Подростковый возраст — период конфликтов с самим собой и другими, когда частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1.2. Психологические особенности подросткового периода

Психологическое состояние подростков характеризуется:

• неустойчивостью [противоречивостью]: настойчивость может смениться апатией, отсутствием желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется
ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с
цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

• осознанием собственной индивидуальности: появление интереса к своему внутреннему миру, формирование самооценки;

• приоритетом в общении со сверстниками, потребностью в близких отношениях и признании окружаю­щих: особое значение для подростка приобретает причисление себя к референтной [значимой] группе;

• «чувством взрослости»: демонстрация взрослости, независимости, желание разрыва семейных
связей и сопротивление родителям;

• любознательностью, пытливостью ума, стремлением к познанию и информации: подросток стремится
овладеть как можно большим количеством знаний; постепенно развивается критическое мышление;

• интересом к лицам противоположного пола: именно в это время вспыхивают искры первой романтической влюбленности. Именно в это время человек начинает учиться любить и строить близкие отношения.

1.1.3. Кризис подросткового возраста

Кризис [противоречие] подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится получить статус взрослого и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

1.1.4. Типы кризисов подросткового возраста

В подростковом возрасте можно выделить основные типы кризисов:

• «Кризис независимости» характеризуется негативизмом, упрямством, грубостью, бунтарством под­
ростка по отношению к социальному окружению.

• «Кризис зависимости» характеризуется чрезмерным послушанием, возвратом к детским интересам
и формам поведения, зависимостью от взрослых, несамостоятельностью, инфантильностью в суждениях
и поступках, подчинением мнению большинства, стремлением быть «как все».

1.1.5. Категории детей «группы риска»

К категории детей «группы риска» относятся дети:

• состоящие на внутришкольном учете;

• имеющие стойкую недисциплинированность;

• замеченные в употреблении токсических, алкогольных веществ;

• склонные к прогулам школы, конфликтам с учителями, родителями, ребятами и т.д.

1.1.6. Особенности семей, в которых воспитываются дети «группы риска»

Чаще всего дети «группы риска» воспитываются в:

• семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни (злоупотребляют спиртными напитками, не работают, привлекались к судимости, жестоко обращаются с детьми);

• семьях, находящихся в социально уязвимом положении (неполные семьи, многодетные семьи, опе­кунские семьи, малообеспеченные семьи и т.д.);

• семьях, в которых родители занимаются своими делами, часто самоустраняются от воспитания детей.

 

1.2. Методологическое содержание программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

1.3.1. Алгоритм создания программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании

Алгоритм создания программы профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании состоит из следующих этапов:

Первый этап работы — исследование существующих факторов, способствующих формированию у детей и подростков девиантного поведения.

Второй этап — анализ объективной информации о целевой группе от различных организаций и учреждений; на основе этого определяются потребности в профилактической деятельности с этими детьми; выявляются ресурсы, существующие на данной территории и способные реализовать профилактическую программу.

Третий этап работы — разработка программ профилактики для детей «группы риска» с учетом выявленной специфики территории и привлечением всех заинтересованных сторон;

Четвёртый этап — информационная работа со специалистами (проведение обучающих семинаров, конференций, мастер-классов, предоставление информации из информационно-аналитических баз данных, ознакомление специалистов с методическими разработками);

Пятый этап — внедрение разработанных программ профилактики для работы с детьми «группы риска» с последующим исследованием ситуации для определения эффекта работы и разработки корректив, вносимых в программы профилактики.

Шестой этап — анализ проделанной работы, оценка результатов деятельности профилактической программы.

1.3.2. Задачи программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

Задачами программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровитель ной кампании являются:

• формирование многообразного, полноценного, успешного социального опыта и социальной активности;

• профилактика употребления ПАВ, формирование основ ЗОЖ;

• развитие положительного потенциала и способностей личности;

• коррекция девиантного поведения;

• снижение уровня напряжения несовершеннолетнего, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;

• формирование эффективной модели конструктивной социальной адаптации и самореализации.

1.3.3. Принципы реализации программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

К принципам реализации программ относятся:

1.  Принципы самореализации детей и подростков «группы риска» предусматривает: осознание ими
целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей и подростков
в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха,
поощрение достигнутого.

