— Какую тему мы сегодня изучали?
— В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?
— Кто может рассказать весь алфавит без запинки?
Урок 47. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных.
(Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока 
 1. Организационный момент                                                                                                                                        II. Актуализация знаний 
 Орфографическая минутка
 (На доске записаны слова.) 
 Р..бята, б..реза, ш..шки, ч..па-ч..пс, дерев..я, ло... 
 — Какие буквы нужно поставить вместо точек? Объясните 
 (Ребята — Е запоминаем, береза — Е запоминаем, в ШИ пиши с буквой Я, чупа-чупс ЧУ пиши с буквой 3 
 деревья — пиши разделительный Ь, лоб проверяем словом лбы) 
 — Спишите слова в алфавитном порядке. 
 III. Самоопределение к деятельности 
 — Найдите ошибки в диктанте Незнайки. 
 Меня зовут незнайка. Я жыву в солнечном городе. 
 Какие правила не знает Незнайка? (ЖИ пиши с и, названия городов паши с большой буквы.) 
 — Сегодня на уроке мы вспомним какие слова пишутся с большой буквы. 
 IУ. Работа по теме урока 
 Упр. 130 (с. 86). 
 — На какие две группы можно разделить все слова? (Названия городов и имена.) 
 — Как пишутся эти слова? (С большой буквы.) 
 — Запишите слова по вариантам: вариант I — названия городов, вариант II - имена. 
 (Проверка. два ученика читают, остальные проверяют.)                                                                                            Упр. 132 (с. 87). 
 —Чем необычна запись? (Всё без пробелов.) 
 Именно так писали первые Рукописи. Бумага была очень дорогая, и в целях экономии пробелы между словами не делали. 
 (Учащиеся расшифровывают предложения: 1-й ряд — первое, 2-й ряд — второе, З-й ряд — третье.) 
 — Прочитайте, что у вас получилось. 
 — Какие слова записали с большой буквы? (Вася Муравьев Марта, Лева Скворцов.)  
У. Физкультминутка
Еж спешил к себе домой, 
 Нес запасы он с собой. 
 Через кочки еж скакал, 
 Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился —                                                                                                                                                 В шарик круглый превратился. 
 А потом опять вскочил 
 И к детишкам поспешил. 
 
 УI. Рефлексия 
 — Оцените устную и письменную работу каждого члена группы: <!», «+>)., «—». 
 — Оцените свою активность на уроке. 
 УIII. Подведение итогов урока 
 — Какие слова пишем с большой буквы? 
 — Какие еще слова будете писать с большой буквы? (Названия стран, газет, гор, морей...) 
Урок 48 Гласные звуки
 Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. 
 Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока                                                                                                                                                                                 1. Организационный момент                                                                                                                                         II. Актуализация знаний 
 Орфографическая минутка 
 — Подберите и запишите вместо точек имена детей. Вяжет ... слоненку носочки, 
 ему вышивает платочки, плетет для слоненка корзинку, рисует слоненку картинку. 
 — Как записали имена детей? (С большой буквы.) 
 — Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.) 
 —Написание каких слов мы запоминали? (Платочка, корзинку, картинку.)                                                                                        — В каких словах вы можете проверить безударные гласные (дети называют слова.) 
 — Подберите однокоренные слова к слову слоненок. слониха, слоновый, слоник.)                                               Ш. Самоопределение к деятельности 
 Гласные тянутся в песенке звонкой, 
 Могут заплакать и закричать, 
 Могут в кроватке баюкать ребенка, 
 Но не желают свистеть и ворчать. 
 —О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках.) 
 —Какие признаки гласных звуков называет автор? (тянуться, кричать, петь.) 
 — Какой признак гласных звуков могли бы вы добавили?                                                                                                     IУ. Работа по теме урока                                                                                                                                        — Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока. 
 — Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках.( Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог)
 Упр. 134 (с. 89). 
 — Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, значит голос.) 
 — Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)   
 Упр. 135 (с. 89). 
 — Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.) Запишите гласные звуки. 
 — Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.) 
 — Запишите их. (А, О, У, Э, Я, Ы, Е, Ё, Ю, Я.) 
 Упр. 136 (с. 90). 
 — Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках)
 — Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е,Е,Ю,Я) 
 — Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? 
  У. физкультминутка 
 На болоте жабы жили 
 И друг с другом так дружили! 
