Форма организации учебно-воспитательного и тренировочного процесса — способ взаимодействия между учеником и учителем, или способ организации взаимоотношений: урок, соревнования, выставки, турпоход, экскурсии.
Способы взаимоотношений:
– индивидуальные формы работы;
– репетиторство;
– индивидуальная педагогика спортсмена;
– коллективная форма работы; – групповая форма работы (урок); – массовые (соревнования).
Классификация форм деятельности спортивного педагога:
1. Работа в школе:
– классная работа (проведение занятий физкультурой);
– внеклассная работа (включает в себя кружковую организацию или соревнований, турпоходы, проведение просветительской работы с учащимися и родителями.
2. Работа преподавателя вне школы.
Связана с организацией занятий физкультурой учащихся в детских оздоровительных лагерях. Кроме этого учитель организует участие школьников в соревнованиях и сам участвует в виде судьи или руководителя команд [Ильин].
Уровни педагогического творчества определяются на основе сформированности у педагога умения анализировать свою деятельность и исследовать её качественные показатели [Хозяинов, Кузьмина и др.].
Выделяют пять уровней показателей эффективности:
1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других преподавателей, решать простые педагогические задачи на пути к результату, анализировать эффективность принимаемых решений в конкретной ситуации. Этот уровень правомерно отнести к не имеющей квалификации категории.
2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства и методы взаимодействия с обучаемыми, с учетом их потенциальных возможностей собственных, личностных качеств. При этом он оценивает результат собственных действий. Это уровень деятельности педагога условно соответствует второй категории.
3. Рационализаторский: педагог проявляет конструктивные возможности, на основе своего опыта может формировать сложные нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения; использовать элементы новаторства в обучающей деятельности, более целесообразно ориентировать педагогический процесс соответствует первой категории.
4. Исследовательский: педагог умеет определить конструктивную основу собственного опыта, вычисляет системообразующую, исходит из опыта других. Использует свободные комбинации идей, разрабатывает собственные идей новаторской педагогической деятельности на основе исследовании ее результатов. Умеет обобщить собственный опыт и сделать его доступным для коллег. К этому уровню, как правило, приближаются педагоги высшей категории.
5. Креативно-прогностический: педагог способен формировать сверхзадачи и обосновывать способы их решения, вносить существенные изменения в систему образования. На этом уровне творчества педагог осуществляет разлом устоявшихся стереотипов. В результате такой деятельности формируется личность. Главным в деятельности педагога выступает его взаимодействие с обучаемыми, которые при этом постоянно соотносят уровень своих взаимоотношений с достигнутыми результатами, самосовершенствуются в процессе соревнований с самим собой.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте педагогическое творчество как фактор самореализации педагога физической культуры и спорта. Какие слагаемые входят в педагогическое творчество?
2. Что вы можете рассказать о творческом процессе педагога как системе?
3. Перечислите сущность понятий творческой педагогики: индивидуальная педагогическая система, авторская школа, альтернативные технологии. Приведите примеры.
4. Какие основные группы факторов определяют продуктивную деятельность педагога?
5. Назовите факторы, оказывающие влияние на формирование опыта творческой деятельности у обучаемых студентов и выделите наиболее значимые.
6. Какие уровни педагогического творчества вы знаете?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 427.