К ключевым понятиям творческой педагогики относятся понятия «индивидуальная педагогическая система», «авторская школа», «альтернативные технологии».
Индивидуальная педагогическая система
Сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов или структурных компонентов, без которых она функционировать не может.
Структурные компоненты педагогической системы:
Личностный — личность ученика, личность учителя. Совокупный субъект педагогического процесса.
Целевой — цели обучения и воспитания.
Содержательный — содержание обучения и воспитания.
Операционно-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания).
Педагогический — организационные, материальные, психологические, информационные и другие условия.
Результативно-рефлексивный — результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы.
В отличие от существующих структурных схем, данная рассматривает педагогическую систему как процессуальную, поэтому расположение всех элементов выстроено по логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.
Альтернативные технологии
Альтернативные технологии — радикальный отказ от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, технологических) и от общепринятых принципов (организационных, содержательных, методических) и замена их другими, альтернативными [Селевко]. Следовательно, альтернативные технологии — это те, которые противостоят традиционной системе обучения по какому-то компоненту: по цели, содержанию, форме, методам, отношениям, позиции участников педагогического процесса.
Рассмотрим отличительные особенности альтернативных технологий.
Свободное воспитание, которое провозглашает в качестве основной идеи воспитания обеспечение обучаемому независимого свободного выбора поступка и деятельности. Оно зародилось в древности. Его основателями считают Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Сюда же можно отнести Вальдорфскую педагогическую школу (автор системы — Рудольф Штейнер (1861–1925)). Это система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем.
Основные особенности методики:
– педагогика отношений, а не требований; – обучение без учебников и без жестких программ; – отрицание отметки.
Гуманность и демократичность. Альтернативные технологии основаны на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям.
Формы дифференциации и индивидуализации.
Особенности содержания и методики индивидуализации обучения:
– индивидуальные задания к самостоятельной работе (И.Унт);
– нелинейная конструкция урока (А. С. Границкая);
– план Трампа (широко известен в Америке); это система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях (40 %) с индивидуальными занятиями в малых группах (20 %));
– учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика (В.Д.Шадриков).
Взаимодействие разновозрастных групп в отдельных технологиях.
Это технология мастерских. Главное в технологии не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Ее исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания». Она основывается на идеях свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе; психологии гуманизма Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
Особенности методики: мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7–15 человек из разных классов, чаще по инициативе учеников) при участии учителя-мастера, стимулирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приемы — элементы технологии: индукция (создание проблемной ситуации), самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, рисунка, проекта и т. д.), социоконструкция (по инициативе ребят возникают рабочие группы), социализация, разрыв, творчество, позиция ведущего мастера.
Близкими к технологиям мастерских являются студии А. Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей), методика погружения (по Г. К. Лозанову, М. П. Щетинину) — создание атмосферы «интенсива» для становления творческой личности.
Различные формы внеурочной работы.
Технология свободного труда (французского педагога С. Френе 1896–1966), созданная с учетом особенностей малокомплектной сельской школы.
Особенности организации:
– нет обучения, а есть разрешение проблем;
– нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы — дома, на улице, в школе;
– нет отметок, но отмечаются личные продвижения;
– нет ошибок — бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допустить;
– нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
– нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения и др.
Особенности методики: метод проектов, самоуправление, культ информации, культ труда, куль здоровья, планирование.
Авторские школы
Авторской школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях, технологиях и представляет собой новую образовательную практику [Селевко].
Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 1980-годов. Авторские школы играют особую роль на этапе преобразования общественного устройства: они указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, духовно-религиозной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых.
Рассмотрим ряд примеров:
– воспитательные заведения И. Г. Песталоции, С. Френе, С. Т. Шацкого; школы Р. Штейнера, Л. Н. Толстого;
– современные школа-парк (М. А. Балабан, г. Екатеринбург, школа № 95) — интеграция идей и принципов нескольких образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко). Основной метод обучения — диалог, речевое общение партнеров;
– агрошкола-интернат А. А. Католикова (г. Сыктывкар). Агрошкола представляет собой школу полного дня, режим и организация в которой построены во многом по аналогии с коммуной А. С. Макаренко. В школе-интернате воспитывается около 300 детей с 2 до 18 лет. Концептуальная основа — соединение обучения с производственным трудом в форме школы-хозяйства;
– школа адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург,
Б. А. Бройде — г. Москва, г. Ярославль). Распределение учащихся по классам происходит в зависимости от их индивидуальных психофизических особенностей;
– школа самоопределения (А. Н. Тубельский, г. Москва; обучение детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования). По сути, это и есть альтернативное образование.
Можно выделить следующие отличительные качества авторских школ:
– инновационность — наличие оригинальных авторских идей, гипотез относительно перестройки педагогического процесса;
– альтернативность — отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса: целей, содержания, методов, средства и др. от традиционных, принятых в массовой школе:
– концептуальность: использование в авторской модели философских, психологических, социально-психологических научных оснований;
– системность и комплексность учебно-воспитательного процесса;
– социально-педагогическая целесообразность — соответствие целей школы социальному заказу;
– наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 601.