Когда с информацией плохо
Асимметрия информации
Есть достаточно много областей (и финансовая сфера — одна из них), где покупателю практически невозможно заранее определить, насколько качественной окажется покупаемая услуга или товар. Например, в финансах только тот, кто предлагает финансовую услугу, знает, собирается ли он ее выполнять (платить по вкладу или переводить деньги по распоряжению клиента, возмещать ущерб по страховому случаю и т. д.).
Более того, механизм ухудшающего отбора, описанный Джорджем Акерлофом в 1970 году, предполагает уход с рынка продавцов качественных товаров и услуг, если это качество никак невозможно продемонстрировать до продажи. До определенной степени такая ситуация характерна для банковской системы тех стран, где существует система страхования вкладов. Если вкладчик открывает вклад в пределах защищаемого системой лимита, ему безразлично, действительно ли банк собирается выполнять свои обязательства или вклад с процентами ему вернется через систему страхования вкладов (о том, что у нас в стране не все так просто, см. главу 6 «Сбережения»).
Ухудшающий отбор и его последствия
Джордж Акерлоф, получивший в 2001 году Нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с несимметричной информацией, описал механизм ухудшающего отбора в своей знаменитой статье «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». В качестве иллюстрации он рассматривал рынок подержанных автомобилей, среди которых встречаются машины как хорошего качества, так и плохого (собственно «лимоны» на жаргоне продавцов машин).Далее...
Конечно, и в финансовой сфере бывают достаточно очевидные случаи плохого качества вроде неправильно оформленного договора об открытии банковского вклада или финансовых пирамид. Но даже они неизбежно притягивают к себе доверчивых людей.
Есть примеры асимметрии информации в другую сторону. На рынке страхования часто именно покупатели страховки обладают более полной информацией о том, насколько подвержено данному риску их имущество или здоровье. Однако многостраничные правила страхования и запутанные процедуры все равно позволяют страховым компаниям занять более сильную позицию.
Избыток информации
Современная цифровая эпоха предоставляет нам гигантское количество информации практически о любом предмете. Поисковики, фильтры, отзывы и рекомендации упрощают поиск. Однако качество, важность, актуальность информации, а еще потраченное время все равно остаются большой проблемой.
Трейдеры на рынке ценных бумаг или валютном рынке часто пытаются совершать сделки, опираясь на постоянно обновляемые экономические новости и финансовые данные. Объем доступной им информации так велик, что часть информации переоценивается, часть неизбежно недооценивается, а в результате совершаются убыточные операции.
Отсутствие информации
В финансовой сфере значительной части необходимой нам информации просто не существует в тот момент, когда нам необходимо принимать решения. Невозможно заранее знать, насколько изменится курс иностранной валюты в ближайшие полгода, совпадет ли реальное изменение цен на покупаемые вами товары с прогнозируемым уровнем инфляции в стране, вырастут или упадут цены на квартиры и даже заплатят ли вам и в каком размере премию на работе по итогам месяца.
Проблемы мышления
Почему думать сложно
Сравнение несравнимого
Часто имеющаяся информация слишком разная, чтобы ее можно было легко сопоставить между собой. Что выгоднее: кредитная карта с большим льготным периодом или дебетовая с высоким кешбэком на все покупки? А если есть карта с еще более высоким кешбэком, но только на кафе и рестораны? Вклад на 4 месяца под 7% годовых с возможностью выиграть смартфон или вклад на 6 месяцев под 6% годовых с ежемесячной капитализацией? Ипотечный кредит с первым взносом в 10% на 25 лет с аннуитетными платежами и обязательным страхованием жизни заемщика или кредит на ту же сумму на 10 лет под 15% с двумя поручителями и обязательным страхованием жизни заемщика? Кстати, все непонятные слова из этого абзаца мы обязательно обсудим в следующих главах.
Осознание предпочтений
С проблемой сравнения разных параметров можно справиться, если вы очень хорошо понимаете, что именно для вас важно: льготный период или более низкий процент, отсутствие первоначального взноса или маленькие ежемесячные платежи. Однако мы не всегда знаем, что для нас действительно важно (особенно если только собираемся воспользоваться какой-то финансовой услугой). А выбрав что-то, мы можем обнаружить, что выбранная характеристика не столь важна, как нам казалось вначале.
