Беседа: «Что такое конфликт?»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущий спрашивает у подростков, что они понимают под словом «конфликт». Если они затрудняются в определении этого понятия, следует объяснить его следующим образом: слово «конфликт» в переводе с латинского — столкновение, противоборство. Конфликт — это ситуация, в которой двое или несколько детей или взрослых не могут добиться согласия между собой. Например, двое изъявляют два разных желания, ни одно из которых не может быть реализовано. Конфликт может привести к ссоре, однако это происходит не всегда.

Вопросы для обсуждения с участниками группы:

• С кем у вас бывают конфликты? (например, с друзьями, родителями, братьями и сестрами, с одноклассниками, учителями).

• Когда при каких ситуациях возникает конфликт? (например, кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает, кто-то кому-то сознательно причиняет боль, кто-то к кому-то пристает, с родителями расхождение
во мнениях, непринятие друзей, появление вредных привычек).

• Отчего чаще всего происходят конфликты? (от непонимания людьми друг друга).

• Как вы обычно разрешаете конфликты?

Варианты ответа:

A) Спорю: «Я пытаюсь добиться своего с помощью крика и кулаков, не заботясь о противнике».

Б) Уступаю: «Я не защищаюсь, а уступаю».

B) Вступаю в переговоры: «Я стараюсь добиться своего, но прислушиваюсь к аргументам противника.
Мы вместе думаем, как найти решение, устраивающее нас обоих».

• Какой из трех способов причиняет боль вам или другим?

• При каком из них легче найти решение, приемлемое для обоих?

• Какие эмоции и чувства испытывают люди, находящиеся в конфликте? (обиду, злость, непонимание
и т.д.).

• Как вы думаете, какие переживания в конфликте являются разрушающими?

Ведущий рассказывает, что есть пять групп разрушающих переживаний:

А) Эмоции тревожного круга: волнение, беспокойство, страх, тревога;

Б) Эмоции агрессивного круга: обида, раздражение, гнев, ярость;

В) Аутоагрессия: чрезмерное чувство вины;

Г) Эмоции депрессивного круга: глубокое уныние, апатия, тоска, депрессия; Д) Сильное огорчение, отчаяние.

• Что нужно знать, чтобы конфликт можно было разрешить мирным путем?

Варианты ответа:

A) Участники конфликта имеют достаточно информации;

Б) Все участники конфликта понимают суть конфликта, то есть понимают (или, по крайней мере, представляют себе) и взгляд противника на ситуацию;

B) Участники конфликта в состоянии обсуждать чувства, потребности и желания противной стороны.

Г) Этапы проведения переговоров. Разговор, направленный на достижение согласия, обычно состоит из следующих этапов:

• предъявление позиций;

• их обсуждение;

• согласование позиций и заключение договоренности.

«Основные варианты поведения людей в конфликте»

Участники делятся на две подгруппы. Подгруппы составляют список вариантов поведения людей в конфликте. Каждая группа представляет свои списки. Ведущий фиксирует на ватмане пять вариантов поведения:

• Уход — уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее: на­
пример, молчание, игнорирование обидчика, ехидное замечание по его поводу за его спиной и т.д.

• Приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий,
отказ от своих интересов. Например, субъект подавляет свои негативные эмоции, продолжает действовать,
словно ничего не произошло, мирится с происходящим, чтобы не нарушить покой, и т.д.

• Конкуренция (силовое решение, борьба) — соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои
интересы, отстаивание своей позиции. Например, попытки перехитрить, попытки перекричать субъекта,
шантажировать разрывом отношений и т.д.

• Компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки. Например, ищет справедливого
исхода, делит предмет желаний поровну, немного уступает ради сохранения отношений.

• Сотрудничество (поиск решения) — совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих
сторон. Например, человек сотрудничающий признает ценности других, равно как и свои собственные,
объективно отделяет проблему от личности, ищет неординарные решения.

«Правила конфликта — как правильно конфликтовать»

Участники по тройкам пишут, а потом зачитывают свои варианты правил конфликта. Как научиться правильно конфликтовать, чтобы не было осложнений:

• Старайся не идти на конфликт.

• Не затаивай обиду на завтра — чем скорее вскрыт конфликт, тем меньше огорчений он принесет.

• Прежде чем предъявлять претензии другому, разберись честно наедине сам с собой, что именно
тебя не устраивает.

• Учитывай настроение и страдания другого, даже если уверен, что он не прав.

• Не упрекай.

• Учись мириться.

• Стремись общаться на более высоком уровне, чем обычно.

«Три изменения в одежде»

Участники делятся на пары. Пары становятся друг против друга, внимательно смотрят друг на друга и запоминают, кто во что одет. Потом все отворачиваются и вносят три изменения в свой внешний вид, по готовности оба поворачиваются и определяют, что изменилось во внешности партнера. Подведение итогов. Ведущий уточняет, все ли изменения были обнаружены, что было особенно трудным или легким.

«Черты характера конфликтного человека и черты характера неконфликтного человека»

Специалист предлагает участникам разделиться на две группы. Одной группе дается задание написать черты характера конфликтного человека, а второй группе — задание написать черты характера неконфликтного человека. Потом каждая группа зачитывает, что у них получилось.

Конфликтный человек: наглость, упрямство, лень, показушность, жесткость, агрессивность, высоко­мерие, протест, драчливость, задиристость, неуверенность в себе, лживость, нетерпимость, непривлека­тельность.

Неконфликтный человек: искренность, терпеливость, тактичность, доброжелательность, уверенность в себе, жизнелюбие, решительность, приветливость, отзывчивость, красноречивость, юмор, оптимизм, ум, красота.

«Конфликт»

Участники делятся на несколько групп, ведущий предлагает разыграть ролевые ситуации. Участники придумывают и потом показывают придуманные «сценки-конфликты» остальным. После игры необходимо обсудить следующие вопросы: Бывает ли с ними такое? Из-за чего они ссорятся? С кем? Как они себя при этом чувствуют? Какие чувства испытывают? Как правильно разрешать конфликты?













Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.