Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Словарная работа
(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.
— Прочитайте группу слов.
— Что у них общего?
— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.
— Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)
III. Самоопределение к деятельности
— Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}
— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.
— Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}
IV. Работа по теме урока Упр. 1 (с. 4).
— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.
— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)
— Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.) Упр. 2 (с. 4).
— Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать свое мнение.)
— Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч'], [Щ']? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить)
— Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.)
— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)
— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)
— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой
— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(Краски и кисточка.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички.)
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Отгадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)
— Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК. 2. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 5).
(Выполняется самостоятельно.)
— В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?
Упр. 3 (с. 5).
(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)
— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч]? (Мягкий согласный звук}
— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.}
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Кон..ки, поч.та, птен.чик, мень..ше, хищ.ник, бол.ной.
— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.
(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)
VIII . Подведение итогов урока
— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 5 (с. 5).
Уро к 79. Развитие речи. Обучающее изложение
Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы. Ход урока 1.Организационный момент 2. Самоопределение к деятельности 1. Подготовительная беседа
2. Постановка целей урока 3. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом для изложения
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.
Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. (По Л. Толстому) — Прочитайте текст.
— Где находилось гнездо ласточек?
— Что такое наличник? — Какая у птиц случилась беда?
— Как Петя помог птицам?
2. Анализ текста
(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения ответов.)
— Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна.)
— Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда.)
— Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.)
— Кто это увидел?
— Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.)
— Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.)
— Сколько частей в тексте?
— Как вы это определили?
— Прочитайте, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали).
— Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.)
3. Орфографическая подготовка
— Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.
— Какие орфограммы в словах мы еще не знаем? Составим словарь для справок.
Слова для справок: наличник, однажды, звучно, защебетали. 4. Самостоятельная работа учащихся
(Проверка изложений. Оценка.)
4. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— В чем испытали трудность?
5. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?
— Чему еще учились на уроке?
Дата: 2018-09-13, просмотров: 723.