Знаете, в какой сфере важнейшее значение придают изучению того, как люди принимают решения и почему они ошибаются? В авиации. Потому что цена одной-единственной ошибки может оказаться чрезвычайно высокой. А еще потому, что именно человеческий фактор (то есть ошибочное решение специалиста) — наиболее частая причина всех аварий.
Был период, когда экономика считалась свободной от человеческого фактора. Считалось, что именно в этой области — издержек и прибыли — экономический агент способен наиболее рационально принимать решения.
Простая модель принятия экономических решений
(1) Принимая экономические решения, человек изучает только экономические данные.
(2) Он способен собрать всю информацию, имеющую отношение к делу.
(3) Он способен полностью обработать полученную информацию и принять наилучшее для себя решение.
(4) Он способен вести себя в строгом соответствии с принятым решением. Его поведение предсказуемо изменяет экономические данные.
Второй и третий этапы этой модели — сбор и обработка информации — характеризуют способность человека быть рациональным. Рациональность — это способность человека принимать правильные решения в свою пользу1. Мы говорим о неограниченной рациональности, если, как в этой простой модели, считаем возможным собрать и обработать всю относящуюся к делу информацию, а также принять наилучшее для себя решение (подробно эти вопросы изучают в разделе «Потребительский выбор» экономической теории).
Однако в экономике, как и в авиации, невозможно долго игнорировать человеческий фактор.
Простая модель затрещала по швам. Сначала Герберт Саймон ввел в экономическую теорию понятие ограниченной рациональности, указав на то, что наши мыслительные способности, а также технические и финансовые возможности собирать и обрабатывать информацию ограниченны. Затем и вовсе возник новый раздел экономической науки — поведенческая экономика. А простая модель стала сложной.
Поведенческая экономика и ее методы
Поведенческая экономика изучает влияние социальных, познавательных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений и поведение людей. Кроме того, предметом интереса поведенческих экономистов являются рыночные аномалии (например, календарные эффекты ценообразования на фондовом рынке).Далее...
Модель, учитывающая психологическую и социальную составляющую принятия решений
(1) Принимая экономические решения, человек может опираться на самые разные данные, свои культурные установки, эмоциональное состояние и контекст ситуации выбора.
(2) Человек редко бывает способен собрать всю релевантную информацию, часто принимает решение исходя из единственного значимого фактора.
(3) Способности человека по обработке имеющейся информации и принятию наилучшего для себя решения ограниченны.
(4) Человек не способен вести себя в строгом соответствии с принятым решением, между намерением и поведением, как правило, существует разрыв, а само поведение отклоняется от оптимального в результате поведенческих ошибок. Влияние разнообразного поведения множества людей на экономические данные не всегда предсказуемо.
Проблемы восприятия данных
Что влияет на наше восприятие данных
Влияние культурных норм
Под культурными нормами мы понимаем разделяемые группой людей ценности и убеждения. Говоря очень коротко, это представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, разделяемые большинством. Можно или нет списывать на уроках и экзаменах, стоит ли откладывать средства на черный день, могут ли женщины управлять государством, должно ли государство помогать бедным… Человек, разделяющий определенные культурные ценности, принимает решения, исходя из этих ценностей, не подвергая их мыслительному анализу.
Формируются культурные нормы обычно как эффективный ответ на определенное состояние окружающей среды (например, доверие в обществе может сформироваться в ответ на необходимость общинного страхования от неурожая в нестабильных погодных условиях[1]). С помощью воспитания культурные нормы передаются из поколения в поколение. Если окружающая среда меняется мало, то культурные нормы, разделяемые многими поколениями, приобретают особую устойчивость. Их стабильность поддерживают организации, получающие выгоду из существующего положения вещей, а также формальные и неформальные законы и нормы.
При быстрых изменениях окружающей среды (например, как в последние 100–150 лет) традиционные культурные ценности перестают быть эффективными, но — в силу приобретенной устойчивости — продолжают влиять на наши чувства, мысли и решения.
Нельсон Мандела, активный борец за предоставление равных прав всем африканцам в ЮАР и первый чернокожий президент этой страны, в своей автобиографической книге[2] привел показательный пример такого влияния. Мандела совершал авиаперелет между Суданом и Эфиопией и испытал панический испуг, после того как заметил, что самолетом управляет чернокожий пилот.
В качестве примера из финансового мира можно привести связь между уровнем доверия в обществе и степенью распространения банковских услуг. В обществах, где в силу каких-то исторических причин сформировался низкий уровень доверия, люди предпочитают использовать наличные деньги и не прибегать ни к банковским кредитам, ни к безналичным платежам.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 592.