Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания
Под воспитанием в педагогическом значении следует понимать целенаправленную организационную систему воздействий на обучаемых в интересах формирования у них определенных мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отношений, эстетического восприятия, высоких стремлений, а также потребностей к систематическому труду.
Слагаемые воспитательной среды в сфере физической культуры и спорта:
– личность спортивного педагога;
– спортивные сооружения;
– спортивный инвентарь;
– наглядная агитация (презентации, видеофильмы о соревнованиях и др.).
Воспитание рассматривается как процесс целенаправленного формирования и развития личности, как форма деятельности педагога по оказанию конкретной помощи ребенку в процессе его вхождения в жизнь.
Особенности воспитательного процесса
Воспитание — специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной целью формирование личности, нужной и полезной обществу.
Процесс воспитания — процесс многофакторный. Установлено, что в соответствии субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективные условия, в которых личность живет, формируется, решает задачи.
Процесс воспитания отличается длительностью.
Процесс воспитания непрерывен.
Процесс воспитания — процесс комплексный, т. е. он характеризуется единством целей и задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненного идее целостного формирования личности.
Процесс воспитания отличается вариативностью и непредсказуемостью результатов, зависит от индивидуальных особенностей личности и мастерства педагога.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер и строится на обратных связях между преподавателем и учеником.
Закономерности воспитания
Закономерности процесса воспитания отражены в его противоречивости, многофакторности, широте охвата и длительности протекания.
Закономерности — существенные взаимосвязи между факторами общественной среды и качеством воспитания; целесообразно организованным общением, человеческой деятельностью и воспитанием; мастерством педагогического воздействия, качественным уровнем взаимодействий и активной деятельностью воспитуемых; возрастными этапами развития личности и содержанием воспитания.
Принципы воспитания
Они являются фундаментальными утверждениями, в которых отражаются исходные требования к направлению, содержанию, методам, организации и отношениям между участниками воспитательного процесса. Принципы определяются целями воспитания и основываются на обобщенном человеческом опыте, достижениях педагогики. В реальной педагогической деятельности принципы воспитания представляют собой подвижную функциональную систему, которая является отражением закономерности учебновоспитательного процесса.
Знание принципов воспитания, умение педагогов творчески руководствоваться ими в практической деятельности является важным условием решения многогранных воспитательных задач. Отступление от требований принципов или частичная или неполная их реализация в жизни приводит к снижению действенности воспитательной работы. К таким исходным руководящим положениям, на основе которых осуществляется воспитательная деятельность, теория воспитания относит следующие принципы:
– научности и целеустремленности;
– воспитания в процессе деятельности;
– воспитания в коллективе и через коллектив;
– индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании;
– сочетания требовательности и уважения к личности воспитуемого;
– опоры на положительное в личности и коллективе воспитуемых;
– единства, согласованности, преемственности и систематичности воспитательных воздействий;
– воспитывающего обучения;
– комплексного подхода в воспитании;
– связи воспитания с жизнью [Крилический].
Содержание процесса воспитания
Воспитание — процесс сложный, многосоставный. Различные исследователи интерпретируют его по-разному. Например, И. Ф. Харламов выделяет в процессе воспитания следующие составляющие:
1. Нравственное воспитание, которое связывает с соблюдением моральных норм и правил, отношений между людьми, поведение в быту, на производстве, воспитание патриотизма.
2. Трудовое воспитание профессиональной ориентации.
3. Воспитание дисциплины и культуры поведения:
– авторитаризм в воспитании;
– свободное воспитание (его концепция: ребенок должен развиваться сам без специальной помощи со стороны взрослых, для развития ему нужны лишь благоприятные условия);
– гуманистическое воспитание (реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них).
4. Эстетическое воспитание (целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению человека к прекрасному в природе и обществе).
5. Физическое воспитание.
6. Формирование мировоззрения школьников: отношение личности к окружающему миру [Харламов].
И. П. Подласый рассматривает процесс воспитания с позиции гуманизма и демократизации школ.
1. Реализация цели воспитания: разностороннее развитие человека опирается на его способности и дарования, связано с формированием базовой культуры личности, правовой, трудовой, религиозной, нравственной, физической, культуры семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых (педагогика сотрудничества).
3. Самоопределение человека как строителя своей жизни.
4. Личностная направленность воспитания.
5. Добровольность воспитания.
6. Коллективная направленность: коллектив — это средство возвышения духовных и нравственных сил личности, а не средство подавления личности через коллектив.
Таким образом, хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению трех главных ролей: быть граж данином, работником и семьянином.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 338.