Особенности формирования детского коллектива в период летней оздоровительной кампании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1.1. Определение детского коллектива

Детский коллектив — группа детей, объединенных общими целями и задачами, достигшая в процессе совместной деятельности определенного уровня развития. В детском коллективе ребенок учится учитывать интересы, позицию другого человека, учится соблюдать групповые нормы и правила и в соответствии с этим выстраивать свое поведение.

2.1.2. Признаки детского коллектива

К ним относятся:

• кратковременность функционирования (обычно детский коллектив в условиях летней оздоровительной кампании существует в среднем от 2 до 21 дня);

• сборный состав (в группы собираются незнакомые ранее ребята, часто разного возраста и пола);

• автономность существования (когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей];

• публичный [коллективный] характер деятельности, общения, всей жизни. Большую половину дня дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности;

• завершенность деятельности и развития. За период летней оздоровительной кампании детское повединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

2.1.3. Этапы формирования детского коллектива

 

 

Название этапа Определение этапа Основные мероприятия этапа
1. Адаптация Процесс включения ребенка в новую группу (коллектив), приспособление к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповым и межличностным отношениям, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов и правил. Адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников • усвоение детьми вводного инструктажа; • определение, усвоение законов и основных норм и правил общения между детьми и с воспитателем; • проведение комплекса мероприятий на знакомство  
2. Коммуникация Процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между детьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов • организация общения по интересам (кружки); • коллективные, творческие дела; • игры, беседы; • дискуссии; • викторины; • соревнования; • конкурсы и т.д.
3. Идентификация Уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену детского коллектива на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата • деловые игры; • организация мероприятий по инициативе детей и их усилиями и т.д.
4. Интеграция Процесс возникновения между детьми высокой психологической совместимости, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ» • проведение крупных совместных мероприятий и т.д.

 

2.1.4. Групповая динамика в детском коллективе

 

 

Этап работы Изменения в детском коллективе Позиция взрослого (воспитателя)
Организационный • знакомство детей между собой; • начало установления контактов между детьми; • выявление лидеров; • принятие /непринятие детей друг другом; • привыкание детей друг к другу; • начало формирования актива Главный организатор, руководитель
Основной • формируются неформальные группы; • складываются диады, триады; • сохраняется неоднородность взглядов и поведения; • выявляются лидеры; • возникает сплоченность (близость взглядов и позиций) по отношению: к условиям и характеру совместной деятельности, к членам группы, к взрослому (воспитателю); возникает чувство близости, дружбы Координатор, консультант, наставник
Заключительный • интенсивное общение в диадах, триадах перед расставанием; • снижение общей активности отряда Главный организатор, руководитель

 

2.2. Этапы организации досуга детей в период летней оздоровительной кампании:

 

Этап Задачи этапа Основные мероприятия этапа
Подготовитель ный (время предварительной подготовки) • разработка программы работы; • подготовка организации для приема детей; • приобретение необходимого инвентаря; • заключение договоров о сотрудничестве с ключевыми учреждениями (столовая и т.п.); • кадровый подбор (руководитель, воспитатели, дополнительные специалисты (психологи, социальные педагоги и т.п.), обслуживающий персонал • обучение; • инструктажи со специалистами, которые будут работать с детьми
Организационный (3-4 дня) - период, когда идет интенсивный процесс знакомства с новым окружением, детей с предстоящей деятельностью • создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности на летней оздоровительной площадке; • проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят; • формирование основ самоуправления в детском объединении; • реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив деятельности детей и подростков по программе • проведение вводного инструктажа с детьми; • игры на знакомство; • организационный сбор детей; • анкетирование детей; • знакомство детей с программой; • индивидуальные беседы с детьми; • совместное планирование деятельности с детьми; • диагностика интересов, психологических особенностей, способностей детей; • совместная деятельность на общую пользу (например, организация дежурства в столовой)
Основной (5-18 день) — период личностной самореализации детей • создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала; • развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков; • корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; • создание условий для деятельности органов детского самоуправления; • показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.; • анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности • разнообразные игры; • конкурсы; • занятия в кружках; • спортивные соревнования; • экскурсии; • выезды в различные учреждения (развлекательные, культурно-досуговые, развивающие)
Заключитель ный (последние 3-4 дня) — время подведения итогов и самоанализа детей • групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; • оценка и самооценка детьми и подростками личностнозначимых результатов участия в программе; • создание эмоциональной атмосферы успешного завершения реализации программы, поощрение наиболее активных участников деятельности; • подведение итогов • итоговый сбор детей; • деловые игры (аналитико-рефлексивного плана); • итоговые творческие дела

 



Глава III .

Дата: 2018-11-18, просмотров: 213.