VII. Подведение итогов урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Какую тему мы сегодня изучали?

— В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?

— Кто может рассказать весь алфавит без запинки?

 

 

Урок 47. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных.

(Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока
1. Организационный момент                                                                                                                                        II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Р..бята, б..реза, ш..шки, ч..па-ч..пс, дерев..я, ло...
— Какие буквы нужно поставить вместо точек? Объясните
(Ребята Е запоминаем, береза Е запоминаем, в ШИ пиши с буквой Я, чупа-чупс ЧУ пиши с буквой 3
деревья пиши разделительный Ь, лоб проверяем словом лбы)
— Спишите слова в алфавитном порядке.
III. Самоопределение к деятельности
— Найдите ошибки в диктанте Незнайки.
Меня зовут незнайка. Я жыву в солнечном городе.
Какие правила не знает Незнайка? (ЖИ пиши с и, названия городов паши с большой буквы.)
— Сегодня на уроке мы вспомним какие слова пишутся с большой буквы.
. Работа по теме урока
Упр. 130 (с. 86).
— На какие две группы можно разделить все слова? (Названия городов и имена.)
— Как пишутся эти слова? (С большой буквы.)
— Запишите слова по вариантам: вариант I — названия городов, вариант II - имена.
(Проверка. два ученика читают, остальные проверяют.)                                                                                            Упр. 132 (с. 87).
—Чем необычна запись? (Всё без пробелов.)
Именно так писали первые Рукописи. Бумага была очень дорогая, и в целях экономии пробелы между словами не делали.
(Учащиеся расшифровывают предложения: 1-й ряд — первое, 2-й ряд — второе, З-й ряд — третье.)
— Прочитайте, что у вас получилось.
— Какие слова записали с большой буквы? (Вася Муравьев Марта, Лева Скворцов.)

























У. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —                                                                                                                                                 В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

УI. Рефлексия
— Оцените устную и письменную работу каждого члена группы: <!», «+>)., «—».
— Оцените свою активность на уроке.
УIII. Подведение итогов урока
— Какие слова пишем с большой буквы?
— Какие еще слова будете писать с большой буквы? (Названия стран, газет, гор, морей...)

Урок 48 Гласные звуки
Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока                                                                                                                                                                                 1. Организационный момент                                                                                                                                         II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— Подберите и запишите вместо точек имена детей. Вяжет ... слоненку носочки,
ему вышивает платочки, плетет для слоненка корзинку, рисует слоненку картинку.
— Как записали имена детей? (С большой буквы.)
— Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.)
—Написание каких слов мы запоминали? (Платочка, корзинку, картинку.)                                                                                        — В каких словах вы можете проверить безударные гласные (дети называют слова.)
— Подберите однокоренные слова к слову слоненок. слониха, слоновый, слоник.)                                               Ш. Самоопределение к деятельности
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
—О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках.)
—Какие признаки гласных звуков называет автор? (тянуться, кричать, петь.)
— Какой признак гласных звуков могли бы вы добавили?                                                                                                     IУ. Работа по теме урока                                                                                                                                        — Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.
— Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках.( Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог)
Упр. 134 (с. 89).
— Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, значит голос.)
— Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)   
Упр. 135 (с. 89).
— Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.) Запишите гласные звуки.
— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)
— Запишите их. (А, О, У, Э, Я, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 136 (с. 90).
— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках)
— Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е,Е,Ю,Я)
— Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме?
 У. физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда.
Е. Гайтверова                                                                                                                                                                        у. Закрепление изученного материала
Упр 137(с 90)
— Посмотрите и скажите, о чем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.)
— Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
— Запишите эти слова.
(Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик ЖИ пиши с И; яблоко словарное слово, запоминаем букву о; енот словарное слово, запоминаем букву Е.)
— Что обозначают буквы Е, Е, Ю, Я в этих словах? (Слога ИЭ, ИО, ЙУ, йА.)
— Итак, гласные Е, Е, Ю, я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
Упр. 138 (с. 91).
— Прочитайте пословицы.
— Когда так говорят? (Ответы детей.)
— Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое мягкость согласного звука и звук о; ехал слог ИЭ; прямо мягкость согласного звука и звук А; яму слог ИА; люди мягкость согласного звука и звук У, пахать звук А; он звук О, руками звук А; махать звук А.)
— Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
— Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)                                                                                     УII. Рефлексия
Карточка
Спиши, подчеркни гласные буквы.                                                                                                                         В чем цыплята виноваты,
Что скорлупки маловаты?
Да ни в чем.
За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка)

УIII. Подведение итогов урока
— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?
— Сколько гласных звуков в русском языке?
— Сколько гласных буки в русском языке?
— Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я?  

