III. Самоопределение к деятельности

— Подберите однокоренные слова к слову звук. (Звучание, зву­чит, звучный, зазвучал.)

— Докажите, что эти слова однокоренные. (Есть общая часть «звук», общее значение.)

Какие звуки издает дождь? (Кап-кап.)

Какие звуки издает петух? (Ку-ка-ре-ку!)

— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)

Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произ­носим, буквы пишем и читаем.)

Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)

Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о бук­вах и звуках.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 77. Прочитайте тему раздела. (Зву­ки и буквы.)

Что мы узнаем при изучении этой темы?

— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться? (Различать буквы и звуки.)                                                                                                                                                           Упр. 115 (с. 78).

Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Груст­ное, печальное.)

Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхнет.)

Прочитайте, передайте интонацией настроение.

— Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв.)

Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков.)

Спишите предложение.                                                                                                                                                     Упр. 116 (с. 78).

Произнесите по порядку звуки в каждом слове. (Шар —[ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а].)

(Ответы на вопросы учебника.)

— Прочитайте на с. 79, на что нужно обратить внимание.

— Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произ­носим, буквы пишем и читаем.)

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,                                                                                                                                     Приготовился к зарядке.                                                                                                                                          Повернулся влево, вправо,                                                                                                                                         Приседанье сделал справно,                                                                                                                                                 Клювиком почистил пух,                                                                                                                                                    И скорей за парту плюх.

VI. Закрепление изученного материала                                                                                                                             Упр. 117 (с. 79).

Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)

— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто пишем не так, как слышим.)                                    Упр. 118 (с. 79).

Чем интересна запись? (Она в квадратных скобках.} Это записи звуков. Звуковую запись слова называют тран­скрипцией. Она пишется в квадратных скобках.

— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? (Лам­па, роса.)                                                                               — Совпадет ли написание и произношение слова лампа? (Да. Слово пишется и слышится одинаково.}

Совпадет ли написание и произношение слова роса'? (Нет. На месте звука [А/ пишем букву О. Проверяем словом рОсы.)                                                                                                                                                     Упр. 119 (с. 80).

Прочитайте задание.

— Почему написание этих слов нужно проверять по орфогра­фическому словарю? (Звуки и буквы не совпадают. Написа­ние слов проверить нельзя.)

Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безудар­ную гласную букву, написание которой нужно запомнить. (Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)

VII. Рефлексия Карточка

Запиши слова буквами.

[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Что раньше появилось: звуки или буквы?

— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)

 

Урок 45.   Алфавит.

Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть бук­вы, записывать слова в алфавитном порядке; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний                                                                                                                                     Орфографическая минутка

— Всегда ли совпадает написание и звучание слов? Что нуж­но сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)

(На доске запись.)

[жыраф] [йама] [пращай] [дуп] [лук] [сом

— Запишите слова буквами.

— Прочитайте первое слово. Какая орфограмма есть в этом слове? (ЖИ пиши с буквой И.)

Прочитайте второе слово. Какая буква заменит два первых звука? (Я.)

— Прочитайте следующее слово. Назовите орфограмму в этом слове. (Прощай — это словарное слово. Запоминаем букву О.)

Прочитайте следующее слово. Есть орфограммы в этом сло­ве? (Парная согласная на конце слова.)

Какую букву напишете и почему? (Дуб— дубы. Пишем бук­ву Б.)

— Какая орфограмма в следующем слове? (Орфограмм нет.)

— Запишите слова, подчеркните орфограммы.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 59.