Самовоспитание школьников в сфере физической культуры и спорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности и поведения. Оно является одним из путей самосовершенствования человека. Для этого необходимо знать, что надо совершенствовать. Эти знания человек получает, как правило, от своих коллег, друзей, родных и путем самопознания.

Самовоспитание спортивного педагога — активная целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанной потребностью отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.

План самовоспитания К. Д. Ушинского:

– прямота в словах и поступках;

– совершенное спокойствие (по крайней мере, внешнее);

– обдуманность действий;

– решительность;

– не говорить о себе без нужды ни единого слова;

– каждый вечер добросовестно давать отчет своим поступкам;

– ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Цель самовоспитания:

– достижение желаемых результатов,

– обретение душевного равновесия,

– овладение способностями избегать стрессов, – обретение жизнерадостного состояния.

К методам и приемам самовоспитания относятся самоанализ, самонаблюдение, самосравнение, самовнушение.

Самовоспитание связано с развитием культуры мышления, что достигается через тренировку умственных способностей, через общение и практическую деятельность.

Процесс самовоспитания тесно связан с коррекцией как физического, так и психологического состояния человека. Процесс самовоспитания спортсменов и занимающихся физическим воспитанием можно рассматривать через психофизическую подготовку спортсмена.

Средства самовоспитания: аутогенная тренировка, активное самовнушение, юморобика, музыкотерапия, танцетерапия, колодинамика (система восстановления душевной и физической целостности человека), кинезиология.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Раскройте сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание».

2. В чем заключаются особенности воспитательного процесса?

3. Перечислите закономерности и принципы процесса воспитания и приведите примеры.

4. Проведите сравнительный анализ содержания воспитательного процесса (И. Ф. Харламов, И. П. Подласый).

5. Какие методы, средства и формы воспитания, с вашей точки зрения, наиболее эффективны в учебно-тренировочном процессе школьников?

6. Выделите наиболее значимые нравственные качества в воспитательном процессе школьников.

7. Какие способы формирования дисциплины и самостоятельности у школьников в учебно-тренировочном процессе являются эффективными?

8. Назовите методы и средства самовоспитания людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Лекция


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

Понятие «педагогическое мастерство»

Слово «мастерство» в значении «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т. п. Понятие «мастерство» все больше стало связываться с творческими профессиями, например, мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены — актер и т. д.

С учетом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагогмастер». Таким образом, педагогическое мастерствокомплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности [Тарасевич].

Значение педагогического мастерства

Для спортивного педагога

В теории и практике высшего педагогического образования длительное время преобладала и еще жива традиция готовить не столько учителя-воспитателя, сколько преподавателя того или иного предмета.

Многие по-прежнему считают, что главное в подготовке будущего учителя — сообщить ему сумму знаний, составляющих содержание того предмета, который он будет преподавать. При этом значительно меньшее внимание уделяется вопросам становления личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогическими знаниями и умениями на основе серьезных познаний в области детской психологии и физиологии. В действительности же содержание и понимание учебного предмета реализуются только через личность и деятельность учителя, что характеризуется проявлением его педагогического мастерства.

Г. И. Ризз определяет значение педагогического мастерства для педагога как выражение повышенного уровня усвоения всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с его профессиограммой (психофизический анализ, описание и характеристика профессионально значимых качеств, предъявляемых профессией) [Ризз]. С другой стороны, педагогическое мастерство есть следствие повышенного уровня развития некоторых педагогических качеств (перцептивности — способности к наблюдению, профессиональной зоркости, эмпатии — способности к сопереживанию, оптимистического прогнозирования и др.).

А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является только свойством талантливых людей, «мастерство — это то, чего можно добиться, это специальность, которой нужно учить, как и любой другой» [Макаренко]. По А. С. Макаренко, структура педагогического мастерства включает в себя знания и умения в области обучения и воспитания, а также набор специальных знаний и навыков практического осуществления педагогического воздействия — педагогическую технику.

Н. В. Крутова определяет педагогическое мастерство как интегративное качество педагога, от которого в значительной степени зависит эффективность процесса обучения и одним из существенных компонентов которого является педагогическое воздействие [Крутова]. Она отмечает, что важными элементами педагогического воздействия (следовательно, и педагогического мастерства) являются речевые и внеречевые формы общения с учащимися. Здесь выделяются три группы внеречевых средств: фонационные (паузы в речи, молчание), кинетические ( мимика, жесты, поза), проксемические (дистанция ).

Таким образом, внеречевое поведение учителя складывается из движений голоса, движений тела и расположения в пространстве или владения элементами педагогической техники.

Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области, необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой является педагогическое мастерство преподавателя-тренера.

Следовательно, понятие педагогического мастерства спортивного педагога предполагает наличие ряда факторов:

– педагогическое мастерство является выражением профессионально-педагогической культуры, что выражается в деятельности и становлении личности;

– педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой);

– педагогическое мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы.

Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога — высокая степень педагогической культуры. Она представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [Криличевский].

Дата: 2018-11-18, просмотров: 547.