Автоматическое реагирование
Психологи и биологи, занимающиеся изучением работы головного мозга, обратили внимание на то, что фактически у людей сосуществуют два способа принимать решения:
Вслед за Робертом Чалдини[1] мы будем называть первый способ «автоматическое реагирование», или «автоматический режим», а второй — «контролируемое реагирование», или «контролируемый режим». Даниэл Канеман и некоторые другие поведенческие экономисты называют их «Система 1» и «Система 2» или автоматическая и осознанная система.
Основные характеристики Системы 1 и Системы 2 | |
Система 1 | Система 2 |
Рассматривает ограниченный набор факторов, автоматически приходящий на ум | Рассматривает множество факторов, имеющих отношение к делу |
Производит ответ быстро и без усилий | Путь к ответу часто долог и требует утомительных мыслительных усилий |
Метод — ассоциации | Метод — анализ и рассуждения |
Включается автоматически, без необходимости сознательных усилий | Включается только как результат сознательных усилий |
Разные способы мышления осуществляются разными частями мозга и с разными издержками для организма. Как показали исследования психологов под руководством Роя Баумейстера[2], мозг, усиленно и сознательно обдумывающий какую-то проблему в контролируемом режиме, потребляет гораздо больше глюкозы (и утомляется), чем мозг, функционирующий в автоматическом режиме.
Как устроен наш мозг
Базовые функции мозга, общие для всех животных, - быстрое распознавание угроз и выгод в окружающей среде, немедленное реагирование на них и анализ ближайшего будущего.Далее...
Большая часть повседневных (не слишком важных) решений успешно принимается нами в автоматическом режиме. И только благодаря этому мы не зависаем, как медленный процессор, над обычными делами, пытаясь обработать максимальный объем информации (а если и зависаем, то вовсе не от избытка размышлений). Сталкиваясь со сложными учебными задачами или с необходимостью принять важное решение «по жизни», учитывающее несколько факторов, мы способны переходить в контролируемый режим мышления.
Но, поскольку думать утомительно и долго, мы готовы удовлетвориться ответом, поставляемым нам мозгом в автоматическом режиме. Часто это будет неправильный ответ на наш сложный вопрос, хотя и правильный на другой, более простой вопрос, которым мозг заменил сложный. Поскольку ответ получен вне сознательного контроля, мы, как правило, даже не замечаем подмены вопроса или неправильность ответа.
Помните 1-й вопрос входного теста про стоимость компьютерной мышки? Если вы ответили, что она стоит 500 рублей, и не потрудились перепроверить его, то вы доверились вашему мозгу в автоматическом режиме.
6. Проблемы поведения
Разрыв между намерениями и действиями
«Хотели как лучше, получилось как всегда» — это фраза, очень точно характеризующая ситуацию невыполнения принятых решений.
Иллюстрация 1
Одна из причин такого поведения заключается в том, что наша сила воли и самоконтроль ограниченны. И то и другое «осуществляется» с помощью контролируемой мозговой деятельности. И то и другое утомляет наш мозг, если он не развит соответствующими тренировками. Поэтому мы, как правило, склонны избегать данных усилий.
Ошибки поведения
Ошибки поведения, или поведенческие эффекты, — это устойчивые отклонения от рационального поведения, обнаруживаемые в ходе изучения проводимых реформ или научных экспериментов. Они проявляются определенным образом в определенных контекстах и носят социальный, а не универсальный характер. То есть мы склонны совершать те же поведенческие ошибки, как и люди со схожими социальными и демографическими характеристиками.
В одном из экспериментов Канемана и Тверски[1], посвященном анализу ментального учета денег, участвующих студентов спрашивали, готовы ли они потратить 20 минут и добраться до другого магазина, чтобы сэкономить 5 долларов (продаваемые товары в двух магазинах одинаковые). Студенты готовы были ехать за лучшей ценой, если цена покупки в первом магазине составляла 15 долларов (выгода 33%), и не готовы, если цена покупки в первом магазине была 125 долларов (выгода 4%). В 2008 году был проведен похожий эксперимент, в котором участвовали бедные и финансово состоятельные жители Нью-Джерси[2]. В 2015 году сотрудники Всемирного банка провели аналогичный эксперимент среди своих сотрудников и жителей трех развивающихся стран. Выяснилось, что сотрудники Всемирного банка (вполне финансово благополучные) ведут себя так же (учитывают одни и те же денежные суммы по-разному), как и состоятельные жители Нью-Джерси, а также студенты одного из лучших университетов США.