 Прыгали они по кочкам, 
 Спали вместе темной ночкой. 
 А проснувшись поутру, 
 Начинали вновь игру: 
 Сесть, и встать, 
 И два прыжка... 
 Вместе весело всегда. 
 Е. Гайтверова                                                                                                                                                                        у. Закрепление изученного материала 
 Упр 137(с 90) 
 — Посмотрите и скажите, о чем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.) 
 — Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв. 
 — Запишите эти слова. 
 (Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка — пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик — ЖИ пиши с И; яблоко — словарное слово, запоминаем букву о; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.) 
 — Что обозначают буквы Е, Е, Ю, Я в этих словах? (Слога ИЭ, ИО, ЙУ, йА.) 
 — Итак, гласные Е, Е, Ю, я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова. 
 Упр. 138 (с. 91). 
 — Прочитайте пословицы. 
 — Когда так говорят? (Ответы детей.) 
 — Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое мягкость согласного звука и звук о; ехал слог ИЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ИА; люди — мягкость согласного звука и звук У, пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.) 
 — Спишите одну из пословиц, поставьте ударение. 
 — Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». 
 — Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)                                                                                     УII. Рефлексия 
 Карточка 
 Спиши, подчеркни гласные буквы.                                                                                                                         В чем цыплята виноваты, 
 Что скорлупки маловаты? 
 Да ни в чем. 
 За эти дни 
 Просто выросли они! 
 (Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка)
УIII. Подведение итогов урока 
 — Какие признаки гласных звуков мы вспомнили? 
 — Сколько гласных звуков в русском языке? 
 — Сколько гласных буки в русском языке? 
 — Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я?   
Ур о к 49 Проверка знаний
Цель: проверить умения учащихся Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать. 1. Организационный момент
 II. Проверочная работа 
 («Проверь себя» (с. 88). Работа в группах по 4 человека. Группа выбирает капитана, который регулирует работу. Первый ученик отвечает на вопрос 1, второй на вопрос 2, третий — на вопрос 4, четвертый — на вопросы 6, 7. Задания 3, 5 учащиеся выполняют в тетради самостоятельно. Взаимопроверка.)
III. Рефлексия 
 — Трудно ли вам было выполнять проверочную работу? 
 — Написание каких слов у вас вызвало затруднение? 
IУ. Подведение итогов урока 
 Что такое основа предложения? Как находили основу? 
 — Какими правилами переноса вы пользовались? 
Урок 50. Работа над ошибками. 
 Цели: проанализировать ошибки, выполнить работу на ошибками.                                                                                Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать ошибки. 
  Ход урока
1. организационный момент                                                                                                                               II Актуализация знаний                                                                                                                                                             III. Работа по теме урока                                                                                                                                                                     Карточка 
 Найди и исправь ошибки в тексте.                                                                                                                                                                                                                                           Павлик и юра — братя. Они жывуг в селе. Днем малчик-г пошли на рыбалку. Вот и речка. Рябята стали рыбачит. Рядом сидел Кот васька. Юра тащит окунка. Эту рыбку дали коту.
 IУ. Физкультминутка 
 Воробьишка потянулся, 
 Распрямился, встрепенулся 
 Головой кивнул три раза, 
 Подмигнул нам черным 
 Лапки в стороны развел 
 И по жердочке пошел. 
 Прогулялся и присел, 
 У. Развитие речи 
 Упр. 140 (с. 92). 
 — Прочитайте текст. 
 — Определите тему текста. (Коля заболел, и друзья решили развеселить.) 
 — Придумайте заголовок. («Настоящие друзья»)
 — Ответьте на вопросы предложением из текста. 
 (Самостоятельная работа с текстом. Проверка.) 
 — Прочитайте текст, который у вас получился. 
 Коли заболел. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. 
 Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо. 
УI. Рефлексия 
  — Кто доволен своей работой? 
 — Что на уроке осталось непонятным?
Урок 51. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне                                                                   Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. 
 Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока                                                                                                                                                                                      1. Организационный момент                                                                                                                                                    II. Актуализация знаний 
 Орфографическая минутка 
 (На доске запись.) 
 Бурундуки — мален..кие лесные ж. .тели. Они л. .бят яг. ды, плоды ш. .повника.                                                                   III Самоопределение к деятельности 
 — В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. 
 — Какие звуки слышите на месте гласных букв?                                                                                                                                                     Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Бездарные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.                                                                                                                                                                        IУ. Работа по теме урока 
  —Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.) 
 — Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.) 
  —Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов)
 Упр. 141 (с. 93). 
 — Прочитайте четверостишие. 
 — Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.) 
 Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах. 
 — Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.) 
 Упр. 142 (с. 93). 
 — Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.) 
 — Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но береза одна, березы — много.) 
 — Это формы одного и того же слова. 
 — Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок - это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это однокоренные слова.) 
 — Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.) 
 — Что записано в первом столбике? (Формы одного слова.)                                                                                                      У. физкультминутка 
 Встали пчелки в хоровод. 
 (Поворот вокруг себя.) 
 В барабан ударил кот. 
 (Хлопки в ладоши.) 
 Стали МЫШИ танцевать, 
 (Пританцовывают.) 
 Тра-дя-дя, тра-ля-ля, 
 Так, что начала дрожать 
 (Наклоны.) 
 Вся земля, вся земля. 
 (Рынки руками.) 
 УI. Закрепление изученного материала 
 Упр. 143 (с. 94). 
 — Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.) 
 — Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки? 
 — Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? (Валы — вал, волы — вол.) 
 (Аналогично рассматривается вторая пара предложений.) 
 — Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звук не всегда произносятся и пишутся одинаково.) 
 — Найдите среди предложений пословицу. (до поры до времен не сеют семени.) 
 — Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом. 
 — Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните б ударные гласные. 
 — Прочитайте, на что нужно обратить внимание. 
 Упр. 144(с. 94). 
 — Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.) 
 — Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.) 
 — Запишите слова так же, как в учебнике. Поставьте ударение 
 — Выполните задания по учебнику. 
 — Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.) 
 Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.                                                                                                                     — Прочитайте, на что нужно обратить внимание. 
 — Прочитайте правило. 
 — Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.) 
 — Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.) 
 УII. Рефлексия 
 Карточка 
 Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово. 
 слон — слон лиса — лисы 
 семья — семьи сосны — сосна 
 сады — садик снега — снег 
 — Какие слова подчеркнули? Почему? 
 (Самооценка.) 
 УIII. Подведение итогов урока 
  — Чему вы сегодня научились?
 — Что такое проверочное слово?
Уро к 52. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 
 Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. 
 Планируемые результаты:  учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.                                                                     Ход урока                                                                                                                                                                                 1. Организационный момент                                                                                                                                                     2. Актуализация знаний 
 1. Орфографическая минутка 
 — На какие группы делятся все согласные? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.) 
 —Как обозначается мягкость согласных на письме? (Гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь.) 
 — Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.                                                                                                                                                                          Пришла поздняя осень. 
 Был теплый летний день. 
 Лева и Петя идут гулять. 
 Из школы шли мальчик и девочка. 
 Дети слепили снежную крепость. 
 — Какие слова записали? (Осень, день, гулять, мальчик, крепость.) 
  — Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (Осень день.) 
 — Разделите вертикальной чертой слова для переноса. На сколько частей разделите слово? (На две.) 
 — Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков? Почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (ь звука не обозначает.)                                                                                                                                                                                 2. Словарная работа 
 (На доске запись.) 
 ПОКШДЕЦЖСЧДХА                                                                                                                                                         —Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (Одежда)                                                                                                                                                — Назовите лексическое значение слова одежда. (Совокупность предметов, которыми покрывают тело.) 
 — Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
3. Самоопределение к деятельности 
 — Выпишите из стихотворения формы слов, пропуская букву, обозначающую безударный звук. 
 На берегу растет сосна, 
 А рядом с нею сосны. 
 Горит прекрасная звезда, 
 А рядом с нею звезды. 
 А на траве лежит роса, 
 А рядом с нею росы. 
 А по траве спешит коса, 
 А рядом с нею косы. 
 И будет мягкая трава 
 душистым мягким сеном. 
 Сгребать ее пойдет мой дед, 
 Точней, пойдем мы с дедом. 
 — Какие пары слов вы выписали? (С. .сна — сосны, зв..зда звезды, р..са —росы, к..са — косы.) 
 — В каких словах пропустили гласные буквы? 
 — Какую букву напишете в слове сосна? (Букву О, потому что  в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)                                                                                                                                                             (Аналогично проверяют остальные слова.) 
 — Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.) 
 — Какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
4. Работа по теме урока 
 Упр. 146(с. 96). 
 — Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, вы делить корень.) 
