Урок 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Словарная работа

(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.

— Прочитайте группу слов.

— Что у них общего?

— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непрове­ряемую гласную.

— Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

III. Самоопределение к деятельности

Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.

— Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сего­дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}

IV. Работа по теме урока                                                                                                                                                    Упр. 1 (с. 4).

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

— Назовите слова с непарными шипящими согласными зву­ками. (Помощник, улочка, курочка.)

Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под­черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.)          Упр. 2 (с. 4).

Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно по­размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч'], [Щ']? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить)

Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения про­водится самопроверка по образцам на доске.)

— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные ме­ста в слове? В чем заключается опасность? (Звук произно­сится мягко, но мягкий знак не пишется.)

— Как называются такие опасные места в словах русского язы­ка? (Они называются орфограммами.)

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетуш­ка Сова.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(Краски и кисточка.)

 В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)

— Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.                                                                                                                 2. Работа по учебнику                                                                                                                                                Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

— В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч]? (Мягкий согласный звук}

— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосо­четание НЧ.}

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, поч.та, птен.чик, мень..ше, хищ.ник, бол.ной.

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Под­черкните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

— Оцените себя с помощью «светофора».

(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)

 VIII . Подведение итогов урока

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).

 

Уро к 79. Развитие речи. Обучающее изложение
Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы.                                 Ход урока                                                                                                                                                                        1.Организационный момент                                                                                                                                      2. Самоопределение к деятельности                                                                                                                       1. Подготовительная беседа
2. Постановка целей урока                                                                                                                                            3. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом для изложения
  Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.
Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.                                   (По Л. Толстому)                                                                                                                                                            — Прочитайте текст.
— Где находилось гнездо ласточек?
— Что такое наличник?                                                                                                                                                   — Какая у птиц случилась беда?
— Как Петя помог птицам?
2. Анализ текста
(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения ответов.)
— Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна.)
— Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда.)
— Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.)
— Кто это увидел?
— Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.)
— Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.)
— Сколько частей в тексте?
— Как вы это определили?
— Прочитайте, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали).
— Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.)
3. Орфографическая подготовка
— Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.
— Какие орфограммы в словах мы еще не знаем? Составим словарь для справок.
Слова для справок: наличник, однажды, звучно, защебетали.                                                                        4. Самостоятельная работа учащихся
(Проверка изложений. Оценка.)
4. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— В чем испытали трудность?
5. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?
— Чему еще учились на уроке?

 

































Дата: 2018-09-13, просмотров: 39.