Летнего отдыха с детьми группы-риска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Летнего отдыха с детьми группы-риска

«Летний лагерь – территория здоровья»

Иркутск 2010

Содержание

 

Введение...............................................................................................................................................

Глава I . Реализация программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании.............................................................................................................

1.1...................................................................................................................................................... Социально-психологические особенности детей «группы риска»...............................................................................

1.2. Методологическое содержание программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании....................................................................................................................

Глава II . Организация досуга для детей «группы риска» в период летней оздоровительной
кампании............................................................................................................................................

2.1. Особенности формирования детского коллектива в период летней оздоровительной кампании..............

2.1.1. Определение детского коллектива..................................................................................

2.1.2. Признаки детского коллектива........................................................................................

2.1.3. Этапы формирования детского коллектива....................................................................

2.1.4. Групповая динамика в детском коллективе....................................................................

2.2...................................................................................................................................................... Этапы организации досуга детей в период летней оздоровительной кампании......................................




Глава III . Технологии социально-психологической работы с детьми «группы риска»

в период летней оздоровительной кампании ................................................................................

3.1. Профилактические тренинги для детей и родителей в период летней оздоровительной кампании...........

3.1.1. Тренинг по профилактике пивного алкоголизма.............................................................

3.1.2. Тренинг по профилактике наркомании............................................................................

3.1.3. Тренинг по профилактике курения..................................................................................

3.1.4. Тренинг по профилактике компьютерной зависимости..................................................

3.1.5. Тренинг: «Осторожно, СПИД!».......................................................................................

3.1.6. Тренинг по профилактике конфликтного поведения......................................................

3.1.7. Тренинг семейных отношений: «Родителевидение».......................................................

3.2.                                                                                                                                                 Технологии нейтрализации конфликтных ситуаций в детском коллективе....................................................................

3.2.1. Конфликт...........................................................................................................................

3.2.2. Способы воздействия детей в конфликтной ситуации...................................................

3.2.3. Неконструктивные способы реагирования взрослого на конфликт между детьми......

3.2.4. Алгоритм работы взрослого в ситуации конфликта между детьми..............................

3.2.5. Правила разрешения конфликта в детском коллективе.................................................

3.2.6. Формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтной ситуации..........

3.3. Диагностика личности ребенка в период летней оздоровительной кампании.........................................

3.3.1. Принципы проведения диагностики личности ребенка..................................................

3.3.2. Тест на определение уровня самооценки (для детей 7-11 лет]......................................

3.3.3. Тест на определение уровня самооценки (у подростков 12-17лет)...............................

3.3.4. Тест на определение уровня тревожности (у подростков 12-17 лет)............................

3.3.5. Тест: «Умеешь ли ты общаться с людьми?»...................................................................

3.3.6. Тест на предрасположенность к курению.......................................................................

3.3.7. Тест на оценку степени риска у подростка (для педагогов)...........................................

Приложение 1......................................................................................................................................

Приложение 2......................................................................................................................................

Приложение 3......................................................................................................................................

Приложение 4......................................................................................................................................

Приложение 5......................................................................................................................................

Приложение 6 ………………………………………………………………………………………………...



Введение

 

Актуальной проблемой современного общества является быстрое распространение различных форм девиантного (отклоняющегося от норм) поведения среди детей и подростков «группы риска». Одной из причин возрастания подростковой девиантности являются проблемы психологического взросления. Подростковая девиантность корректируется посредством формирования у подростков социально-ориентированных ком­пенсаторных механизмов: навыков совладания со стрессом, навыков саморегуляции, навыков активного поиска поддержки в окружающей социальной среде, направленных на актуализацию личностнозначимых ресурсов и творческой деятельности.

Профилактика асоциального поведения в детской и подростковой среде осуществляется с помощью комплексных социальных, психолого-педагогических и образовательных программ, ориентирующих под­ростка на основные вопросы его личностного и социального развития.

