Поставить правильную цель, определить задачи учебно-тренировочного процесса невозможно без диагностики.
Диагностика (греч. способный распознавать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта и объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании полученных результатов. Ее главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.
В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах.
Характеристика личности и деятельности педагога, учителя школы, рассматривается отечественными учеными во взаимосвязи с его педагогической и профессионально-педагогической культурой.
Профессионально-педагогическая культура спортивного педагога — высокий уровень проявления специальных знаний, практических умений и навыков, основанный на духовно-нравственном воспитании самой личности [Зязюн; Криличковский].
Она оценивается по четырем параметрам:
1. Самооценка гуманитарной культуры личности.
2. Профессиональные компетентности личности.
3. Педагогическое мастерство.
4. Способности к личностному росту и самоопределению в спортивной педагогике.
Культура личности (базовая культура личности). Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование ее мировоззрения. Формирование культуры личности реализуется через:
– гражданское воспитание (конституционная, правовая позиция личности);
– патриотическое воспитание (культура межнационального общения);
– нравственное воспитание (доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм);
– трудовое воспитание учащихся (учебный труд, общественно полезный труд, производственный труд);
– эстетическое воспитание (полноценное восприятие и правильное понимание прекрасного в искусстве и действительности);
– воспитание физической культуры учащихся (физическое развитие учащихся, развитие основных двигательных качеств, жизненно важных двигательных умений, интерес и потребность в систематических занятиях физической культурой, основы здорового образа жизни).
Профессиональная компетентность спортивного педагога — владение спортивным педагогом необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности спортивного педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Слагаемые педагогического мастерства спортивного педагога: знание учебного предмета, педагогическая технология, педагогическое творчество, педагогический стиль, педагогическая техника.
Личностный и профессиональный рост спортивного педагога выражается в способности постоянного совершенствования личностных характеристик и профессиональных способностей. Совершенствование личности спортивного педагога осуществляется через тренинг психофизических свойств — памяти, внимания, мышления, эмоциональной устойчивости, через формирование психофизической культуры — идеомоторная тренировка, аутогенная тренировка, саморегуляция организма, активное самовнушение и др. Личностный рост спортивного педагога является базой его профессионального совершенствования, результатом которого является его профессиональная карьера.
Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры:
IV уровень (4 балла) — отчетливо сформирована;
III уровень (3 балла) — достаточно сформирована;
II уровень (2 балла) — имеет место;
I уровень (1 балл) — сформирована в минимальной степени.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 295.