Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры. В свою очередь, педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых, содержащую следующие подсистемы:

– знание предмета,

– педагогическая технология,

– педагогическое творчество,

– педагогические способности,

– педагогическая техника,

– педагогический стиль [Криличевский].

Знание учебного предмета, его истории, теорий, методики и современной практики составляет фундамент педагогического мастерства. Знание предмета предполагает профессиональную компетентность, высокую специально-практическую подготовленность, опыт в обучении и воспитании, научную квалификацию.

Роль профессиональной компетентности в эпоху глобального интенсивного развития и обновления всех без исключения областей науки неизмеримо возрастает. Изменившиеся организационные формы, средства, методы и социальные условия предъявляют новые повышенные требования к преподавательскому составу, и особенно к преподавателю в области его учебного предмета.

Высокая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном знании и личном опыте (например, у мастера спорта), представляют базу для творчества как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания. По данным исследований, если специалист лишен новой информации, то за год ценность его квалификации снижается на 20–25 %.

Опыт в обучении и воспитании, эрудированность преподавателя в новейших достижениях психолого-педагогических исследований (что реализуется в научной квалификации) позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления.

Педагогическая технология предполагает наличие следующих профессиональных качеств:

– техника и выразительность речи,

– ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений,

– выразительность мимики и жеста,

– умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания,

– владение образцовым показом приема, действия.

Педагогическое творчество — важное слагаемое педагогического мастерства. Его сущность проявляется в высоких результатах обучения и воспитания как следствие взаимодействия системы «преподаватель — обучаемые». Педагогическое творчество предус матривает наличие у педагога следующих личностных качеств:

– творческое воображение,

– нестандартное мышление,

– потребность в поиске новой информации,

– постоянное стремление к совершенству,

– умение продуктивно сочетать формы, средства и методы работы.

Педагогический стиль — совокупность своеобразных мыслей и действий педагогов одной школы и эпохи, отличающая их от других педагогов. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе обучаемые (воспитуемые). Оптимальный педагогический стиль обладает следующими характеристиками:

– педагогическая направленность и убежденность,

– умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность,

– педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция),

– педагогический такт и этика,

– повседневный интерес к внутреннему миру воспитываемых ( эмпатия),

– умение слушать и слышать.

Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми, педагог-гуманист ярко проявляет склонность к эмпатии, рефлексии, аттракции.

Эмпатия — умение тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, это понимание душевно-эмоционального состояния ближнего, переживание этого состояния вместе с ним.

Рефлексия — способность человека осознавать себя, свои психологические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие.

Аттракция (от лат. attractic — притяжение) — способность обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым.

Настоящий педагог должен в полной мере обладать всеми вышеперечисленными качествами. Педагогический стиль преподавателя или тренера отличается тактом, он умеет слушать и слышать, в повседневной жизни на основе самокритики он в состоянии адекватно оценить свою и чужую деятельность, что позволяет ему успешно реализовать учебно-воспитательные задачи на основе принципа сотрудничества.

Педагогические способности

Педагогические способностипредрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений и навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Педагогические способности проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий.

Существуют различные подходы к выделению видов педагогических способностей. Можно считать, они являются отражением структуры педагогической деятельности.

По мнению Н. В. Кузьминой [с. 43], в классификацию необходимо включать следующие педагогические способности: организаторские, коммуникативные, гностические, проектировочные, конструктивные.

Для нас интерес представляет дробная структура способностей, предложенная М. И. Станкиным, которая представлена следующими педагогическими способностями:

1. Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления (способности приобретать, перерабатывать, использовать информацию и знания; умения педагога быстро найти причины отставания ученика, спортсмена, команды и внести коррективы в учебных процесс, а также умения анализировать собственное поведение и учебно-воспитательный процесс в целом).

2. Организаторские способности подразумевают грамотную подготовку и проведение любого мероприятия, умение подобрать интересное дело для каждого и создать дружескую обстановку в коллективе.

В. И. Станкин выделяет следующие три категории организаторских умений учителя физической культуры:

– наиболее значимые (сообщение целей и задач предстоящего занятия; учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей; объяснение двигательного действия и анализ его выполнения; использование рациональных методов и средств достижения поставленных задач, контроль за своим поведением);

– среднезначимые (показ упражнений; подача команд и распоряжений; контроль и самоконтроль за выполнением ошибок и их исправление под руководством преподавателя; ориентировка в нестандартной обстановке; помощь в процессе учебной и внеучебной работы и др.);

– наименее значимые (рациональный выбор места в спортив ном зале; подведение итогов урока; отчет о проделанной работе и др.) [Станкин].

3. Конструктивные способности обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение эффективных условий для организации учебновоспитательной деятельности.

4. Способность к предвидению во многом связана с развитием интуиции и воображением. Эти качества способствуют развитию профессионального умения определять цели, перспективы обучения и воспитания, составлять планы и программы с учетом контингента, условий тренировочного процесса, выявлять спортивные задатки.

5. Коммуникативные способности обеспечивают межличностное и деловое общение в процессе обучения и воспитания.

Они включают в себя:

– общительность (умение быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения);

– эмпатию (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию другого).

6. Экспрессивные способности — умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств (умение тренера вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, уверенность в собственных силах).

7. Дидактические способности — умение обучать творчески, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их работать на занятиях осознанно и самостоятельно; умение преподносить материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен.

8. Перцептивные способности — способности к адекватному восприятию, дающие возможность проникнуть во внутренний мир ученика; способность педагога воспринимать и понимать психологию школьника и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса.

9. Авторитарные способности — умение быстро завоевывать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Слагаемые авторитета — эрудиция педагога, его знания и умения, относящиеся не только к профессии, но и к личностным качествам.

Авторитет тренера часто основывается на его спортивной славе, спортивных успехах в прошлом. Авторитет трудно приобретается и легко теряется. Основные причины потери авторитета:

– постоянные промахи в работе;

– постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях;

– ошибочный прогноз, сделанный в отношении прогресса спортсмена;

– бестактные замечания в адрес ученика.

10. Мажорные способности, или оптимизм и юмор педагога, позволяют безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизировать учебно-тренировочный процесс. Излишняя строгость или просто суровое лицо педагога вызывают внутреннее сопротивление, протест воспитанников против каждого даже разум ного требования, снижают их работоспособность.

11. Психомоторные способности обеспечивают умение вникнуть в механизм движения, выполняемого учеником, найти слабые моменты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную технику, учитывая специфические особенности спортсмена. В комплекс таких способностей входят следующие умения педагога:

– анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;

– показать упражнение по частям, с разной амплитудой, скоростью;

– подобрать имитационные упражнения.

12. Способность к концентрации и распределению внимания (способность держать в поле зрения всю учебную группу, класс, секцию). При наблюдении за воспитанниками нельзя терять конт роль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя учеников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся.

Следовательно, в основе педагогического мастерства спортивного педагога лежат высокие требования к его личности и деятельности. А личность и деятельность педагога невозможно рассматривать отдельно от его педагогического мастерства, потому как «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (К. Д. Ушинский).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 588.