Реализация педагогического мастерства в профессиональной деятельности спортивного педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение характеристики личности и педагогической деятельности спортивного педагога, имеющего высокий уровень мастерства, позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками; это помогает ответить на вопросы, как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков, посредством чего спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся.

А. А. Деркач отмечает, что мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно, скрывать свое дурное настроение, а если необходимо — показать свою взволнованность, радость. Он говорит о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать свое поведение, что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса.

Традиционно считается, что научное понятие педагогической техники было введено А. С. Макаренко. В широком смысле она понимается как научно организованная система всех влияний на главный объект воспитания — личность и коллектив. В этом случае речь идет о целом ряде приемов и методов воспитания и обучения (традиции, игры, доверие, проектирование личности, педагогика действия и т. д.). В более узком плане педагогическая техника рассматривается здесь как средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства. А. С. Макаренко выделил следующие ее компоненты:

– постановка голоса, необходимая для точного выражения мыслей и чувств;

– мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь; умение «смотреть» на ребенка и видеть процессы, в нем происходящие.

Однако одни авторы сводят понятие педагогической техники к педагогическому такту. Другие рассматривают ее как форму организации поведения педагога, совокупность средств, приемов эффективного педагогического воздействия. Третьи — как практический уровень реализации мастерства, как специальную подготовку педагога к творческому труду и даже как интегральное качество личности. Педагогическая техника также рассматривается как умение использовать в педагогическом процессе эмоциональновыразительные средства — голосовые, моторные, мимические, управление своим психическим состоянием.

И. А. Зязюн говорит о том, что педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Он определяет технику как совокупность приемов, а речь, невербальные средства общения называет ее средствами. В понятие «педагогическая техника» включены две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением, что означает:

– владение своим организмом (мимика, пантомимика);

– управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

– наличие социально-перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, воображение);

– владение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Кроме того, она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

– дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

– технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организацию коллективных творческих дел.

Таким образом, при любом подходе к определению педагогической техники в ней устойчиво сохраняются следующие элементы:

– техника речи (голос, дыхание, дикция, интонирование, эмоциональность);

– мимическая техника (мимика лица);

– пантомимическая техника (внешний вид, жест, взгляд);

– саморегуляция психической деятельности (самоконтроль, выдержка).

Чтобы убедиться в том, что развитие умений педагогической техники действительно возможно и необходимо для спортивного педагога, рассмотрим подробнее элементы педагогической техники [Зязюн].

Техника речи

По подсчетам ученых, на учебное слушание приходится приблизительно 1/4–1/2 всего учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Некоторые считают, что голос и его тембр — только природные данные человека. Однако современная физиология доказала, что качество голоса можно совершенствовать. Как уже отмечалось выше, техника речи включает в себя дыхание, голос, дикцию, ритмику.

Так, дыхание выступает энергетической базой речи. Речевое дыхание называют фонационным (от греч. phono — звук). Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное) правильным считается диафрагмально-реберное. Оно осуществляется за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Такое дыхание используют как основу для речевого дыхания. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Последовательность речевого дыхания — короткий вдох, пауза (для укрепления брюшного пресса), длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому его правильная организация важна для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования.

Голос, «поставленный» природой, встречается довольно редко. Голос — звук, образующийся после смыкания и размыкания голосовых связок в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань. Важной особенностью голоса педагога является сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Важное условие слышимости голоса — полетность. Этот термин определяет способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеют гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Диапазонобъем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Тембр — окраска звука, яркость, его мягкость, теплота, индивидуальность.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Процесс развития голоса трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, сло гов и звуков. Она зависит от согласованной и энергичной работы всего речевого аппарата. Частый дефект дикции — скороговорка. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы. Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции — движения органов речи. Для этого необходимо выполнять специальную артикуляционную гимнастику, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Ритмика определяет скорость речи в целом, длительность звучания отдельных слов, слогов и использование пауз. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значения. Для достижения выразительности звучания следует умело пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь считается безграмотной, а без психологических — безжизненной.

Подводя итог, можно сказать, что голос педагога должен быть ярким, звучным, четким, привлекающим внимание, побуждающим к мышлению, действию. Воспитание всех перечисленных качеств, безусловно, требует специальной тренировки.

Мимическая техника

Мимика — это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния посредствам движения мускулов лица. Нередко движения лица и жесты оказывают на учащихся более сильное влияние, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношениям в коллективе. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, заинтересованность и другие чувства и эмоции в различных вариантах. Широкий диапазон чувств способна выразить улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Также выразительными деталями мимики являются глаза и брови. Мимика и жесты повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Педагог должен уметь показать на лице и в жестах лишь то, что способствует успешному осуществлению учебного процесса, решению поставленных педагогических задач. Взгляд должен быть обращен к слушателям, создавая визуальный контакт. Ни в коем случае нельзя допускать обращения к окнам, стенам, потолку.

Таким образом, визуальный контакт и мимическую технику следует сознательно развивать и тренировать.


 


Пантомимическая техника

Пантомимика — это движения тела, рук и ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая выразительная осанка, прямая походка, собранность движений говорят об уверенности педагога в своих силах и знаниях, в то время как сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Жест педагога должен быть сдержанным и ограниченным, без широких взмахов и резких углов, но одновременно не скованным и естественным.

Различают описательные и психологические жесты. Описательные жесты иллюстрируют ход мыслей. Психологические жесты гораздо важнее, так как они выражают чувства. Известно, что жесты чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Практика показывает, что для того, чтобы общение было активным, следует принимать открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются передвижения по классу вперед и назад, а не в стороны. Это объясняется тем, что шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает слушателям отдохнуть.

Следовательно, педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед воспитанниками. Добиться того, чтобы все движения и позы привлекали учащихся изяществом и простотой. Это обязательно должно учитываться в процессе вузовской подготовки будущих педагогов, независимо от их специализации.


 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 549.