Упражнение «ШПРИЦ, СИГАРЕТЫ, БУТЫЛКА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время проведения 60 мин.

Цель: отработать навык отказа от психоактивных веществ, осознать трудности, с которыми сталкивается человек, который хочет отказаться от предложения ПАВ, выработать стратегию противодействия групповому давлению.

Материалы: шприц, пустая пластиковая или стеклянная бутылка, пачка сигарет (если в группе 15-16 человек – необходимо подготовить два комплекта материалов, если более 16-ти – то три комплекта).

Проведение: участники делятся на три (в зависимости от числа участников –четыре-пять групп), в каждой группе – по 4 человека.

Тренер выдает одной группе – бутылку, второй – пачку сигарет, третьей – шприц. Задание участникам: «Сейчас каждый из вас должен сыграть по одной роли: участники под номером 1 (определяется, кто будет первыми номерами в подгруппах) играют роль предлагающего, участники под номером 2 (определяется кто будет вторым номером в подгруппах)» играют роль того, кому предлагают, участники под номером 3 (определяется кто будет третьим в подгруппах) – роль того, кто мимикой, жестами, словами помогает предлагающему убедить попробовать наркотик, участники под номером 4 (определяется, кто будет четвертым в подгруппах) будут играть роль человека, который хочет помочь №2 отказаться от психоактивного вещества.

Разыгрывайте ситуацию в течение 1,5 мин.»

Через 1,5 минуты тренер предлагает участникам поменяться ролями: второй становится третьим, третий – четвертым, четвертый – первым, и первый – вторым. С тем же предметом ситуация разыгрывается снова.

С одним и тем же предметом участники меняются ролями еще два раза.

После этого предметы в группах меняются, и упражнение начинается сначала.

Обязательно проведение обсуждения этого упражнения с выяснением следующих вопросов:

1. От чего было труднее всего отказаться.

2. Как участники чувствовали себя в каждой из четырех ролей.

3. Были ли в группах созданы ситуации, когда хотелось согласиться или отказаться было практически невозможно.

4. Что вы поняли из этого упражнения: есть ли какие-либо слова, фразы, ситуации, когда вы можете поддаться групповому давлению.

5. Какие способы отказа были наиболее комфортны для вас, какие – нет.

                   

УПРАЖНЕНИЕ «ПОРТРЕТ ЗАВИСИМОГО»

Время проведения 30 мин.

 

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. "Нарисуйте "портрет …". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о …".

Материалы: ватман, кисточки краски, карандаши, альбомные листы.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛАНИЕ МИРУ»

Время проведения 30 мин.

Оборудование: Ватман, ручки.

Группа делится на подгруппы (две или три) в зависимости от количества учащихся. Каждая подгруппа получает задание: подготовить проект «Предотвращение употребления наркоти­ков среди молодежи». Задача участников — подготовить речь для представления проекта, лозунги, нарисовать плакаты со схемой действия. Ведущий поясняет, что они имеют полную свободу выбора мер предупреждения наркомании.

Для разработки проектов участники могут использовать принципы «мозгового штурма». Затем каждая команда по оче­реди выступает со своими предложениями.

Упражнение направлено на выработку активной жизненной позиции, осознание собственной ответственности за решение данной проблемы.

 

Упражнение «РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ»

Время проведения 60мин.

Цель: наглядно показать социальный аспект зависимости, продемонстрировать, как рвутся социальные связи наркомана.

Материалы:

1) 10 полосок бинтов длиной 30-40 см,

2) таблички формата А4 с надписями: хобби, работа, лучший друг, лучшая подруга, любимый человек, домашнее животное, брат, сестра, учеба, мама, развлечение, наркотик. К каждой табличке должна быть прикреплена плотная нитка, чтобы можно было повесить её на шею участнику.

3) Два длинных шнурка (70-80 см).

4) Стул.

5) Одна веревка длиной см. 60, концы которой плотно связаны между собой.

Проведение: из группы участников выбирается один человек, который садится перед тренером. Тренер берет у него «интервью», в ходе которого задаются следующие вопросы:

 - расскажите о вашей семье, в которой вы живете, кто это: мама, отец, брат, сестра?

- чем вы любите заниматься в свободное время, есть ли у вас хобби?

- существуют ли в вашем окружении люди, про которых вы можете сказать, что это ваши друзья или с кем вам хотелось бы поддерживать дружеские отношения?

- учитесь ли вы где-либо, где и какое значение имеет для вас получение образования?

- подрабатываете ли вы где-нибудь, если бы вам предложили такую возможность, согласились бы вы или нет, планируете ли работать в дальнейшем?

- если у вас появляются свободные деньги на развлечения, то как вы предпочитаете их тратить?

- в вашей жизни уже есть такое чувство как любовь или хотите ли вы, чтобы в дальнейшем оно появилось в вашей жизни, насколько это важно для вас, считает ли вы, что это чувство вообще необходимо пережить человеку, что оно важно для построения нормальных семейных отношений?

