— Кто знает, что нам поможет найти нужное слово в словаре? (Алфавит.}
— Действительно, все слова в словаре расположены по алфавиту.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 81.
— Прочитайте вопрос, на который сегодня ответим. (Как мы используем алфавит ?) —Прочитайте названия букв алфавита..
— Для чего нужно знать алфавит? (Чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в каталогах,.}
— Назовите буквы алфавита по порядку. (Называют по цепочке.) Упр. 122 (с. 82).
— Каких букв не хватает в алфавите? (Букв, обозначающих гласные звуки.)
— Назовите место каждой из них. (А —в начале алфавита, Е — между Д и Е й т. д.)
— Сколько всего букв, обозначающих гласные звуки? (Десять.)
— Сколько букв не обозначают звуков? (Две.)
V. Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало. Разомнемся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьем ладошкой, Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. И сначала еще раз!
VI. Развитие речи Упр. 133 (с. 87).
— Рассмотрите репродукцию картины 3-Е. Серебряковой «За обедом». (Фронтальная работа по вопросам учебника.)
— Составьте устный рассказ, используя вопросы, опорные слова.
— Расскажите его соседу. Послушайте его рассказ.
— Запишите составленный текст в тетрадь.
— Кто хочет прочитать сочинение?
(Читают по желанию. Проводится анализ прочитанных сочинений.)
VII. Рефлексия
— Оцените себя с помощью «светофора». Зеленый цвет — все понял, могу идти дальше. Желтый цвет — еще ошибаюсь. Красный цвет — стоп! Мне нужна помощь.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы сегодня вспомнили? (Алфавит.)
— Для чего нужно знать алфавит?
Урок 46. Как мы используем алфавит?
Цели: развивать умения различать звуки и буквы, записывать слова в алфавитном порядке; вспомнить порядок букв в алфавите; повторить названия букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске запись.) Пиши, да не спеши.
— Запишите пословицу транскрипцией, ([пишы да ни спишы].)
— Какой звук слышим на месте буквы И? ([Ы].)
2. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Ноябрь, декабрь.
— В каком из слов есть буква, которая обозначает слог? (Белове ноябрь. Я — [ЙА].)
—Какое у слова лексическое значение? (Последний месяц осени, одиннадцатый месяц года.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Запишите транскрипцию этого слова, ([найабр'/.)
— Запятая вверху показывает, что звук мягкий.
III. Работа по теме урока
— Кто может рассказать алфавит, начиная с любой буквы?
— Расскажите алфавит с букв П, Л, Щ.
— Если слово начинается с буквы Е, в начале или конце списка будете его искать? А если слово начинается с буквы У? Л? X?
— Какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? карандаш или линейка? Упр. 124 (с. 82).
(Работа в парах. Один ученик называет буквы, другой его проверяет, затем меняются ролями.)
— Кто назвал все буквы и не ошибся ни разу?
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.
— Что узнали о букве Ё? (Ответы детей.)
— У этой буквы есть еще одна особенность. Послушайте стихотворение и скажите, чем буква Ё отличается от всех остальных букв, обозначающих гласные звуки. (Буква Ё всегда ударная.)
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твое житье-бытье?
Буква Ё дает отчет:
— Ничего житье течет. Я ударная всегда!
— Ой-ёй-ёй! Вот это да! Упр. 125 (с. 83).
— Прочитайте вопрос. (По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?)
— Как ответить на этот вопрос, если все слова начинаются с буквы Д? (Досмотреть на вторую букву.)
— Какая буква пропущена в слове деревня! (Е.)
— Какая буква пропущена в слове дежурный ? (Е.)
— Что делать, когда вторая буква тоже одинаковая? (Смотреть на третью букву.)
— Какая из букв (В, Ж или Р) стоит первой в алфавите? (В.)
— Значит, слова записаны не в алфавитном порядке.
— В каком порядке должны стоять слова? (Девочка, дежурный, деревня.)
— Проверьте вторую группу слов. Какие буквы пропущены в словах? (Е, А, Ё.)
— В каком порядке должны стоять слова? (Пальто, пенал, петух)
— Самостоятельно проверьте третью группу. Скажите, в каком
порядке должны стоять слова. (Яблоко, ягоды, язык.) Упр. 126 (с. 84).
— Какое слово зашифровано? (Ноябрь.)
IV. Физкультминутка
Антилопе каждый день Поразмяться все не лень. Встанет рано поутру, Скачет быстро по двору, Головой своей качает, Повороты выполняет.
Е. Гайтерова
V. Закрепление изученного материала Упр. 127(с. 84).
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)
— Назовите лексическое значение слов.
— В каком порядке запишете слова? (Изморозь, изморось, эскалатор.) Упр. 128 (с. 84).
— Прочитайте, что такое палиндром.
— Составьте палиндром. (Нажал кабан на баклажан.}
— Запишите предложение, подчеркните основу.
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных»,
— Что вас особенно удивило? (Ответы детей.)
VI. Рефлексия
! — Запишите фамилии учеников, сидящих на одном ряду, в алфавитном порядке. Не забудьте: фамилии нужно писать с заглавной буквы,
(Проверка. Из каждого ряда один ученик читает, другие проверяют. При ошибке подают сигнал хлопком.)
Дата: 2018-09-13, просмотров: 589.