 — Назовите проверочные слова к каждому слову. 
 — В каких словах для проверки вы изменяли форму слова? 
 — В каких словах для проверки Вы подбирали однокоренные слова? 
 — Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое. 
 — Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.) 
 — Прочитайте правило и скажите, верный ли вывод вы сделали. 
5. Физкультминутка                                                                                                                                                                        дружно встали на разминку 
 И назад сгибаем спинку. 
 Поскакали на носочках: 
 Прыг скок, прыг скок. 
 Встали ровненько в рядочках 
 И продолжили урок.                                                                                                                                                                                    УI. Повторение изученного материала 
 Упр. 148(с. 97). 
 — Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.) 
 — Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. 
 — Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово. 
 — Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?                                                               6. Рефлексия 
 — Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверить, и знак «—«, если проверять не нужно. 
 Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи.                                                                                              Ответ. +, +, —, +, —‚ —, +. 
 (Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора»)
  7. Подведение итогов урока 
 — Чему мы сегодня учились на уроке? 
 — Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.) 
 — Как узнать, какую букву нужно писать на месте безударного гласного звука? 
  
Урок 62. Как определить согласные звуки?                                                                                                           Цель: повторить изученный материал по теме «Согласные звуки».                                                                 Планируемые результаты: учащиеся научатся различать гласные и согласные звуки; строить сообщения в устной и письменной форме.                                                                                                                                               Ход урока 
 1. Организационный момент 
 II. Актуализация знаний 
 1. Орфографическая минутка 
 — Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Проверьте безударные гласные. 
 С бородой, а не старик, 
 С рогами, а не бык, 
 доят, а не корова, 
 Лыко дерет, 
 А лаптей не плетет. (Коза.) 
 Шубу дважды в год снимает. 
 Кто под шубою гуляет? (Овца.) 
 А утром опять улетает. (Роса.) 
 В нее льется, из нее льется, 
 Сама по земле плетется. (Река.) 
 Только за окошком 
 Попустил мороз, 
 Потекли сосульки 
 Бусинками слез. 
 Ну а ты, дружочек, 
 Отвечай теперь: 
 Под моим окошком 
 Что звенит? (Капель.) 
 — По какому признаку можно разделить слова на две группы (далее учитель спрашивает, с гласного или согласного звука начинается каждое слово, сколько звуков в слове — четыре или пять)
 — В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове капель.) 
 — В каком слове все согласные твердые? (В словах коза, овца.) 
 2. Словарная работа 
 — Отгадайте еще одну загадку. 
 Без рук рисует, 
 Без зубов кусает. 
 Не огонь, а жжется. (Мороз.) 
 — Чем слово похоже на предыдущие слова? (Есть безударный гласный в корне.) 
 — Как проверите букву? (Это слово нельзя проверить, его нужно запомнить.) 
 — Назовите однокоренные слова, в которых тоже запоминаете букву О. (Морозный, морозец, заморозил, морозильник.)                                                                                                                                                                                    — Выделите корень, подчеркните букву, которую нужно запомнить.                                                                  III. Самоопределение к деятельности 
 (Учитель читает стихотворение.) 
 Гласные тянутся в песенке звонкой, 
 Могут заплакать и закричать, 
 Могут в кроватке баюкать ребенка, 
 Но не желают свистеть и ворчать. 
 А согласные.., согласны 
 Шелестеть, шептать, скрипеть, 
 Даже фыркать и шипеть, 
 Но не хочется им петь. 
 Жжж... шмели в саду жужжат. 
 Ррр... — моторы тарахтят. 
 В. Верестов 
 — Назовите тему стихотворения. (Отличия согласных звуков от гласных.) 
 Сегодня этой теме будет посвящен наш урок. 
 4. Работа по теме урока 
 — Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока. 
 — На какие вопросы мы найдем ответ? (Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?) 
 — Эта тема новая? (Нет. Это повторение.) 
 Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных звуках. 
 — Что умеют делать согласные звуки? (Шелестеть, шептать, скрипеть, фыркать и шипеть.) 
 — Чего они не умеют делать? (Петь.) 
 — Прочитайте правило самостоятельно. 
 — Чем еще отличаются согласные звуки от гласных? (Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.) 
 Упр. I78(с. 112). 
 (Вариант 1 хором читает первую строку, вариант 2 и слушает и хлопком отмечает ошибки.                  Затем наоборот.) 