От ошибок к эвристикам
На самом деле ошибки суждения — это полезнейшие изобретение нашего мозга, позволяющее нам адекватно функционировать в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Без упрощения мыслительной деятельности какое-либо принятие решений в разумное время было бы сомнительно. Поэтому очень часто поведенческие экономисты, говоря об ошибках суждения, говорят об эвристиках (то есть упрощении) суждения.
Что такое эвристика?
По преданию, Архимед, погрузившись в ванну и открыв закон вытеснения, вскричал: «Эврика!» (то есть «Нашел!»). С тех пор это слово ассоциируется у нас с быстрым нахождением правильного ответа.Далее...
Насколько эвристики помогают нам в финансовой сфере? Финансовая сфера очень сложна, разнообразна и переменчива. Кроме этого в ней:
Именно в такой сфере нам особенно важно принимать правильные решения. Именно в такой сфере мы часто используем эвристики. Поскольку влияние применяемых эвристик и испытуемых поведенческих эффектов предсказуемо, маркетологи и недобросовестные продавцы товаров и услуг могут манипулировать нашим поведением и потребительским выбором.
Чтобы этого избежать, важно понимать, какую именно эвристику мы используем при принятии определенного решения, адекватна ли она наблюдаемой ситуации, к каким ошибкам может привести и как их исправить (то есть пользоваться эвристикой осознанно, а не автоматически). Точно так же важно понимать, под воздействием какого поведенческого эффекта мы находимся и как можно уменьшить его влияние.
Эвристика доступности
Используя эвристику доступности, мы заменяем сложную оценку того, насколько значимо «А», тем, насколько легко мы вспоминаем примеры «А».
Этот замечательный метод быстрого принятия решения часто используется нами при оценке:
Если мы легко и быстро вспоминаем несколько имен молодых миллиардеров, мы уверены, что шансы добиться успеха со своим стартапом велики. Если среди наших знакомых никто не рассказывал про сгоревшую квартиру или дом, мы, скорее всего, не будем страховать свое жилье от пожара. А если мы что-то слышали о том, что в нашей стране финансовая грамотность невысока, мы признаем эту проблему социально значимой.
Почему эта эвристика может привести нас к ошибочным выводам?
Искажения, связанные с легкостью воспоминания
Амос Тверски и Даниэль Канеман, которые ввели в экономическую науку представление о когнитивных эвристиках, проводили множество экспериментов для выявления реальных искажений в суждениях людей. Один из их экспериментов был посвящен выяснению того, искажается ли наше представление о численности какой-то категории в зависимости от известности ее представителей. Участников эксперимента разделили случайным образом на две группы и зачитывали каждой группе список, состоящий из одинакового количества знаменитых мужчин и женщин. Однако одной группе читали список, где были несколько более известные женщины, а другой группе — список с чуть более известными мужчинами. В результате участники обеих групп считали, что категория более известных людей из их списка более многочисленна.
На нашу легкость воспоминания влияет не только относительная известность вспоминаемого, но и то, насколько давно произошло событие (более свежим событиям придается большее значение) и насколько сильные эмоции оно вызвало (впрочем, о влиянии эмоций мы поговорим позже).
Искажения, связанные с легкостью вообразимости
Иногда вместо того, чтобы извлекать примеры из памяти, мы конструируем их в своем воображении. Если мы можем легко и достоверно представить несколько способов, которыми могут украсть нашу машину, мы, скорее всего, приобретем на нее полис каско. Однако понятно, что наше богатое (или, наоборот, бедное) воображение не имеет никакого отношения к реальной вероятности угона машины.
В силу эвристики доступности эмоционально окрашенные новостные сообщения позволяют достаточно легко манипулировать общественным мнением. Показывая среди беженцев крупным планом симпатичных и несчастных детей, можно настроить общество позитивно к приему беженцев. Показывая местного ребенка, которого каким-то образом обидели «приезжие», можно развернуть общественное мнение на 180 градусов. Иногда возникает «каскад доступной информации» — самоподдерживающаяся цепочка новостных сообщений и событий, которая, начавшись со сравнительно малозначимой истории, может привести к широкому волнению в обществе и масштабным действиям правительства.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 741.