемы и трудности или ставящие перед собой задачи дальнейшего развития.

Диагноз

Психиатрический.

38. Психологический.

39. Вероятностный.

40. Статистически обоснованный.

Фокусировка отношений на:

Симптоме, болезни, методике, результате.

Ресурсах, потенции, включенности во взаимодействие.

Характер

Проблем

Клиентов

43. Структурная перестройка личности.

44. Ситуативные, ясно осознаваемые, актуальные и недавно проявившиеся проблемы.

Ситуационные проблемы взаимодействия личности и среды, изменение поведения, развитие личности клиента.

                 

Продолжение таблицы 4

Степень  осознанности решения проблем 46. Ориентация на бессознательные процессы.

47. Проблемы решаются как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне.

48. Проблемы решаются на уровне сознания.

Временной вектор 49. На настоящее и  будущее клиента.

50. На прошлое, настоящее и будущее клиента.

51. Истоки проблем часто находятся в прошлом.


Теоретическая основа

52. Научная психология.

53. Медицина.

54. Психологические теории и концепции.

Используемые методы и техники

55. Терапевтические техники.

56. Консультативные техники.

57. Клинико-психологические вмешательства, или

интервенции.

Длительность помощи

58. Самая длительная.

59. Чаще длительная.

60. Краткосрочная.

Основные

Критерии

Эффективности

Субъективное внутреннее состояние разрешенности

Проблемы.

Объективные показатели восстановленного здоровья.

Статистическая оценка результата.

Улучшение качества жизни.

Устойчивый характер

Ремиссии.

Учреждение, где проводится

Лечебные

Учреждения.

Медико-

психологические центры.

Организационные структуры.

Психологические центры.

70. Учреждения образования.
                   

2. Проанализируйте представленные ниже фото кабинетов психологов (рис. 1) по следующим критериям:

1. Размер и форма.

2. Мебель и ее расположение.

3. Интерьер.

4. Функциональность (соответствие целям консультирования).

5. Какие ощущения у клиента вызывает.

 1 2
3 4
5 6
7 Рис. 1.   8
9 10
11 12
13 14
15 Продолжение рис. 1. 16
17 18
19 20
21 22
23 Продолжение рис. 1. 24
25 26
27 28
29 30
31 Продолжение рис. 1. 32
33 34
35 Продолжение рис. 1.   36

3. Представьте, что вам предстоит провести первую консультацию, и вы сами можете выбрать, в каких условиях она будет проходить. Как бы вы подготовили помещение для консультации? Используя представленные ниже предметы мебели и интерьера (рис. 2), смоделируйте кабинет для:

1. Индивидуального консультирования.

2. Группового консультирования.

3. Семейного консультирования.

Примечание: все предметы должны быть заранее вырезаны, моделирование осуществляется на листе форматом А4, расположение окон, дверей и стен предлагается дорисовать.

 

Рис. 2.

 

 

                   

Продолжение рис. 2.


 

Продолжение рис. 2.

 


 

Продолжение рис. 2.

 


 

 

 

Продолжение рис. 2.

         

 

 

  Продолжение рис. 2.

       

 

Продолжение рис. 2.

 

                 

 

Продолжение рис. 2.

4. Проанализируйте приведенные ниже фото расположения психолога-консультанта и клиента (рис. 3) по следующим критериям:

1. Комфортность для клиента.

2. Комфортность для консультанта.

3. Какое влияние на беседующих оказывает.

4. Соответствие требованиям консультативного процесса.

 

1   2
Рис. 3. 3   4
5 6
7 8
9 Продолжение рис. 3. 10
11 12
13 14
15 Продолжение рис. 3. 16

5. Составьте рекламный буклет центра психологического консультирования. Постарайтесь максимально выгодно представить: характер услуг, которые вы оказываете в вашем центре, преимущества помещения, в котором располагается центр (можно использовать рисунки), чем ваш центр отличается от подобных, на какой контингент рассчитан и т. д.

6. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент начала консультации. Подробно опишите: какие техники использует консультант и как это влияет на клиента, какие ложные ожидания существуют у клиента.

