Студентам и начинающим спортивным педагогам рекомендуется осваивать умения педагогической техники по четырём аспектам:
1) формирование техники речи;
2) формирование умений невербального общения;
3) формирование умений словесной коммуникации (вербального общения);
4) формирование умений психической саморегуляции
(табл. 1).
В качестве основных мероприятий, направленных на формирование техники речи, мы рекомендуем выполнение упражнений на развитие фонационного дыхания, силы, гибкости, диапазона голоса; работу над дикцией. Занятия предпочтительно проводить в микрогруппах, большое значение имеет самостоятельная работа.
Освоению навыков невербального общения способствует выполнение упражнений на овладение методиками визуальной диагностики, развитие наблюдательности и воображения, формирование техники контактного взаимодействия, а также выполнение физических упражнений, позволяющих лучше координировать движения тела. Научиться контролировать мимику помогут упражнения на развитие умений передавать различные эмоциональные состояния посредством мимики, а упражнения на развитие умений использовать специальные жесты (например, судейские жесты, жесты-команды и др.) также необходимы для приобретения навыков невербального общения.
Таблица 1 - Формирование умений педагогической техники спортивных педагогов
Формирование умений педагогической техники | Содержание работы | Форма организации работы |
Изучение понятийного аппарата | Составление словаря-справочника основных понятий профессионально-педагогической культуры спортивного педагога. Составление перечня качеств «идеального спортивного педагога» с последующим обсуждением. Самоанализ сформированности личностных качеств | Работа в небольших группах (2 –5 человек). Самостоятельная работа |
Техника речи | Выполнение упражнений на развитие фонационного дыхания, силы, гибкости, диапазона голоса; работа над дикцией | Тренинги в группах, индивидуальная работа, самостоятельные занятия |
Невербальное общение Мимика Пантомимика | Выполнение упражнений на овладение методиками визуальной диагностики, на развитие наблюдательности и воображения, на формирование техники контактного взаимодействия. Выполнение физических упражнений, позволяющих лучше координировать движения тела. Упражнения на умение передавать различные эмоциональные состояния посредством мимики. Упражнения на развитие умений использовать специальные жесты, например, судейские жесты, жесты-команды | Тренинг по культуре невербального общения. Игровая форма занятий, самостоятельная работа; педагогическая практика; судейская практика |
Вербальное общение | Тренировочные упражнения по обучению общению: упражнения на развитие умений предкоммуникативной ориентировки; на развитие умений контактировать. Упражнения на развитие навыков речевого общения | Игровые ситуации, тренинги |
Психическая саморегу ляция | Освоение техники аутотренинга. Составление программ саморегуляции психических процессов: «Я уверен в себе», «Я спокоен» и др. Тренинговые упражнения по регуляции эмоциональных и волевых состояний и качеств. Тренинговые упражнения на управление тонусом скелетной мускулатуры | Психологические тренинги; самостоятельная тренировка |
В качестве рекомендуемых мероприятий по формированию навыков вербального общения можно выделить тренировочные упражнения по обучению общению — это задания на развитие умений педкоммуникативной ориентировки и умений контактировать. Занятия рекомендуется проводить в группах. Хороший эффект дают моделирование игровых ситуаций, различные тренинги.
Овладение умениями психической саморегуляции осуществляется посредством освоения методик и техники регуляции своего самочувствия (аутотренинг, релаксация, контроль тонуса мимических мышц, контроль и регуляция темпа движения и речи, конт роль и регуляция дыхания и др.). В процессе занятий рекомендуется составление программ саморегуляции психических процессов: «Я уверен в себе», «Я спокоен» и др., а также тренинговые упражнения по регуляции эмоциональных и волевых состояний и качеств, упражнения на управление тонусом скелетной мускулатуры. Подробно о тренинге педагогической техники можно узнать в учебном пособии «Основы педагогического мастерства» [Зязюн].
Вопросы для самостоятельной работы
1. Есть ли различия в понятиях «педагогическая техника» и «педагогическое мастерство»? Приведите примеры использования педагогической техники в деятельности спортивного педагога.
2. Каково значение педагогического мастерства для спортивного педагога?
3. Перечислите компоненты педагогического мастерства.
4. Охарактеризуйте элементы педагогической техники спортивного педагога.
5. Какие приемы саморегуляции используются спортивным педагогом в профессиональной деятельности?
6. Попытайтесь наметить пути совершенствования педагогического мастерства для вас лично.
Лекция
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 529.