 













































































Ур о к 49 Проверка знаний

Цель: проверить умения учащихся                                                                                                                  Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.                                                                                                                             1. Организационный момент                                                                                                                                        

II. Проверочная работа
(«Проверь себя» (с. 88). Работа в группах по 4 человека. Группа выбирает капитана, который регулирует работу. Первый ученик отвечает на вопрос 1, второй на вопрос 2, третий — на вопрос 4, четвертый — на вопросы 6, 7. Задания 3, 5 учащиеся выполняют в тетради самостоятельно. Взаимопроверка.)

III. Рефлексия
— Трудно ли вам было выполнять проверочную работу?
— Написание каких слов у вас вызвало затруднение?

IУ. Подведение итогов урока
Что такое основа предложения? Как находили основу?
— Какими правилами переноса вы пользовались?

 

 

Урок 50. Работа над ошибками.
Цели: проанализировать ошибки, выполнить работу на ошибками.                                                                                Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать ошибки.
 Ход урока

1. организационный момент                                                                                                                               II Актуализация знаний                                                                                                                                                             III. Работа по теме урока                                                                                                                                                                     Карточка
Найди и исправь ошибки в тексте.                                                                                                                                                                                                                                           Павлик и юра — братя. Они жывуг в селе. Днем малчик-г пошли на рыбалку. Вот и речка. Рябята стали рыбачит. Рядом сидел Кот васька. Юра тащит окунка. Эту рыбку дали коту.

 IУ. Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,

 У. Развитие речи
Упр. 140 (с. 92).
— Прочитайте текст.
— Определите тему текста. (Коля заболел, и друзья решили развеселить.)
— Придумайте заголовок. («Настоящие друзья»)
— Ответьте на вопросы предложением из текста.
(Самостоятельная работа с текстом. Проверка.)
— Прочитайте текст, который у вас получился.
Коли заболел. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована.
Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.

УI. Рефлексия
 
— Кто доволен своей работой?
— Что на уроке осталось непонятным?

 

 

Урок 51. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне                                                                   Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока                                                                                                                                                                                      1. Организационный момент                                                                                                                                                    II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Бурундуки — мален..кие лесные ж. .тели. Они л. .бят яг. ды, плоды ш. .повника.                                                                   III Самоопределение к деятельности
— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Какие звуки слышите на месте гласных букв?                                                                                                                                                     Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Бездарные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.                                                                                                                                                                        IУ. Работа по теме урока
 —Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)
—Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов)
Упр. 141 (с. 93).
— Прочитайте четверостишие.
— Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)
Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
— Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)
Упр. 142 (с. 93).
— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр один, тигры много. Отличаются количеством предметов.)
— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но береза одна, березы много.)
— Это формы одного и того же слова.
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок - это одно и то же слово? (Нет. Тигр взрослое животное, тигренок детеныш тигра. Это однокоренные слова.)
Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза дерево, березовый это то, что из березы.)
— Что записано в первом столбике? (Формы одного слова.)                                                                                                      У. физкультминутка
Встали пчелки в хоровод.
(Поворот вокруг себя.)
В барабан ударил кот.
(Хлопки в ладоши.)
Стали МЫШИ танцевать,
(Пританцовывают.)
Тра-дя-дя, тра-ля-ля,
Так, что начала дрожать
(Наклоны.)
Вся земля, вся земля.
(Рынки руками.)
УI. Закрепление изученного материала
Упр. 143 (с. 94).
— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)
— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? (Валы вал, волы вол.)
(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)
— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звук не всегда произносятся и пишутся одинаково.)
— Найдите среди предложений пословицу. (до поры до времен не сеют семени.)
— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.
— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните б ударные гласные.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Упр. 144(с. 94).
— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)
— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)
— Запишите слова так же, как в учебнике. Поставьте ударение
— Выполните задания по учебнику.
— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)
Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.                                                                                                                     — Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Прочитайте правило.
— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)
— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.)
УII. Рефлексия
Карточка
Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слон — слон лиса — лисы
семья — семьи сосны — сосна
сады — садик снега — снег
— Какие слова подчеркнули? Почему?
(Самооценка.)
УIII. Подведение итогов урока
 — Чему вы сегодня научились?
— Что такое проверочное слово?

