Конфликт
Конфликт — это ситуация, в которой двое или несколько людей не могут добиться согласия между собой.
3.2.2. Способы воздействия детей в конфликтной ситуации
К ним относятся:
• «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают друг у друга какие-то вещи, занимают чужое место и т.д.;
• «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей через жалобы,
обращение к взрослым или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;
• «психологическое воздействие» — давление на взрослого и других детей с помощью крика, плача,
топанья ногами и т.д.;
• «словесное воздействие» — указания другому, что он должен делать или чего он не должен делать
(«отдай, уходи»), или заявление о собственных действиях, или отказ от выполнения заданий;
• «угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных последствиях действий других детей,
воспитателя: угроза жалоб («а я расскажу!»), угроза нарушения дисциплины («я не буду убирать за собой»),
угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу!»), а также различные междометия и слова,
произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну!» и др.);
• «аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний
партнера, призыв к соблюдению правил, негативная оценка действий партнера, оценка своих действий и т.д.
3.2.3. Неконструктивные способы реагирования взрослого на конфликт между детьми
Неверные реакции взрослого (воспитателя) в ситуации конфликта между детьми:
• игнорирование (нежелание каким-либо образом разрешить конфликт);
• подавление («заминание» конфликта, при котором конфликтующие стороны до конца не разрешили
конфликт);
• поиск «правого и виноватого» (у подростков возникает стремление защитить себя и обвинить другого).
3.2.4. Алгоритм работы взрослого в ситуации конфликта между детьми
Взрослый (воспитатель) в ситуации конфликта между детьми может задать ряд вопросов, способствующих разрешению конфликта:
• Из-за чего произошел конфликт?
• Хочешь ли ты разрешить конфликт?
• Можешь ли ты сформулировать, что конкретно не устраивает твоего «противника» в твоем поведении?
• Как ты думаешь, в чем он прав?
• Как ты думаешь, в чем он не прав?
• Как ты думаешь, в чем ты прав?
• Как ты думаешь, в чем ты не прав?
• Что ты получишь, если разрешится конфликт?
• Что ты потеряешь, если конфликт не разрешится?
• Каким, по твоему мнению, должно быть справедливое решение?
• Давай подумаем, какие варианты решения этого конфликта могут быть?
• Какой из них для тебя наиболее приемлем?
• Хочешь ли ты сохранить отношения с этим человеком?
• Нужен ли тебе нейтральный посредник для налаживания отношений с твоим «противником»?
Данные вопросы необходимо обсудить с подростками — участниками конфликта.
3.2.5. Правила разрешения конфликта в детском коллективе
При возникновении конфликта между детьми его участников необходимо ознакомить с правилами разрешения конфликта:
• все сказанное здесь остается конфиденциальным (не разглашается);
• нельзя издеваться над «противником», унижая или оскорбляя его обидными словами;
• запрещается перебивать говорящего;
• необходимо вести себя достойно, говорить честно.
3.2.6. Формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтной ситуации
Существуют различные формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтов. К ним относятся:
• учебные дискуссии;
• тренинг профилактики конфликтного поведения;
• мозговые штурмы;
• кейс-технологии (наработка навыков эффективного разрешения конфликтов через разбор проблемных ситуаций);
• конфликтологические мастерские и т.п.
Диагностика личности ребенка в период летней оздоровительной кампании
Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.