Профессионализм человека предполагает достижение высокого результата. Ориентация на него неизбежно ставит вопрос: наличие каких сторон личности и форм деятельности может обеспечить успех? Чем раньше найдет для себя ответ на этот вопрос тот, кто выбрал профессию и начал подготовку к самореализации в ней, тем осознаннее будет продвижение к вершинам профессионализма.
Самореализация — раскрытие человеческой природы. Процесс самореализации включает постановку обучающимся перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений.
Способность к самореализации — умение проявить себя на пре деле своих возможностей, доказать себе и другим, на что ты способен.
Практическая работа по педагогическому руководству творческой самореализацией учеников требует от учителя овладения ценностно-ориентированным подходом к образованию, отражающим конструктивный, созидательный характер педагогических действий.
Анализируя взгляды исследователей, можно выделить три основных слагаемых достижения творческого результата в деятельности: профессионализм личности, профессионализм деятельности, творчество. Это можно представить в виде формулы:
Творческий результат (ТР) = Профессионализм личности (ПЛ) +
+ Профессионализм деятельности (ПД) + Творчество (Т )
[Кан-Калик, Кузьмина, Хозяинов].
Рассмотрим эти составляющие, необходимые для получения творческого результата.
Профессионализм личности (ПЛ). Наиболее его важными сторонами являются:
а) профессиональная направленность личности (позитивное отношение к профессиональной деятельности, которое перерастает в интерес к профессии, формирует ответственность за результаты труда, устойчивость мотивов);
б) способности:
– общие (мышление, эмоции, память и др.);
– частные (глазомер, смысловая память);
– способности к профессиям (литературные, музыкальные, педагогические др.).
Педагогические способности проявляются в педагогической деятельности. В их ряду выделяют проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.
в) личностные качества, профессионально важные качества
личности.
Рассмотрим модель структуры личности (по К. К. Платонову). Согласно его теории, в ней можно выделить следующие блоки:
– социально-обусловленные свойства, моральные качества,
– индивидуально приобретенный опыт,
– наследственные факторы,
– психологические процессы,
– черты характера, способности и др.
г) профессиональная компетентность.
В профессионально-педагогических компетенциях выделяют:
– специальную — осведомленность в области науки,
– методическую — выбор оптимальных методов обучения,
– социально-психологическую — осведомленность педагога в области процессов общения,
– дифференцированную — знания педагога об индивидуальных особенностях каждого учащегося,
– аутопсихологическую — знания педагога о сильных и слабых сторонах своей личности.
Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач.
Результатом решения первой группы задач является переход учащегося из одного состояния в другое и получение результата в форме психического новообразования в личности или деятельности. Результатом решения второй группы задач является создание методического инструментария педагогического воздействия для получения продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии.
Творчество. Педагогическое творчество
Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творческая деятельность осуществляется на основе способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Методы исследования творчества делятся на две группы:
– Традиционные методы (существенный признак — использование непосредственного опыта).
– Нетрадиционные методы (существенный признак — проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений).
Для нас интерес представляют традиционные методы исследования творчества:
– самонаблюдение за процессом собственного творчества;
– изучение библиографических данных творцов, включая факты непосредственного творческого;
– анкетирование;
– интервьюирование;
– экспериментальные методы изучения процесса творчества;
– тестирование, позволяющее изучить творческие способности и качества личности творца.
Существуют различные формы творчества (техническое, музыкальное, литературное и др.). Рассмотрим творчество педагога.
Педагогическое творчество (ПТ) — творческий процесс педагога (ТПП), творческий процесс обучающегося (ТПО), а также результаты их творческой деятельности:
ПТ = ТПП + ТПО + РТД
На педагогический творческий процесс воздействуют следующие факторы:
– постоянное взаимодействие творческих процессов педагога и обучающего,
– особенности творческой деятельности коллектива педагогов, (ТПП → ТПО ← ТПКП),
– особенности творческой деятельности коллектива обучающихся.
Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы:
– научно-поисковую (логико-педагогическую),
– субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую) [В. А. Кан-Калик].
На практике обе эти сферы активно взаимодействуют и представляют целостное образование. Обе подсистемы включают определенные умения и навыки.
Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает в себя:
– творческое самочувствие;
– искусство общения;
– педагогическую импровизацию.
Творческое самочувствие — результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.
Ступени творческого самочувствия:
1. Педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности.
2. Педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности.
3. Педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, который реализуется в двух направлениях:
– удовлетворенность сегодняшней деятельностью,
– предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности.
Искусство общения (творческий процесс педагогического общения) в педагогической деятельности — приемы и навыки социально-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого. Его содержанием является обмен информацией, воспитательного воздействие с помощью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности.
Педагогическая импровизация — способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, корректируя собственную деятельность.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.