Элементы педагогической техники спортивного педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая техника — умение управлять собой, умение взаимодействовать. Владение умениями педагогической техники позволяет спортивному педагогу в полной мере осуществлять свои функции. Рассмотрим подробнее те из них, осуществление которых требует от педагога владения умениями педагогической техники.

Например, функция воспитания культуры, для осуществления которой спортивный педагог должен уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить беседы о моральном облике спортсмена, развивать познавательные интересы и способности, воспитывать сознательную дисциплину, находить и применять разнообразные меры поощрения и наказания. Всё это, по сути, и является умениями педагогической техники.

Следующая функция спортивного педагога — учебно-тренировочная. Преподавателю необходимо уметь использовать многообразные принципы, средства, формы и методы обучения и совершенствования. Обучать мерам безопасности; формировать и совершенствовать определённые физические, психические качества воспитанников, а также их индивидуальные личностные качества. Чётко, ясно и образно объяснять упражнения на основе ассоциации с имеющимся двигательным опытом; владеть навыкам чёткой подачи команд; образно показывать каждое изучаемое упражнение; формировать навыки самоконтроля и др.

Таким образом, и здесь чётко прослеживается необходимость владения умениями педагогической техники, поскольку невозможно научить ребенка самоконтролю, если не владеешь им сам. Также невозможно установить дисциплину и добиться того, чтобы дети тебя слушали, не владея техникой речи, и невозможно развивать и совершенствовать какие-либо личностные качества, если ты не в состоянии их выявить и проанализировать.

Рассмотрим еще одну очень важную функцию спортивного педагога — функцию самосовершенствования. Она предусматривает умение пополнять запас знаний и правильно применять их на практике; постоянное совершенствование культуры речи и поведения; умение управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятие; способность осуществлять контроль над своим поведением, действиями, движениями, мимикой, эмоциями. И опять же мы видим, что владение педагогиче ской техникой необходимо спортивному педагогу.

Следовательно, педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности спортивного педагога и внешнего его выражения.

Существует область педагогической техники, которая мало изучена и не обобщена. Это скрытая педагогическая позиция педагога [Деркач]. На ней основан метод косвенного воздействия, т. е. создания естественной педагогической ситуации, направляющей воспитанника на анализ своего поведения.

Исследователь утверждает, что косвенное воздействие на личность при скрытой воспитывающей позиции тренера представляет один из путей преодоления сопротивления воспитанию. Обобщая исследования ряда ученых, А. А. Деркач выделяет некоторые приемы косвенного воздействия на личность занимающегося:

– Переключение деятельности подростков с отрицательной на положительную путем создания увлекательных перспектив.

– Самопереключение на вновь организуемые виды деятельности.

– Дружеская просьба, которая заставляет подростка по-иному взглянуть на свое поведение.

– Подключение к личности, когда она изменяет свое поведение под воздействием определенных лиц, которые незаметно подключаются к ней тренером.

– Рассказ об аналогичном поступке.

– Мнимое безразличие к поступку.

– Мнимое игнорирование недостатков личности. – Авансирование доверием.

Автор утверждает, что эти приемы косвенного воздействия на личность основаны на общем принципе создания воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к улучшению своего поведения. При этом воспитывающая позиция тренера остается скрытой. Также он делает акцент на том, что большое значение в применении любого метода педагогического воздействия имеет владение искусством общения. Выбор верного тона и стиля общения с воспитанниками во многом предрешает успех педагогического воздействия на них.

Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога реализуется в его деятельности через владение им компонентами педагогической техники.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 332.