Актуальность профилактической деятельности особенно возрастает в летний период; это связано с тем, что именно в этот период значительно ослабевает воспитательное влияние на подростка образовательных учреждений. В Иркутской области осу­ществляется комплексный подход в организации летнего отдыха для детей и подростков «группы риска», имеющий профилактическую направленность.

Потенциал организованного отдыха очень высок, ведь он занимает свободное время интересной, раз­нообразной и привлекательной деятельностью. При этом укрепляются связи между разновозрастными группами детей, прививаются навыки работы с природными объектами, формируются ценности здорового образа жизни у детей и подростков. Организованный летний отдых — это не только защита от негативного воздействия социальной среды, но и возможность для духовного, интеллектуального и творческого раз­вития подростка.

Организация досуговой и трудовой занятости в летний период предоставляет подростку идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных поведенческих и социальных ролей, что является важней­шим психолого-педагогическим посылом для организации эффективной первичной профилактической работы с подростками. Профилактическая составляющая летних программ для детей и подростков «груп­пы риска» независимо от приоритетного направления (спортивное, патриотическое, экологическое и др.), позволяет эффективно решать основную задачу первичной профилактики формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения.

Одним из актуальных вопросов организации работы с детьми и подростками «группы риска» в летний период является кадровое обеспечение программ летнего отдыха. Специалистам, организующим летнюю занятость детей и подростков, необходимы знания и умения, связанные с пониманием динамики детского коллектива; наличие опыта работы с данной категорией детей, наличие организаторского опыта и инфор­мированность в вопросах профилактики зависимого поведения.

Для специалистов, реализующих программы летнего детского отдыха, подготовле­ны методические материалы о социально-психологических особенностях детей «группы риска», а также разработаны сценарии профилактических тренингов для подростков и родителей. Информационно-профилактические материалы, представленные в пособии, направлены на обеспечение эффективности профилактической деятельности в летний оздоровительный период.

 

        



Глава II .

Кампании

Глава III .

План занятия

 

Название этапа Содержание Материал Время
1. Представление ведущего Представление. Объяснение целей тренинга. Принятие правил группы Ватман, маркер 5 мин.
2. Знакомство «Времена года» Представление участников тренинга. Создание дружелюбной атмосферы   5 мин.
3. Работа по теме Дискуссия «Как сказать «Нет» Ватман, маркеры, листочки, ручки 20 мин.
4. Разминка «Письмо другу»   5 мин.
5. Работа по теме «Личность алкоголика» Листы, ручки 20 мин.
6. Обратная связь Обсуждение полученной информации   5 мин.

Описание упражнений

«Времена года»

Ведущий предлагает каждому участнику группы, подумав некоторое время, назвать свое имя и то, какому времени года соответствует у него сейчас настроение, и пояснить, почему выбрано для обозначения настроения именно это время года, которое назвал участник.

Дискуссия «Как сказать «Нет» Вопросы, которые ведущий обсуждает с участниками:

• Что такое спиртные (алкогольные) напитки? Что к ним относится?

• Как употребление алкоголя влияет на организм человека?

• Какие негативные признаки поведения человека в алкогольном состоянии вы можете назвать?

• Стоит ли добровольно подвергать организм отравлению?

• Что может произойти с человеком, когда он в алкогольном состоянии?

• Почему у человека возникает желание выпить?

• Когда нужно обратиться к наркологу?

Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

 

План занятия

 

Название этапа Содержание Материал Время
1. Представление ведущего Представление ведущего, объяснение целей тренинга. Принятие правил группы Лист ватмана, маркер 5 мин.
2. «Моя любимая игрушка» Знакомство участников группы   5 мин.
3. «Чувства» Выявление уровня осведомленности детей Листы флип-чарта, маркеры 20 мин.
4. «Мифы о наркомании» Актуализация знаний участников группы по проблеме наркомании   20 мин.
5. Завершение работы Подведение итогов. Получение обратной связи   5 мин.

