Классификация средств обучения и их характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средства обучения — предметная поддержка учебно-познавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения. К ним относятся материально-технические средства, учебное оборудование, инвентарь, аппаратура, научно-методические пособия.

Понятие «средства обучения» в узком смысле означает учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. В более широком смысле под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т. е. всю совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана деятельность как обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. п.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п.; аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевидение и т. п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

Он выделил простые и сложные средства.

Простые средства:

– словесные (учебники и другие тексты);

– визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

– механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

– аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

– аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

– средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин.

Назовем основные из них:

– закономерности и вытекающие из них принципы обучения;

– общие цели обучения, воспитания и развития человека;

– конкретные образовательно-воспитательные задачи;

– уровень мотивации обучения;

– особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

– содержание материала;

– время, отведенное на изучение того или иного материала;

– количество и сложность учебного материала;

– уровень подготовленности учащихся;

– возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

– сформированность у учащихся учебных навыков;

– тип и структура занятия;

– количество учащихся;

– интерес учащихся;

– взаимоотношения между преподавателем и учащимися, которые сло жились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

– материально-техническое обеспечение, наличие оборудования, на глядных пособий, технических средств;

– особенности личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочета ния для проведения занятия.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключается сущность понятий методов и средств обучения?

2. Перечислите основные классификации методов обучения.

3. Дайте характеристику средств обучения.

4. От каких объективных и субъективных причин зависит выбор методов образовательной деятельности и средств обучения в сфере физической культуры и спорта?

 


 

Лекция


СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 315.