Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры. В свою очередь, педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых, содержащую следующие подсистемы:
– знание предмета,
– педагогическая технология,
– педагогическое творчество,
– педагогические способности,
– педагогическая техника,
– педагогический стиль [Криличевский].
Знание учебного предмета, его истории, теорий, методики и современной практики составляет фундамент педагогического мастерства. Знание предмета предполагает профессиональную компетентность, высокую специально-практическую подготовленность, опыт в обучении и воспитании, научную квалификацию.
Роль профессиональной компетентности в эпоху глобального интенсивного развития и обновления всех без исключения областей науки неизмеримо возрастает. Изменившиеся организационные формы, средства, методы и социальные условия предъявляют новые повышенные требования к преподавательскому составу, и особенно к преподавателю в области его учебного предмета.
Высокая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном знании и личном опыте (например, у мастера спорта), представляют базу для творчества как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания. По данным исследований, если специалист лишен новой информации, то за год ценность его квалификации снижается на 20–25 %.
Опыт в обучении и воспитании, эрудированность преподавателя в новейших достижениях психолого-педагогических исследований (что реализуется в научной квалификации) позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления.
Педагогическая технология предполагает наличие следующих профессиональных качеств:
– техника и выразительность речи,
– ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений,
– выразительность мимики и жеста,
– умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания,
– владение образцовым показом приема, действия.
Педагогическое творчество — важное слагаемое педагогического мастерства. Его сущность проявляется в высоких результатах обучения и воспитания как следствие взаимодействия системы «преподаватель — обучаемые». Педагогическое творчество предус матривает наличие у педагога следующих личностных качеств:
– творческое воображение,
– нестандартное мышление,
– потребность в поиске новой информации,
– постоянное стремление к совершенству,
– умение продуктивно сочетать формы, средства и методы работы.
Педагогический стиль — совокупность своеобразных мыслей и действий педагогов одной школы и эпохи, отличающая их от других педагогов. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе обучаемые (воспитуемые). Оптимальный педагогический стиль обладает следующими характеристиками:
– педагогическая направленность и убежденность,
– умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность,
– педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция),
– педагогический такт и этика,
– повседневный интерес к внутреннему миру воспитываемых ( эмпатия),
– умение слушать и слышать.
Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми, педагог-гуманист ярко проявляет склонность к эмпатии, рефлексии, аттракции.
Эмпатия — умение тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, это понимание душевно-эмоционального состояния ближнего, переживание этого состояния вместе с ним.
Рефлексия — способность человека осознавать себя, свои психологические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие.
Аттракция (от лат. attractic — притяжение) — способность обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым.
Настоящий педагог должен в полной мере обладать всеми вышеперечисленными качествами. Педагогический стиль преподавателя или тренера отличается тактом, он умеет слушать и слышать, в повседневной жизни на основе самокритики он в состоянии адекватно оценить свою и чужую деятельность, что позволяет ему успешно реализовать учебно-воспитательные задачи на основе принципа сотрудничества.
Педагогические способности
Педагогические способности — предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений и навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Педагогические способности проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий.
Существуют различные подходы к выделению видов педагогических способностей. Можно считать, они являются отражением структуры педагогической деятельности.
По мнению Н. В. Кузьминой [с. 43], в классификацию необходимо включать следующие педагогические способности: организаторские, коммуникативные, гностические, проектировочные, конструктивные.
Для нас интерес представляет дробная структура способностей, предложенная М. И. Станкиным, которая представлена следующими педагогическими способностями:
1. Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления (способности приобретать, перерабатывать, использовать информацию и знания; умения педагога быстро найти причины отставания ученика, спортсмена, команды и внести коррективы в учебных процесс, а также умения анализировать собственное поведение и учебно-воспитательный процесс в целом).
2. Организаторские способности подразумевают грамотную подготовку и проведение любого мероприятия, умение подобрать интересное дело для каждого и создать дружескую обстановку в коллективе.
В. И. Станкин выделяет следующие три категории организаторских умений учителя физической культуры:
– наиболее значимые (сообщение целей и задач предстоящего занятия; учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей; объяснение двигательного действия и анализ его выполнения; использование рациональных методов и средств достижения поставленных задач, контроль за своим поведением);
– среднезначимые (показ упражнений; подача команд и распоряжений; контроль и самоконтроль за выполнением ошибок и их исправление под руководством преподавателя; ориентировка в нестандартной обстановке; помощь в процессе учебной и внеучебной работы и др.);
– наименее значимые (рациональный выбор места в спортив ном зале; подведение итогов урока; отчет о проделанной работе и др.) [Станкин].
3. Конструктивные способности обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение эффективных условий для организации учебновоспитательной деятельности.
4. Способность к предвидению во многом связана с развитием интуиции и воображением. Эти качества способствуют развитию профессионального умения определять цели, перспективы обучения и воспитания, составлять планы и программы с учетом контингента, условий тренировочного процесса, выявлять спортивные задатки.
5. Коммуникативные способности обеспечивают межличностное и деловое общение в процессе обучения и воспитания.
Они включают в себя:
– общительность (умение быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения);
– эмпатию (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию другого).
6. Экспрессивные способности — умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств (умение тренера вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, уверенность в собственных силах).
7. Дидактические способности — умение обучать творчески, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их работать на занятиях осознанно и самостоятельно; умение преподносить материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен.
8. Перцептивные способности — способности к адекватному восприятию, дающие возможность проникнуть во внутренний мир ученика; способность педагога воспринимать и понимать психологию школьника и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса.
9. Авторитарные способности — умение быстро завоевывать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Слагаемые авторитета — эрудиция педагога, его знания и умения, относящиеся не только к профессии, но и к личностным качествам.
Авторитет тренера часто основывается на его спортивной славе, спортивных успехах в прошлом. Авторитет трудно приобретается и легко теряется. Основные причины потери авторитета:
– постоянные промахи в работе;
– постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях;
– ошибочный прогноз, сделанный в отношении прогресса спортсмена;
– бестактные замечания в адрес ученика.
10. Мажорные способности, или оптимизм и юмор педагога, позволяют безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизировать учебно-тренировочный процесс. Излишняя строгость или просто суровое лицо педагога вызывают внутреннее сопротивление, протест воспитанников против каждого даже разум ного требования, снижают их работоспособность.
11. Психомоторные способности обеспечивают умение вникнуть в механизм движения, выполняемого учеником, найти слабые моменты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную технику, учитывая специфические особенности спортсмена. В комплекс таких способностей входят следующие умения педагога:
– анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
– показать упражнение по частям, с разной амплитудой, скоростью;
– подобрать имитационные упражнения.
12. Способность к концентрации и распределению внимания (способность держать в поле зрения всю учебную группу, класс, секцию). При наблюдении за воспитанниками нельзя терять конт роль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя учеников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся.
Следовательно, в основе педагогического мастерства спортивного педагога лежат высокие требования к его личности и деятельности. А личность и деятельность педагога невозможно рассматривать отдельно от его педагогического мастерства, потому как «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (К. Д. Ушинский).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 642.