2. Принцип включённости детей и подростков «группы риска» в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание
возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках работы по программе; предоставление возможности и права отстаивать своё мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и элементов детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих
принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои
поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой (экологической, патриотической) деятельностью детей и подростков «группы риска» предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического направления деятельности.

1.3.4. Основные направления реализации программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

 

Рис. 1 Военно-спортивные мероприятия Рис. 2 Психологические тренинги Рис. 3 Показательные выступления

 

Направление Цель направления Задачи направления
Профориентационное, трудовое Содействие в профессиональной ориентации и самоопределении подростков «группы риска» 1. развивать способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу; обеспечение социальной защиты участников программ через обучение профессиям; 2. предоставлять возможности профессионального выбора: знакомство с миром профессий, получение теоретических и практических навыков в выбранной профессии, получение психологических и технологических основ, подготавливающих человека к выживанию в условиях конкуренции на рынке труда; 3. осуществлять диагностику склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей участников программ.
Эколого-туристическое Создание условий для профилактических и коррекционных мероприятий туризма и экологического воспитания (также краеведения), улучшающих психологический статус подростков с девиантным поведением и их физическое состояние 1. улучшить физическое состояние детей и подростков «группы риска», их социально-психологические характеристики; 2. снизить показатели девиантного поведения в подростковой среде; 3. организовать реальную практику эколого-туристической деятельности; 4. развитие и пропаганда подростками защиты природы, ее красоты и восстановления нанесенного ей ущерба в местных условиях; 5. включение подростков «группы риска» в обществен­но полезную и трудовую деятельность.  
Профилактическое Повышение устойчивости у подростков «группы риска» к негативным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ 1. способствовать осознанию и усвоению подростками «группы риска» основных человеческих ценностей; 2. обучить подростков «группы риска» методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; 3. формировать у подростков «группы риска» психосоциальные и психогигиенические навыки эффективного общения, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состояниях стресса; 4. довести до сознания подростков «группы риска» преимущества отказа от употребления ПАВ; 5. сформировать у них установку на ведение здорового образа жизни; 6. повысить самооценку у подростков «группы ри­ска»; 7. определение ими значимых личностных ценно­стей; 8. развитие у детей и подростков «группы риска» на­выков распознавания и выражения эмоций; 9. развитие навыков обдуманного принятия реше­ний; 10. формирование способностей справляться со стрессом.
Социально-правовое Повышение уровня правовой культуры подростков «группы риска» и их родителей. 1. способствовать получению знаний подростками «группы риска» о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России; 2. формировать у подростков «группы риска» патриотических чувства — любовь к Родине, гордость за ее ду­ховную культуру и историческое прошлое; 3. формировать у подростков «группы риска» общественно ориентированные формы поведения, установки, готовность ориентироваться на интересы общества и государства, отстаивать и защищать их как свои соб­ственные.
Коммуникативное Формирование и развитие навыков конструктивного общения, разрешения конфликтов у детей и подростков «группы риска» 1. информировать подростков «группы риска» и их родителей о правовых знаниях; 2. формировать правовое самосознание у детей и подростков «группы риска»; 3. формировать активную жизненную позицию у детей и подростков «группы риска».
Культурно-досуговое, творческое Коррекция процесса социализации подростков «группы риска» через их духовное, творческое развитие, формирование целостной личности 1. формировать и развивать коммуникативную компетентность у детей и подростков «группы риска»; 2. развивать навыки конструктивного взаимодействия с людьми; 3. развивать у детей и подростков «группы риска» умения и навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Гражданско-патриотическое Организация системы целенаправленного воздействия на личность подростка «группы риска» по формированию патриотизма как свойства личности, элемента национального самосознания 1. вовлечь детей и подростков «группы риска» в различные формы досуговой деятельности; 2. создать условия для их самовыражения, саморазвития; 3. создать условия для организации совместного досуга детей и подростков «группы риска» и их родителей.

 

 


        Рис.4 Стрелковое дело

















Глава II .

Дата: 2018-11-18, просмотров: 299.