 — Чего больше — согласных звуков или букв? (Звуков. Одна буква может обозначать два звука: твердый и мягкий.) 
 — Спишите буквы в алфавитном порядке. (Проверка. Хоровое чтение.)                                                   Встаньте ребята, которые ни разу не ошиблись                                                                                                             179(с. 112).   
 Прочитайте скороговорки. 
 — Проговорите три раза быстро скороговорку, которая вам понравилась. Кто хочет рассказать ее ребятам? (Отвечают два-три человека.) 
 — Спишите скороговорки. 
 Какие слова подчеркнули? (Сук и сух, овса и овца, добр и бобр.) 
 У. Физкультминутка 
 (Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте
 Утром на лесной опушке 
 Собираются зверушки. 
 Все приучены к порядку: 
 дружно делают зарядку.
 6. закрепление изученного материала 
 Упр. 180 (с. 113). 
 — Прочитайте стихотворение. 
 — О какой стране говорится в стихотворении? Расскажите об этой стране. (Отвечают два-три учащихся.) 
 — Самостоятельно по памятке приготовьтесь написать первое предложение по памяти. 
 — Закройте учебник. Напишите предложение. Откройте учебник, проверьте написанное. 
 — Оцените себя. 
 7. Рефлексия 
 Карточка 
 Спиши. Подчеркни согласные буквы. Выпиши их в алфавитном порядке. 
 Словно музыка степная, 
 Золотая вьется рожь. 
 (Самопроверка. Сверка с образцом на доске: В, Ж, З, К, Л, Н, П, Р, С, Т. Самооценка с помощью «светофора».) 
 8. Подведение итогов урока 
 — Прочитайте вопросы урока. Ответили ли мы на них? 
 — Чем отличаются согласные звуки от гласных?
Урок 65. Слова с удвоенными согласными 
 Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными гласными. 
 Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.                                                       Ход урока                                                                                                                                                                                 1. Организационный момент                                                                                                                                                          II. Актуализация знаний 
 Орфографическая минутка 
 (Учитель читает предложения, дети выписывают только слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Если не знают, какую букву писать, оставляют пустое место.)                                                                          Гнездо белочки было на старой сосне. Под зеленой еловой лапой строит свой дом зайка. 
 Еж укрылся листьями и заснул на всю зиму. В нору залезла лиса. 
 — Прочитайте, какие слова выписали. 
 — Как можно проверить в них безударную гласную? 
 — Выделите корень в словах. 
 — Выпишите слово гнездо, подберите к нему однокоренные слова. (Гнездышко, гнездится, гнездовье, гнездовой.) 
 III. Самоопределение к деятельности 
 (Ученик на доске под диктовку учителя записывает предложение.)                                                           Закончились уроки. Анна и Алла вышли из класса.                                                                                                    — Проверьте, правильно ли написано предложение. 
 — Почему слова Анна, Алла и класс нужно писать с двумя буквами? 
 — Закройте одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко.) 
 4.Работа по теме урока
 — Прочитайте тему урока нас. 117. 
 — Объясните значение слова удвоенные. (две одинаковые буквы рядом.) 
 Упр. 188(с. 117). 
 — Прочитайте слова. 
 — Значение каких слов вам неизвестно? 
 — Что такое перрон? (Перрон — площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.) 
 — Что такое вожжи? (Вожжа — часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок а служащая для того, чтобы править лошадью.) 
 — Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышим на месте удвоенных согласных. (Он долгий, тянется.) 
 — Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. 
 — Прочитайте правило. 
 — Слова с удвоенными согласными можно тоже назвать словарными. Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре.)                                                                                                                     У. Физкультминутка                                                                                                                                                                  Раз, два — выше голова, 
 Три, четыре — руки шире, 
 Пять, шесть — тихо сесть, 
 Семь, восемь — лень отбросим.                                                                                                                                                                 УI. Закрепление изученного материала 
 Упр. 189(с. 117). 
 — Прочитайте слова. Значение каких слов вы не знаете? 
 — В каком словаре можно узнать значение слова? (В толковом  словаре.) 
 — Выполните задания учебника самостоятельно. 
 — Как переносят слова с удвоенными согласными? 
 — Какие слова переносили? 
 — Прочитайте все способы переноса. 
 Упр. 190(с. 118). 
 — Прочитайте задание. 
 — Замените сочетания слов одним словом. Выберите из слов для справок. 
