Педагогическое творчество как фактор самореализации педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профессионализм человека предполагает достижение высокого результата. Ориентация на него неизбежно ставит вопрос: наличие каких сторон личности и форм деятельности может обеспечить успех? Чем раньше найдет для себя ответ на этот вопрос тот, кто выбрал профессию и начал подготовку к самореализации в ней, тем осознаннее будет продвижение к вершинам профессионализма.

Самореализация — раскрытие человеческой природы. Процесс самореализации включает постановку обучающимся перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений.

Способность к самореализации — умение проявить себя на пре деле своих возможностей, доказать себе и другим, на что ты способен.

Практическая работа по педагогическому руководству творческой самореализацией учеников требует от учителя овладения ценностно-ориентированным подходом к образованию, отражающим конструктивный, созидательный характер педагогических действий.

Анализируя взгляды исследователей, можно выделить три основных слагаемых достижения творческого результата в деятельности: профессионализм личности, профессионализм деятельности, творчество. Это можно представить в виде формулы:

Творческий результат (ТР) = Профессионализм личности (ПЛ) +

+ Профессионализм деятельности (ПД) + Творчество (Т )

[Кан-Калик, Кузьмина, Хозяинов].

Рассмотрим эти составляющие, необходимые для получения творческого результата.

Профессионализм личности (ПЛ). Наиболее его важными сторонами являются:

а) профессиональная направленность личности (позитивное отношение к профессиональной деятельности, которое перерастает в интерес к профессии, формирует ответственность за результаты труда, устойчивость мотивов);

б) способности:

– общие (мышление, эмоции, память и др.);

– частные (глазомер, смысловая память);

– способности к профессиям (литературные, музыкальные, педагогические др.).

Педагогические способности проявляются в педагогической деятельности. В их ряду выделяют проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.

в) личностные качества, профессионально важные качества

личности.

Рассмотрим модель структуры личности (по К. К. Платонову). Согласно его теории, в ней можно выделить следующие блоки:

– социально-обусловленные свойства, моральные качества,

– индивидуально приобретенный опыт,

– наследственные факторы,

– психологические процессы,

– черты характера, способности и др.

г) профессиональная компетентность.

В профессионально-педагогических компетенциях выделяют:

специальную — осведомленность в области науки,

методическую — выбор оптимальных методов обучения,

социально-психологическую — осведомленность педагога в области процессов общения,

дифференцированную — знания педагога об индивидуальных особенностях каждого учащегося,

аутопсихологическую — знания педагога о сильных и слабых сторонах своей личности.

Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач.

Результатом решения первой группы задач является переход учащегося из одного состояния в другое и получение результата в форме психического новообразования в личности или деятельности. Результатом решения второй группы задач является создание методического инструментария педагогического воздействия для получения продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии.

Творчество. Педагогическое творчество

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческая деятельность осуществляется на основе способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Методы исследования творчества делятся на две группы:

– Традиционные методы (существенный признак — использование непосредственного опыта).

– Нетрадиционные методы (существенный признак — проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений).

Для нас интерес представляют традиционные методы исследования творчества:

– самонаблюдение за процессом собственного творчества;

– изучение библиографических данных творцов, включая факты непосредственного творческого;

– анкетирование;

– интервьюирование;

– экспериментальные методы изучения процесса творчества;

– тестирование, позволяющее изучить творческие способности и качества личности творца.

Существуют различные формы творчества (техническое, музыкальное, литературное и др.). Рассмотрим творчество педагога.

Педагогическое творчество (ПТ) — творческий процесс педагога (ТПП), творческий процесс обучающегося (ТПО), а также результаты их творческой деятельности:

ПТ = ТПП + ТПО + РТД

На педагогический творческий процесс воздействуют следующие факторы:

– постоянное взаимодействие творческих процессов педагога и обучающего,

– особенности творческой деятельности коллектива педагогов, (ТПП → ТПО ← ТПКП),

– особенности творческой деятельности коллектива обучающихся.

Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы:

– научно-поисковую (логико-педагогическую),

– субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую) [В. А. Кан-Калик].

На практике обе эти сферы активно взаимодействуют и представляют целостное образование. Обе подсистемы включают определенные умения и навыки.

Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает в себя:

– творческое самочувствие;

– искусство общения;

– педагогическую импровизацию.

Творческое самочувствие — результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.

Ступени творческого самочувствия:

1. Педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности.

2. Педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности.

3. Педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, который реализуется в двух направлениях:

– удовлетворенность сегодняшней деятельностью,

– предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности.

Искусство общения (творческий процесс педагогического общения) в педагогической деятельности — приемы и навыки социально-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого. Его содержанием является обмен информацией, воспитательного воздействие с помощью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности.

Педагогическая импровизацияспособность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, корректируя собственную деятельность.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 369.