VIII. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)

Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помога­ет различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)

Кто помог понять тему урока?

 

 

Урок 38. Как переносить слова с одной строки на другую?

Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализи-ровать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока                                                                                                                                                                                 I. Организационный момент

II. Актуализаций знаний

1. Орфографическая минутка

(Предупредительный диктант.)

Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пишу. Я сыплю в кормушку крошки.

— Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем бук­ву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)

— Кто может проверить безударную гласную в слове кормушку? (В кормушку насыпают корм.)

Какие орфограммы в словах пищу, ищут? (ЩУ пиши с бук­вой У.)

(Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)

— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные глас­ные, вспомните, какими словами мы их проверяли.

Словарная работа

— Запишите слово желтый.

— Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)

Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Мы изучали перенос,                                                                                                                                                              Вот как слова я перенес:                                                                                                                                                      Едва я перенес е-два                                                                                                                                                                    И получил за это «два».                                                                                                                                                            Укол я перенес у-кол                                                                                                                                                                         И получил за это «кол».                                                                                                                                                     Опять я перенес о-пять.                                                                                                                                                                      Теперь, наверно, будет «пять». А. Шибаев

— Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)

Почему? (Он не знает правила переноса.)

Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлятьна строке или переносить.)

Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе­реноса.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)                                                                                                                                                                                            Упр. 107 (с. 71).

Прочитайте правила переноса.

— Как переносят слово? (По слогам.)

Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы И, Ь и Ъ от буквы, стоя­щей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слагав)

Как переносят удвоенные согласные?                                                                                                                                                 Упр. 108 (с. 71),

— Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)

(Вариант I записывает слова, которые можно переносить, ва­риант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика рабо­тают на обратной стороне доски.)

— Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики на доске.

— Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях «!».

V. Физкультминутка

А часы идут, идут -                                                                                                                                                 Тик-так, тик-так,                                                                                                                                                                                                                                                                        В доме кто умеет так?                                                                                                                                                                 Это маятник в часах                                                                                                                                                             Отбивает каждый такт.                                                                                                                                                                    (Наклоны влево и вправо.)                                                                                                                                                       А в часах сидит кукушка,                                                                                                                                                                  У  нее своя избушка. (Глубокий присед.)                                                                                                                                                        Прокукует птичка время,                                                                                                                                                                  Снова спрячется за дверью. (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу,                                                                                                                                                                   Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)                                                                                        Повернемся мы с тобой                                                                                                                                                          Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)                                                                                                               А часы идут, идут, (Ходьба па месте.)                                                                                                                                 Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)                                                                                                                 А бывает, что спешат,                                                                                                                                                         Словно убежать хотят. (Бег на месте.)                                                                                                                                  Если их не заведут,                                                                                                                                                                      То они совсем встают. (Остановиться.)

VI. Закрепление изученного материала                                                                                                                                   Упр. 109 (с. 72).

— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

— Придумайте заголовок. (Осень.)

Какие слова употреблены в переносном значении? (Загля­нула, желтые метели.)

Выполните письменное задание к тексту.

— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)                                                                                                                         Упр. 110 (с. 72).

— Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)

— Поработайте в парах.

— Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти про­водах отдыхают.                                                           Стая птах на лесенке заиграли песенки.)

Выполните письменное задание.

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.) (Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помо­щью «светофора».)

Дата: 2018-09-13, просмотров: 54.