 (Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. Самооценка с помощью «светофора».) 
 УII. Рефлексия
— Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в слове удвоенная согласная, ставите +, если в слове нет удвоенных согласных, ставите —. 
 Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.                                                             Ответ. +, —, +, —, +, +, +, —. 
 (Проверка. Сверка с образцом на доске.)
Урок 68. Твердые и мягкие согласные и буквы для их обозначения 
 Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных.                                                                                      Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме.                       Ход урока                                                                                                                                                                                        1. Организационный момент                                                                                                                                                              II. Актуализация знаний 
 Орфографическая минутка 
 (Письмо по памяти.) 
 У Сени и у Сани в сетях сом с усами.                                                                                                                                             — Прочитайте предложение. Чем оно интересно? (В словах повторяется буква С, это скороговорка.) 
 — Прочитайте скороговорку медленно. (Потом еще три раза ускоряя темп). 
 — Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно (Отвечают 3—4 человека.) 
 — Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена  собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слов в сетях — сети.) 
 — Прочитайте скороговорку, четко проговорив записанные буквы - орфографически. 
 — Запишите скороговорку по памяти. 
 (Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.)                                                                                              III. Самоопределение к деятельности 
 — Прочитайте скороговорку. 
 Коля просо курам нес, 
 Замарал он просом нос. 
 — Повторите скороговорку три раза в быстром темпе. 
 — Найдите в скороговорке слова, которые отличаются одной буквой. (Нос — нес.) 
 — Какими буквами отличаются слова? (Гласными буквами О и Е.) 
 — Какой звук обозначает каждая буква? (Учитель делает на доске запись.) 
 [НОС] - [Н’ОС] 
 — Какими звуками они отличаются? (Согласными звуками [Н] и[Н’].) 
 — Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему это происходит. 
 IУ. Работа по теме урока 
 —Откройте учебник на с.120 и прочитайте тему урока.                                                                                    Упр. 192(с. 120). 
 (Устное выполнение.) 
 — Какие звуки «живут» в этих домиках? (Согласные.) 
 — Прочитайте все звуки, которые «живут» в этих домиках. (Читают пары звуков по цепочке.) 
 — Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.) 
 — Назовите непарные мягкие звуки. 
 Упр. 193 (с. 120). 
 — Прочитайте все задания. 
 — Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить. 
 — Кто приготовил ответ на первый вопрос? (Ответы детей.) 
 — Кто ответит на второй вопрос? (Ответы детей.) 
 — Кто ответит на третий вопрос? (Ответы детей.) 
 — Сделайте вывод: как узнать, твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твер- дость согласных звуков.) 
 — Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые — мягкие согласные ему не подчиняются.) 
 Упр. I94(с. 121). 
 — Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова. 
 — Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. (Пальто, шляпа.)                                        — Как вы определяли? (После них стоят мягкий знак и буква я. Они обозначают мягкость согласных.) 
 — Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает твердый звук. (Платок, платье. После буквы Л стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.) 
 — Прочитайте напоминание и скажите, какие гласные обозначают мягкость согласных. 
 Упр. 195 (с. 121). 
 — Посмотрите на первую пару слов и ответьте на второй мы поставили в начале урока. 
 Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [Н’] и [Н] ? (Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е — мягкость согласных.) 
 (Аналогично разбирают другие пары слов.) 
У. Физкультминутка
УI. Закрепление изученного материала 
 Упр. 196(с. 121). 
 — Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой  звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук (С].)                                                                               (Самостоятельное выполнение.) 
 В каких словах подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы)                                                                                     УII. Рефлексия                                                  
 Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкий звук [Ф’].                                                                              У Фани — фуфайка,                                                                                                                                                                          У Феди— туфли.                                                                                                                                                                  Фокусник во фрак одет, 
 Факел превратил в букет, 
 Фея выскочит откуда. 
 Фокус это или чудо? 
 — В каких словах подчеркнули букву Ф? (У Феди, фея.) 
 — Те, кто подчеркнул эти два слова, поставьте «!»                                                                                                        —Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными  мы будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков. 
  УIII. Подведение итогов урока 
 — Что сегодня на уроке повторяли? 
 — Какие буквы обозначают мягкость согласных? 
 — Какие буквы обозначают твердость согласных? 
 — Назовите непарные твердые звуки. 
 — Назовите непарные мягкие звуки.
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Дата: 2018-09-13, просмотров: 977.