 

Описание упражнений

«Моя любимая игрушка»

Участникам предлагается представиться и назвать свою любимую игрушку, которая была у них в детстве.

«Чувства»

Участникам предлагается высказаться по поводу своего отношения к употреблению наркотических веществ и возникающей в результате наркотической зависимости. В течение 5 минут они высказывают свое мнение в парах, при этом один в течение этого времени рассказывает, а другой слушает, затем роли меняются. После этого в общем кругу составляется список чувств, которые испытывали участники, когда рассказывали и когда слушали.

 

Чувства говорящего Чувства слушающего
раздражение сочувствие
возмущение интерес
жалость возмущение
обида отвращение
презрение понимание
недоверие сожаление
вина уважение
ответственность  

 

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы вовлекаемся при столкновении с употреблением наркотических веществ.

«Мифы»

Участники группы делятся на микрогруппы. В подгруппах им предлагается обсудить следующие мифы:

1) «Легкие наркотики совершенно безопасны»

2) «Под наркотиком усиливаются ощущения»

3) «В жизни все надо попробовать»

4) «Достаточно 1 раз попробовать, чтобы стать наркоманом».

Организуется дискуссия, в ходе которой каждая группа объясняет, в чем заключается противоречивость мифа.

Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

План занятия

 

Название этапа Содержание Материал Время
1. Представление ведущего Представление ведущего, объяснение целей тренинга. Принятие правил группы Лист ватмана, маркер 5 мин.
2. «Скульптура зависимости» Разминка участников. Вхождение в тему занятия   10 мин.
3. «Курению — нет!» Актуализация знаний по проблеме курения у детей Доска, маркеры 20 мин
4. «Скажи-ка, дядя!» Разминка участников, снятие внутреннего напряжения   5 мин
5. «Незаконченные предложения» Принятие собственной активной позиции в отношении курения Листы бумаги, ручки 20 мин.
6. Завершение работы Подведение итогов. Получение обратной связи   5 мин.

Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

 

 

План занятия

 

Название этапа Содержание Материал Время
1. Представление ведущего Представление ведущего, объяснение целей тре­нинга. Принятие правил группы Маркер, ватман 5 мин.
2. «Парковка» Разминка участников   5 мин.
3. «Рисунки» Визуализация представлений подростков о компью­терной зависимости Листы А4, каранда­ши, фломастеры 20 мин
4. «Клубок» Разминка участников, снятие внутреннего напря­жения   5 мин
5. «Ролевая игра» Формирование представления у участников о воз­можных конфликтных ситуациях, связанных с ком­пьютером, и путях их решения   20 мин.
6. Завершение работы Подведение итогов. Получение обратной связи   5 мин.

Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

 

3.1.5. Тренинг: «Осторожно, СПИД!»

Цель: профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков.

Возраст целевой группы: 14-17 лет

План занятия

 

Название этапа Содержание Материал Время
1. Представление ведущего Представление ведущего, объяснение целей тренинга. Принятие правил группы Ватман, маркер 5 мин.
2. Знакомство Представление участников тренинга. Создание дружелюбной атмосферы Мяч или мягкая игрушка 5 мин.
3. «Степень риска» Выявление уровня знаний по проблеме ВИЧ-инфекции Карточки с ситуациями 20 мин
4. Информационный блок Лекция о ВИЧ/СПИД. Информирование участников Плакаты 20 мин
5. Обратная связь Обсуждение полученной информации   10 мин.

Описание упражнений

Знакомство

Каждый участник называет свое имя и говорит, продолжая фразу: «Сейчас мне больше всего хочет­ся..,»

«Степень риска»

Данное упражнение дает возможность подросткам обменяться информацией между собой с последующим выяснением интересующих их вопросов.

На карточках дается перечень ситуаций.

В случайном порядке карточки раздаются участникам. Их задача — разложить карточки в столбцы соответственно:

1. Высокий риск.

2. Невысокий риск.