Клиент : Моя мама сказала, что я должен к вам обратиться, но я действительно не знаю, чем вы можете мне помочь.

Консультант : Что, по мнению вашей мамы, я могу для вас сделать?

Клиент : Ну, я не знаю. Она что-то говорила о том, что вы выслушаете меня и решите мою проблему.

Консультант : Поскольку я не знаю, в чем именно состоит ваша проблема, может быть, будет лучше, если я сначала объясню, чем я занимаюсь. Люди, которые приходят ко мне, хотят лучше себя узнать, понять, почему они делают то, что делают, почему они постоянно совершают одни и те же ошибки.

Люди приходят ко мне потому, что здесь они чувствуют себя в безопасности. Они могут говорить о чем угодно, зная, что я не буду их критиковать и внимательно их выслушаю. Все, что они расскажут, останется в тайне, если только они не хотят причинить вред себе или кому-то еще. Большинство людей также ценят то, что я абсолютно честен с ними.

Но я не только хороший и надежный слушатель, моя работа также состоит в том, чтобы помочь вам определить то, что вы хотите, и что необходимо изменить в вашей жизни, и затем помочь вам достичь этих изменений. Позже этот опыт окажется полезным, так как он будет помогать вам добиваться желаемого.

 

7. Представьте, что вы начинаете консультацию одного из клиентов, перечисленных ниже. Составьте стенограмму речи консультанта. Вам нужно отразить в стенограмме реализацию консультантом процедуры встречи клиента, процедуры установления положительного эмоционального настроя клиента, процедуры снятия психологических барьеров клиента.

Возможные клиенты:

q Ученик начальной школы.

q Врач с большим стажем работы.

q Стеснительный молодой человек.

q Женщина 33 лет.

8. Упражнения на осознание влияния личности психолога на процесс консультирования:

А) Определите, какими личностными качествами должен обладать человек, в обществе которого вы бы чувствовали себя комфортно? Какими из этих характеристик обладаете вы? Оформите в виде эссе.

 

Б) «Сочинение на тему: «Психолог-консультант – это человек, который...»» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)

Обсуждение: зачитать вслух, найти общее и устано­вить различия. Подчеркнуть, что в этом обобщенном портрете подходит именно вам. Взять каждое слово из списка, характеризующее качество, и описать то пове­дение, те навыки, которые должны соответствовать это­му качеству психолога.

В) «Требуется психолог» (И.В. Бачков)

Ведущий объявляет, что он становится редактором газеты бесплатных объявлений. Каждый из участников может поместить в газету объявление о приглашении на работу психолога. В объявлении не ограничивается ко­личество слов или размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кан­дидату в психологи, весь набор качеств, которыми он должен обладать, можно нарисовать его портрет. Мож­но рассказать о себе, своем деле, фирме или организа­ции. Следует только помнить, что объявлений о пригла­шении на работу будет много и каждому участнику надо позаботиться, чтобы именно его привлекло внимание. Время на подготовку – 10 минут. Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча чи­тают объявления. Каждый имеет право нарисовать кру­жок на том объявлении, которое привлекло его внима­ние, и он готов связаться с его подателем. Затем листы с объявлениями снимаются. Каждый может посмотреть, отозвались ли на его приглашение, и подсчитывает коли­чество кружков на листах. Ведущий предлагает каждому по кругу назвать одну цифру – количество доставшихся выборов.

Вопросы для обсуждения: чем характеризуется объявление, набравшее наибольшее число заинтересо­ванных ответов? Что помешало откликнуться на другие объявления? Какие требования чаще всего выдвигались к кандидату в психологи? Какие требования нанимателя легче всего удовлетворить? Чем легче всего заинтересо­вать человека? Обнаружились ли «секреты» помещения объявлений о вакансиях, обеспечивающих отклики нуж­ной категории кандидатов?

 







Г) «Плохой психолог» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)

Из числа участников выбирается студент на роль «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психологом, либо, наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбиваются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы «обви­нителей» – выделить негативную черту «плохого психо­лога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» высказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» – най­ти объяснения проявлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу». Выс­казывания говорятся в лицо «плохому психологу», он дол­жен видеть, кто говорит. Затем слово дается герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога.

Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостатки, умение «держать удар».

 

Д) «Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога» (С.Ю. Смагина)

Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значи­мых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В завершении встречи группе предлагается организовать совмест­ное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники тренинга зачитывают сформулиро­ванные ими законы. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс практического психолога.

 

9. Упражнения на самоосмысление психолога-консультанта:

А) Исходная диагностика «Нуль-тест» (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.)

Ведущий раздает копии теста членам группы и про­сит их заполнить. Заполненные формы не собираются, участникам предлагается сохранить их до окончания изучения курса,  пересмотреть свои рейтинги и проанализировать, в ка­ких позициях произошли изменения, а какие все еще требуют внимания.

Инструкция: «Оцените себя и ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 – низший балл, 10 – наивысший балл)».

 

1 Как много вы знаете о мотивации и поведении людей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 Насколько вы свободно общаетесь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 Насколько вы удовлетворены образом своего Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4 Что вы думаете о том, насколько остальные ценят вас как психолога 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 Как вы сами оцениваете себя как психолога 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

6 Как много вы знаете о работе практического пси­холога 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7 Насколько у вас богатый опыт в практической психологии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8 Какую роль играет получаемое образование в ус­пешности вашей профессиональной деятельности как психолога-практика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9 Насколько хорошо вы работаете над своим про­фессиональным совершенствованием 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 Насколько вы получаете удовольствие, помогая другим людям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 Насколько вы любите представлять себя в буду­щем практическим психологом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12 Насколько ваше профессиональное будущее за­висит от вас 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13 Насколько хорошо вам известны функциональ­ные обязанности и права практического психолога 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько вам свойственно:

14 Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я пони­маю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15 Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий дру­гих. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16 Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17 Конкретность. О себе я могу сказать, что вы­ражаюсь определенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соот­ношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

18 Инициативность. Во взаимоотношениях с други­ми я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19 Спонтанность. Непосредственность в проявле­нии себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Вопросы для обсуждения: какие направления в ва­шей работе или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными? Ваш ответ на вопрос год назад был бы таким же, как сейчас? Как вы приобретаете знания по различ­ным вопросам? Что должно быть сделано для улучше­ния ваших позиций?

 

Б)  Данная анкета предназначена для сти­муляции Ваших размышлений о поведении специалиста во время оказания психологической помощи. Такой ана­лиз даст возможность оценить Ваши навыки и прояс­нить те задачи, которые Вы можете ставить перед собой в профессиональном совершенствовании (Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.).

Работа состоит в следующем: 1. Ознакомьтесь со списком поведенческих призна­ков и выберите те из них, которые Вам следует исполь­зовать в своей практике чаще, чем Вы это делаете, и, с другой стороны, те, которые Вам следует применять реже либо избегать совсем. Поставьте «+» в соответствую­щем столбике. Если Вы удовлетворены частотой исполь­зования, поставьте « + » в соответствующей графе.



Анкета 1.

  Удовлетворен частотой использования Хотел бы использовать чаще Хотел бы использовать реже
1. чувствовать, что имеющихся у меня знаний достаточно для работы      
2. осознавать, почему я работаю в этой области      

 

3. сталкиваться с неожиданными эффектами своего воздействия      
4. заботиться о моральной стороне дела      
5. чувствовать себя нормально, работая с людьми высокого ранга      
6. активно слушать других      
7. оценивать степень своего влияния      
8. сдерживать агрессию      
9. ясно представлять теоретическую базу своей работы      
10. помогать людям в обнаружении их проблем      
11. задавать прямые вопросы      
12. пробуждать доверие к своим знаниям      
13. стремиться быть необходимым людям      
14. вызывать на откровенность      
15. предлагать найти ответ на вопрос      
16. рассчитывать, что человек будет использовать мое решение      
17. помогать человеку самому найти решение проблемы      
18. отвечать «нет» без чувства страха и вины      
19. работать в состоянии усталости или в условиях недостатка времени      
20. выносить на рассмотрение некоторые представления, на которые считаете важным опираться в работе      
21.чувствовать, что с этими конкретными людьми работать не особенно нравится      
22. приводить примеры других решений, принятых другими людьми      
23. брать на себя ответственность      
24. «психологически» защищаться самому      
25. просто прощаться, когда дело закончено      
26. считать, что неудача произошла из-за сопротивления клиента      

 

27. осознавать свои тенденции к соперничеству и сотрудничеству      

 



Анкета 2.