- есть ли у вас домашнее животное, какое и как его зовут?

После того, как тренер получил ответы на все указанные вопросы, он достает таблички с надписями и предлагает участнику выбрать из числа присутствующих тех, кто больше всего подходит на роль его мамы, подруги, друга, любимого человека, хобби, развлечения и т.д. по количеству участников. При необходимости тренер помогает определится с ролями, и – обязательно – оставляет одного участника незанятым никакой ролью.

В процессе назначения участников на роли им – согласно присвоенной роли – вешается табличка.

После того, как участники назначены, тренер с помощью бинтов привязывает их за пальцы к пальцам основного участника.

Далее следует примерно следующий текст: «Посмотрите внимательно, как много связей есть у человека в этой жизни. Человек достаточно устойчив, потому что от падения его удерживает множество жизненных связей (веревок, канатов, шнурков), возможные названия которых: семья, любовь, работа, друзья, деньги, увлечения, творчество.

Когда какая-то «связь» истончается или рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные «связи» поддерживают человека, дают почувство­вать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи» рвутся или у человека нет стабильной позиции против наркотиков или он не умеет справляться с трудностями позитивным образом, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ. Например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

И тогда в поле зрения человека начинает маячить наркотик…»

Далее оставшемуся без роли участнику вручается табличка с надписью «НАРКОТИК» и два шнурка.

Позади основного участника ставится пустой стул, встать на который приглашается «наркотик». Участник, играющий эту роль, должен «помаячить» одним из шнурков перед лицом главного героя. Главный герой должен поднять руку и взять в нее шнурок.

Тренерский текст продолжается: «Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» - героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях».

Но постепенно уже не сам человек «хватается» за наркотик и контролирует употребление, а наркотик плотно привязывается к нему».

 Тренер берет шнурок из руки главного героя и перевязывает им его запястье.

«… далее человек хватается за «второй канат» - зависимость продолжает усугубляться…»

Тренер берет второй шнурок и привязывает его ко второй руке главного героя.

«… зависимость продолжает усугубляться и социальные связи человека начинают слабеть… »

Тренер просит «наркотик» слегка подергать за шнурки и задает участникам вопрос: «Какие из связей человек начинает терять в первую очередь?»

Участники называют связь, например, хобби и тренер отвязывает веревочку-бинт от пальца того участника, который играет роль хобби (обрывок бинта остается привязанным к пальцу главного героя).

Далее – по ходу того как называются другие связи – тренер продолжает отвязывать бинты от участников и просит «наркотик» дергать за шнурки все сильнее и сильнее.

«…«Связи», с помощью которых он держался в жизни до этого (канаты, веревки), практически все оборваны. Человек уже вот-вот оторвется от земли, на которой он до этого прочно стоял. Канаты подняли его руки вверх, и он становится похожим на марионетку. Наркотик превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями. Человек остается без денег, теряет работу, бросает учебу, болеет, отрывается от людей, не думает о других - это обрыв «связей».

Как мы видим, до последнего остается с наркозависимым только один человек – его мама…».

«… Но мама не знает, что делать, как справиться с этой проблемой, ей кажется, что она уже все перепробовала и она выбирает единственный кажущийся ей надежным способ…»

Тренер берет веревку со связанными концами, дает её в руку матери, всё еще привязанную бинтом и мать одевает главному герою эту веревку на шею.

«Родители пытаются находить выход в полном ограничении свободы наркозависимого, они приковывают его наручниками к батарее, запирают на замок, т.е. одевают на него своеобразный «ошейник». Но в данном случае запреты и ограничение свободы неэффективны, т.к. этот своеобразный «ошейник» тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом.»

Одновременно с эти текстом тренер просит участников повесить таблички со своими ролями себе на спину и повернуться к главному герою спиной.

 «… Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например, прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат…».

… Тренер на время отвязывает канат от руки главного героя.

 … «Но «канат - наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). Еще раз повторим, что «ошейник» тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик вновь…».

… Тренер вновь привязывает шнурок к запястью главного героя.

«…Хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому… Человек сам должен постепенно восстановить свои порванные жизненные связи. Можете представить себе, как трудно для человека, употреблявшего наркотики, фактически начать всё с нуля. Но для того, чтобы отказаться от наркотиков, восстановить их необходимо. Однако это получается далеко не у всех…».

Обсуждение. Участники рассаживаются в круг (таблички не снимаются) и начинают обсуждение. Обсуждение – необходимая часть этого упражнения, на эту часть не стоит жалеть времени, так как нужно, чтобы участники поделились своими эмоциями. Сначала спрашивается мнение участников, игравших роль связей, причем «мама» опрашивается последней. Потом своими эмоциями делится «наркотик». И только после этого говорит главный герой. После слов главного героя необходимо предложить остальным участникам высказаться, если они еще хотят что-то сказать.

Необходимо акцентировать внимание на том, что чувствовали участники во время этого упражнения, какие эмоции они пережили.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 281.