 

 

Уро к 52. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цели:
обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:  учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.                                                                     Ход урока                                                                                                                                                                                 1. Организационный момент                                                                                                                                                     2. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— На какие группы делятся все согласные? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.)
—Как обозначается мягкость согласных на письме? (Гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь.)
— Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.                                                                                                                                                                          Пришла поздняя осень.
Был теплый летний день.
Лева и Петя идут гулять.
Из школы шли мальчик и девочка.
Дети слепили снежную крепость.
— Какие слова записали? (Осень, день, гулять, мальчик, крепость.)
 — Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (Осень день.)
— Разделите вертикальной чертой слова для переноса. На сколько частей разделите слово? (На две.)
— Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков? Почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (ь звука не обозначает.)                                                                                                                                                                                 2. Словарная работа
(На доске запись.)
ПОКШДЕЦЖСЧДХА                                                                                                                                                         —Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (Одежда)                                                                                                                                                — Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

3. Самоопределение к деятельности
— Выпишите из стихотворения формы слов, пропуская букву, обозначающую безударный звук.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звезды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
А по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
И будет мягкая трава
душистым мягким сеном.
Сгребать ее пойдет мой дед,
Точней, пойдем мы с дедом.
— Какие пары слов вы выписали? (С. .сна сосны, зв..зда звезды, р..са —росы, к..са косы.)
— В каких словах пропустили гласные буквы?
— Какую букву напишете в слове сосна? (Букву О, потому что  в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)                                                                                                                                                             (Аналогично проверяют остальные слова.)
— Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)
— Какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

4. Работа по теме урока
Упр. 146(с. 96).
— Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, вы делить корень.)
— Назовите проверочные слова к каждому слову.
— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова?
— В каких словах для проверки Вы подбирали однокоренные слова?
— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)
— Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали.

5. Физкультминутка                                                                                                                                                                        дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Поскакали на носочках:
Прыг скок, прыг скок.
Встали ровненько в рядочках
И продолжили урок.                                                                                                                                                                                    УI. Повторение изученного материала
Упр. 148(с. 97).
— Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)
— Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
— Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.
— Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?                                                               6. Рефлексия
— Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверить, и знак «—«, если проверять не нужно.
Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи.                                                                                              Ответ. +, +, —, +, —‚ —, +.
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора»)

  7. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)
— Как узнать, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука?
 

 

 