  Удовлетворен частотой использования Хотел бы использовать чаше Хотел бы использовать реже
1. говорить прилюдно      
2. говорить коротко и емко      
3. говорить убедительно      
4. побуждать других высказываться      
5. внимательно слушать      
6. придерживаться заранее продуманного по данной теме      
7. выражение одобрения, удовольствия, благодарности      
8. сообщение окружающим о своих чувствах      
9. сокрытие своих чувств      
10. открытое выражение несогласия      
11. выражение благодарности      
12. принятие (т.е. не избежание) конфликта и агрессии      
13. принятие разочарования      
14. доминирование в работе      
15. доверие другим      
16. оказание помощи      
17. оказание покровительства, защиты      
18. привлечение внимание к себе, своей личности      
19. отстаивание себя      
20. охотное принятие помощи других      
21. проявление решительности      
22. самокритичность      
23. умение терпеливо ждать      

 

24. уединение для чтения и размышления      
25. миротворчество, помощь в достижении согласия      
26. работа с закрытостью, скрываемыми чувствами и переживаниями      
27. замечать напряжение слушателей      
28. замечать уровень заинтересованности      
29. быть чувствительным к индивидуальным переживаниям окружающих      
30. замечать реакцию на свои реплики и комментарии      
31. спрашивать мнение других      
32. работать над тем, чтобы никто не оказался проигнорированным      

 

    В) Ниже приводится список некоторых личных качеств, которыми должен обладать эффективный консультант. Оцените, где вы находитесь сейчас и где вы хотели бы быть по каждой из характеристик, которая, как вам кажется, определяет професси­ональную успешность консультанта (Коттлер Дж., Браун Р.).

Личное качество Где я сейчас Где я хочу быть
Доверие к себе 1234567 1234567
Энергичность 1234567 1234567
Чувство юмора 1234567 1234567
Гибкость 1234567 1234567
Способность к разумному риску 1234567 1234567
Эмоциональная устойчивость 1 234567 1234567
Честность 1234567 1234567
Способность сопереживать 1234567 1234567
Надежность 1234567 1234567

 

    Подумайте, каким образом вы собираетесь переместиться оттуда, где вы сейчас, туда, где вы хотите быть? Опишите, что вам могло бы в этом помочь? Оформите в виде эссе.

Г) Ответьте на приведенные ниже вопросы  К. Роджерса, обращенные к консультанту. Оформите в виде эссе.

1. Могу ли я быть таким, чтобы другие люди воспринимали меня как достаточно надежного человек?

2. Могу ли я отчетливо выражать свои мысли, чтобы в общении меня понимали недвусмысленно?

3. Могу ли я иметь в отношении другого человека установки, базирующиеся на теплоте, заботе, уважении, заинтересованности?

4. Могу ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отличаться от других?

5. Могу ли я чувствовать себя достаточно самоуверенным, чтобы позволить другому человеку быть иным, отличным от меня?

6. Могу ли я позволить себе полностью погрузиться в мир чувств и личностных смыслов другого человека, чтобы испытать сходные переживания?

7. Могу ли я принять другого человека таким, какой он есть? Удастся ли мне передать ему это?

8. Могу ли я быть достаточно чутким в отношении другого человека, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза?

9. Могу ли я освободить другого человека от опасности внешних оценок?

10. Могу ли я принять другого человека как находящегося в процессе становления или я буду стеснен его и своим опытом?

Д)  Оцените уровень развития своих навыков построения отношений по приведенной ниже шкале (Коттлер Дж., Браун Р.). Результаты оформите в виде эссе.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 480.