3. Риск отсутствует.

4. Не знаю.

После чего ведущий берет каждую карточку из четырех стопок по очереди и спрашивает: «Все ли с этим согласны?». Если некоторые участники не согласны или ответ неправильный, то ведущий рассказывает, какой правильный ответ и почему. Также ведущий комментирует ситуации с правильными ответами.

Ситуации:

• поцелуй в щеку

• инъекции в лечебном учреждении

• введение наркотиков внутривенно

• жизнь в браке

• переливание крови

• пользование зубной щеткой другого человека

• плавание в бассейне

• уход за больным СПИДом

• укус комара

• прокалывание ушей

• жизнь в одной комнате с больным СПИДом

• укус клопа

• рукопожатие

Информационный блок

Что такое иммунодефицит?

Иммунодефицит — это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма. В этом состоянии человек становится беззащитным не только перед обычными инфекциями, но также перед бактериями и вирусами, которые ранее не могли вызвать заболевание, т.к. иммунная система не позволяла им размножаться в большом количестве.

Что такое СПИД?

СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. Это совокупность определенных симптомов, свидетельствующих о том, что иммунная система сильно повреждена. Само понятие СПИД является искусственным медицинским термином и необходимо врачам для того, чтобы обозначить тех пациентов, чье состояние особенно тяжелое. СПИД — это последняя стадия заболевания. Обычно она длится от нескольких месяцев до 2-3 лет.

Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

 

План занятия

 

Название этапа Цель Материал Время
1. Представление ведущего — о себе и о занятии. «Настроение» Создание атмосферы доверия и дружелюбия Мягкая игрушка 5 мин.
2. «Ловля мух» Знакомство и сплочение группы   5 мин.
3. Беседа: «Что такое конфликт?» «Основные варианты поведения людей в конфликте». «Правила конфликта» Умение рассуждать договариваться Листы бумаги, карандаши, ручки 10 мин. 7 мин. 7 мин.
4. «Три изменения в одежде» Снятие напряжения   5 мин.
5. «Черты характера конфликтного человека и черты характера неконфликтного человека». «Конфликт» Осознание важности и понимание ситуации Листы бумаги, карандаши, ручки 7 мин. 10-12 мин.
6. Обмен впечатлениями Снятие эмоционального напря­жения Мягкая игрушка 5 мин.

Описание упражнений

«Настроение»

Участники сидят в кругу. Каждый по очереди называет свое имя и говорит, какое у него сейчас настроение, сравнивая его с погодой.

«Ловля мух»

Участники делятся на малые группы, в каждой по четыре человека. Трое берутся за руки, образуя «сеть», «паутину», в которую они стараются поймать «муху» — четвертого члена группы. Пойманная «муха» присоединяется к ловцам, один из которых, в свою очередь, превращается в «муху». Не разрешается быть «мухой» дважды до тех пор пока в этой роли не побывают все игроки.

Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Получение обратной связи.

 

План занятия

 

Название этапа Содержание Материал Время
1. Начало работы Представление ведущего, зна­комство с участниками. «Родительский форум» Листы, ручки, флип-чарт, маркеры 60 минут
2. Основное упражнение «Здорово, что мы вместе»   60 минут
3. Основное упражнение «10 родительских высот» Листы для рисования, краски, карандаши, маркеры 40 минут
4. Основное упражнение «Семейное путешествие» Листы, ручки, флип-чарт, маркеры 60 минут
5. Завершение работы Обмен чувствами, мнениями, впечатлениями Мяч или плюшевая игрушка 60 минут

Завершение работы.

Обсуждение.

Любите ли вы отдыхать все вместе?

Является ли такой отдых вашей семейной традицией? Если да, то что делает такое совместное времяпрепровождение важным для вас? Если нет, то попытайтесь объяснить, что мешает вам проводить вместе свободное время!

Что вы чувствовали, познакомившись с условиями игры?

Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?

Как происходил процесс обсуждения и принятия решений?

