Средства обучения — предметная поддержка учебно-познавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения. К ним относятся материально-технические средства, учебное оборудование, инвентарь, аппаратура, научно-методические пособия.
Понятие «средства обучения» в узком смысле означает учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. В более широком смысле под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т. е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана деятельность как обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. п.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п.; аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевидение и т. п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Он выделил простые и сложные средства.
Простые средства:
– словесные (учебники и другие тексты);
– визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
– механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
– аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
– аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
– средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин.
Назовем основные из них:
– закономерности и вытекающие из них принципы обучения;
– общие цели обучения, воспитания и развития человека;
– конкретные образовательно-воспитательные задачи;
– уровень мотивации обучения;
– особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
– содержание материала;
– время, отведенное на изучение того или иного материала;
– количество и сложность учебного материала;
– уровень подготовленности учащихся;
– возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
– сформированность у учащихся учебных навыков;
– тип и структура занятия;
– количество учащихся;
– интерес учащихся;
– взаимоотношения между преподавателем и учащимися, которые сло жились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
– материально-техническое обеспечение, наличие оборудования, на глядных пособий, технических средств;
– особенности личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочета ния для проведения занятия.
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем заключается сущность понятий методов и средств обучения?
2. Перечислите основные классификации методов обучения.
3. Дайте характеристику средств обучения.
4. От каких объективных и субъективных причин зависит выбор методов образовательной деятельности и средств обучения в сфере физической культуры и спорта?
Лекция
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 359.