2.1.1. Определение детского коллектива
Детский коллектив — группа детей, объединенных общими целями и задачами, достигшая в процессе совместной деятельности определенного уровня развития. В детском коллективе ребенок учится учитывать интересы, позицию другого человека, учится соблюдать групповые нормы и правила и в соответствии с этим выстраивать свое поведение.
2.1.2. Признаки детского коллектива
К ним относятся:
• кратковременность функционирования (обычно детский коллектив в условиях летней оздоровительной кампании существует в среднем от 2 до 21 дня);
• сборный состав (в группы собираются незнакомые ранее ребята, часто разного возраста и пола);
• автономность существования (когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей];
• публичный [коллективный] характер деятельности, общения, всей жизни. Большую половину дня дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности;
• завершенность деятельности и развития. За период летней оздоровительной кампании детское повединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.
2.1.3. Этапы формирования детского коллектива
Название этапа | Определение этапа | Основные мероприятия этапа |
1. Адаптация | Процесс включения ребенка в новую группу (коллектив), приспособление к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповым и межличностным отношениям, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов и правил. Адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников | • усвоение детьми вводного инструктажа; • определение, усвоение законов и основных норм и правил общения между детьми и с воспитателем; • проведение комплекса мероприятий на знакомство |
2. Коммуникация | Процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между детьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов | • организация общения по интересам (кружки); • коллективные, творческие дела; • игры, беседы; • дискуссии; • викторины; • соревнования; • конкурсы и т.д. |
3. Идентификация | Уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену детского коллектива на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата | • деловые игры; • организация мероприятий по инициативе детей и их усилиями и т.д. |
4. Интеграция | Процесс возникновения между детьми высокой психологической совместимости, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ» | • проведение крупных совместных мероприятий и т.д. |
2.1.4. Групповая динамика в детском коллективе
Этап работы | Изменения в детском коллективе | Позиция взрослого (воспитателя) |
Организационный | • знакомство детей между собой; • начало установления контактов между детьми; • выявление лидеров; • принятие /непринятие детей друг другом; • привыкание детей друг к другу; • начало формирования актива | Главный организатор, руководитель |
Основной | • формируются неформальные группы; • складываются диады, триады; • сохраняется неоднородность взглядов и поведения; • выявляются лидеры; • возникает сплоченность (близость взглядов и позиций) по отношению: к условиям и характеру совместной деятельности, к членам группы, к взрослому (воспитателю); возникает чувство близости, дружбы | Координатор, консультант, наставник |
Заключительный | • интенсивное общение в диадах, триадах перед расставанием; • снижение общей активности отряда | Главный организатор, руководитель |
2.2. Этапы организации досуга детей в период летней оздоровительной кампании:
Этап | Задачи этапа | Основные мероприятия этапа |
Подготовитель ный (время предварительной подготовки) | • разработка программы работы; • подготовка организации для приема детей; • приобретение необходимого инвентаря; • заключение договоров о сотрудничестве с ключевыми учреждениями (столовая и т.п.); • кадровый подбор (руководитель, воспитатели, дополнительные специалисты (психологи, социальные педагоги и т.п.), обслуживающий персонал | • обучение; • инструктажи со специалистами, которые будут работать с детьми |
Организационный (3-4 дня) - период, когда идет интенсивный процесс знакомства с новым окружением, детей с предстоящей деятельностью | • создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности на летней оздоровительной площадке; • проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят; • формирование основ самоуправления в детском объединении; • реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив деятельности детей и подростков по программе | • проведение вводного инструктажа с детьми; • игры на знакомство; • организационный сбор детей; • анкетирование детей; • знакомство детей с программой; • индивидуальные беседы с детьми; • совместное планирование деятельности с детьми; • диагностика интересов, психологических особенностей, способностей детей; • совместная деятельность на общую пользу (например, организация дежурства в столовой) |
Основной (5-18 день) — период личностной самореализации детей | • создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала; • развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков; • корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; • создание условий для деятельности органов детского самоуправления; • показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.; • анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности | • разнообразные игры; • конкурсы; • занятия в кружках; • спортивные соревнования; • экскурсии; • выезды в различные учреждения (развлекательные, культурно-досуговые, развивающие) |
Заключитель ный (последние 3-4 дня) — время подведения итогов и самоанализа детей | • групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; • оценка и самооценка детьми и подростками личностнозначимых результатов участия в программе; • создание эмоциональной атмосферы успешного завершения реализации программы, поощрение наиболее активных участников деятельности; • подведение итогов | • итоговый сбор детей; • деловые игры (аналитико-рефлексивного плана); • итоговые творческие дела |
Глава III .
Дата: 2018-11-18, просмотров: 259.