Урок 62. Как определить согласные звуки?                                                                                                           Цель: повторить изученный материал по теме «Согласные звуки».                                                                 Планируемые результаты: учащиеся научатся различать гласные и согласные звуки; строить сообщения в устной и письменной форме.                                                                                                                                               Ход урока
1. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая
минутка
— Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Проверьте безударные гласные.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет. (Коза.)
Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца.)
А утром опять улетает. (Роса.)
В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река.)
Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну а ты, дружочек,
Отвечай теперь:
Под моим окошком
Что звенит? (Капель.)
— По какому признаку можно разделить слова на две группы (далее учитель спрашивает, с гласного или согласного звука начинается каждое слово, сколько звуков в слове — четыре или пять)
— В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове капель.)
— В каком слове все согласные твердые? (В словах коза, овца.)
2. Словарная работа
— Отгадайте еще одну загадку.
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется. (Мороз.)
— Чем слово похоже на предыдущие слова? (Есть безударный гласный в корне.)
— Как проверите букву? (Это слово нельзя проверить, его нужно запомнить.)
— Назовите однокоренные слова, в которых тоже запоминаете букву О. (Морозный, морозец, заморозил, морозильник.)                                                                                                                                                                                    — Выделите корень, подчеркните букву, которую нужно запомнить.                                                                  III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные.., согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Жжж... шмели в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.
В. Верестов
— Назовите тему стихотворения. (Отличия согласных звуков от гласных.)
Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.
4. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.
— На какие вопросы мы найдем ответ? (Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)
— Эта тема новая? (Нет. Это повторение.)
Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных звуках.
— Что умеют делать согласные звуки? (Шелестеть, шептать, скрипеть, фыркать и шипеть.)
— Чего они не умеют делать? (Петь.)
— Прочитайте правило самостоятельно.
— Чем еще отличаются согласные звуки от гласных? (Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)
Упр. I78(с. 112).
(Вариант 1 хором читает первую строку, вариант 2 и слушает и хлопком отмечает ошибки.                  Затем наоборот.)
— Чего больше — согласных звуков или букв? (Звуков. Одна буква может обозначать два звука: твердый и мягкий.)
— Спишите буквы в алфавитном порядке. (Проверка. Хоровое чтение.)                                                   Встаньте ребята, которые ни разу не ошиблись                                                                                                             179(с. 112).   
Прочитайте скороговорки.
— Проговорите три раза быстро скороговорку, которая вам понравилась. Кто хочет рассказать ее ребятам? (Отвечают два-три человека.)
— Спишите скороговорки.
Какие слова подчеркнули? (Сук и сух, овса и овца, добр и бобр.)
У. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
дружно делают зарядку.
6. закрепление изученного материала
Упр. 180 (с. 113).
— Прочитайте стихотворение.
— О какой стране говорится в стихотворении? Расскажите об этой стране. (Отвечают два-три учащихся.)
— Самостоятельно по памятке приготовьтесь написать первое предложение по памяти.
— Закройте учебник. Напишите предложение. Откройте учебник, проверьте написанное.
— Оцените себя.
7. Рефлексия
Карточка
Спиши. Подчеркни согласные буквы. Выпиши их в алфавитном порядке.
Словно музыка степная,
Золотая вьется рожь.
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске: В, Ж, З, К, Л, Н, П, Р, С, Т. Самооценка с помощью «светофора».)
8. Подведение итогов урока
— Прочитайте вопросы урока. Ответили ли мы на них?
— Чем отличаются согласные звуки от гласных?

 

 

Урок 65. Слова с удвоенными согласными
Цель:
познакомить с правописанием слов с удвоенными гласными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.                                                       Ход урока                                                                                                                                                                                 1. Организационный момент                                                                                                                                                          II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(Учитель читает предложения, дети выписывают только слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Если не знают, какую букву писать, оставляют пустое место.)                                                                          Гнездо белочки было на старой сосне. Под зеленой еловой лапой строит свой дом зайка.
Еж укрылся листьями и заснул на всю зиму. В нору залезла лиса.
— Прочитайте, какие слова выписали.
— Как можно проверить в них безударную гласную?
— Выделите корень в словах.
— Выпишите слово гнездо, подберите к нему однокоренные слова. (Гнездышко, гнездится, гнездовье, гнездовой.)
III. Самоопределение к деятельности
(Ученик на доске под диктовку учителя записывает предложение.)                                                           Закончились уроки. Анна и Алла вышли из класса.                                                                                                    — Проверьте, правильно ли написано предложение.
— Почему слова Анна, Алла и класс нужно писать с двумя буквами?
— Закройте одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко.)
4.
Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока нас. 117.
— Объясните значение слова удвоенные. (две одинаковые буквы рядом.)
Упр. 188(с. 117).
— Прочитайте слова.
— Значение каких слов вам неизвестно?
— Что такое перрон? (Перрон площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.)
— Что такое вожжи? (Вожжа часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок а служащая для того, чтобы править лошадью.)
— Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышим на месте удвоенных согласных. (Он долгий, тянется.)
— Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.
— Прочитайте правило.
— Слова с удвоенными согласными можно тоже назвать словарными. Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре.)                                                                                                                     У. Физкультминутка                                                                                                                                                                  Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.                                                                                                                                                                 УI. Закрепление изученного материала
Упр. 189(с. 117).
— Прочитайте слова. Значение каких слов вы не знаете?
— В каком словаре можно узнать значение слова? (В толковом  словаре.)
— Выполните задания учебника самостоятельно.
— Как переносят слова с удвоенными согласными?
— Какие слова переносили?
— Прочитайте все способы переноса.
Упр. 190(с. 118).
— Прочитайте задание.
— Замените сочетания слов одним словом. Выберите из слов для справок.
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. Самооценка с помощью «светофора».)
УII. Рефлексия

— Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в слове удвоенная согласная, ставите +, если в слове нет удвоенных согласных, ставите —.
Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.                                                             Ответ. +, —, +, —, +, +, +, —.
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

 

Урок 68. Твердые и мягкие согласные и буквы для их обозначения
Цель:
повторить способы обозначения мягкости согласных.                                                                                      Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме.                       Ход урока                                                                                                                                                                                        1. Организационный момент                                                                                                                                                              II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
У Сени и у Сани в сетях сом с усами.                                                                                                                                             — Прочитайте предложение. Чем оно интересно? (В словах повторяется буква С, это скороговорка.)
— Прочитайте скороговорку медленно. (Потом еще три раза ускоряя темп).
— Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно (Отвечают 3—4 человека.)
— Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена  собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слов в сетях сети.)
— Прочитайте скороговорку, четко проговорив записанные буквы - орфографически.
— Запишите скороговорку по памяти.
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.)                                                                                              III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте скороговорку.
Коля просо курам нес,
Замарал он просом нос.
— Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.
— Найдите в скороговорке слова, которые отличаются одной буквой. (Нос нес.)
— Какими буквами отличаются слова? (Гласными буквами О и Е.)
— Какой звук обозначает каждая буква? (Учитель делает на доске запись.)
[НОС] - [Н’ОС]
— Какими звуками они отличаются? (Согласными звуками [Н] и[Н’].)
— Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему это происходит.
IУ. Работа по теме урока
—Откройте учебник на с.120 и прочитайте тему урока.                                                                                    Упр. 192(с. 120).
(Устное выполнение.)
— Какие звуки «живут» в этих домиках? (Согласные.)
— Прочитайте все звуки, которые «живут» в этих домиках. (Читают пары звуков по цепочке.)
— Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)
— Назовите непарные мягкие звуки.
Упр. 193 (с. 120).
— Прочитайте все задания.
— Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.
— Кто приготовил ответ на первый вопрос? (Ответы детей.)
— Кто ответит на второй вопрос? (Ответы детей.)
— Кто ответит на третий вопрос? (Ответы детей.)
— Сделайте вывод: как узнать, твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твер- дость согласных звуков.)
— Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые мягкие согласные ему не подчиняются.)
Упр. I94(с. 121).
— Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.
— Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. (Пальто, шляпа.)                                        — Как вы определяли? (После них стоят мягкий знак и буква я. Они обозначают мягкость согласных.)
— Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает твердый звук. (Платок, платье. После буквы Л стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.)
— Прочитайте напоминание и скажите, какие гласные обозначают мягкость согласных.
Упр. 195 (с. 121).
— Посмотрите на первую пару слов и ответьте на второй мы поставили в начале урока.
Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [Н’] и [Н] ? (Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е мягкость согласных.)
(Аналогично разбирают другие пары слов.)



































































































































































































































































































































У. Физкультминутка

УI. Закрепление изученного материала
Упр. 196(с. 121).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой  звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук (С].)                                                                               (Самостоятельное выполнение.)
В каких словах подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы)                                                                                     УII. Рефлексия                                                

 Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкий звук [Ф’].                                                                              У Фани — фуфайка,                                                                                                                                                                          У Феди— туфли.                                                                                                                                                                  Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет,
Фея выскочит откуда.
Фокус это или чудо?
— В каких словах подчеркнули букву Ф? (У Феди, фея.)
— Те, кто подчеркнул эти два слова, поставьте «!»                                                                                                        —Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными  мы будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.
 УIII. Подведение итогов урока
— Что сегодня на уроке повторяли?
— Какие буквы обозначают мягкость согласных?
— Какие буквы обозначают твердость согласных?
— Назовите непарные твердые звуки.
— Назовите непарные мягкие звуки.

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ















Дата: 2018-09-13, просмотров: 769.