У кого было право вето, кто руководил ходом дискуссии?

Было ли групповое обсуждение демократичным?

Учитывалось ли особое мнение?

Насколько тип лидерства был эффективным для конкретной задачи и конкретной группы?

Что повлияло на результат?

Что мешало группе работать эффективнее?

Что каждый понял о себе, приняв участие в игре?

Игра окончена. Осталось ли у вас желание провести вместе семейный уик-энд? Кого бы вы не взяли с собой и почему?

Конфликт

Конфликт — это ситуация, в которой двое или несколько людей не могут добиться согласия между собой.

3.2.2. Способы воздействия детей в конфликтной ситуации

К ним относятся:

• «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают друг у друга какие-то вещи, занимают чужое место и т.д.;

• «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей через жалобы,
обращение к взрослым или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;

• «психологическое воздействие» — давление на взрослого и других детей с помощью крика, плача,
топанья ногами и т.д.;

• «словесное воздействие» — указания другому, что он должен делать или чего он не должен делать
(«отдай, уходи»), или заявление о собственных действиях, или отказ от выполнения заданий;

• «угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных последствиях действий других детей,
воспитателя: угроза жалоб («а я расскажу!»), угроза нарушения дисциплины («я не буду убирать за собой»),
угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу!»), а также различные междометия и слова,
произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну!» и др.);

• «аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний
партнера, призыв к соблюдению правил, негативная оценка действий партнера, оценка своих действий и т.д.

3.2.3. Неконструктивные способы реагирования взрослого на конфликт между детьми

Неверные реакции взрослого (воспитателя) в ситуации конфликта между детьми:

• игнорирование (нежелание каким-либо образом разрешить конфликт);

• подавление («заминание» конфликта, при котором конфликтующие стороны до конца не разрешили
конфликт);

• поиск «правого и виноватого» (у подростков возникает стремление защитить себя и обвинить дру­гого).

3.2.4. Алгоритм работы взрослого в ситуации конфликта между детьми

Взрослый (воспитатель) в ситуации конфликта между детьми может задать ряд вопросов, способствую­щих разрешению конфликта:

• Из-за чего произошел конфликт?

• Хочешь ли ты разрешить конфликт?

• Можешь ли ты сформулировать, что конкретно не устраивает твоего «противника» в твоем поведении?

• Как ты думаешь, в чем он прав?

• Как ты думаешь, в чем он не прав?

• Как ты думаешь, в чем ты прав?

• Как ты думаешь, в чем ты не прав?

• Что ты получишь, если разрешится конфликт?

• Что ты потеряешь, если конфликт не разрешится?

• Каким, по твоему мнению, должно быть справедливое решение?

• Давай подумаем, какие варианты решения этого конфликта могут быть?

• Какой из них для тебя наиболее приемлем?

• Хочешь ли ты сохранить отношения с этим человеком?

• Нужен ли тебе нейтральный посредник для налаживания отношений с твоим «противником»?
Данные вопросы необходимо обсудить с подростками — участниками конфликта.

3.2.5. Правила разрешения конфликта в детском коллективе

При возникновении конфликта между детьми его участников необходимо ознакомить с правилами разрешения конфликта:

• все сказанное здесь остается конфиденциальным (не разглашается);

• нельзя издеваться над «противником», унижая или оскорбляя его обидными словами;

• запрещается перебивать говорящего;

• необходимо вести себя достойно, говорить честно.

3.2.6. Формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтной ситуации

Существуют различные формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтов. К ним относятся:

• учебные дискуссии;

• тренинг профилактики конфликтного поведения;

• мозговые штурмы;

• кейс-технологии (наработка навыков эффективного разрешения конфликтов через разбор проблемных ситуаций);

• конфликтологические мастерские и т.п.










Тестовый материал

1. Постоянно чувствую свою ответственность за учебу.

2. Меня волнует мое будущее.

3. Многие ненавидят меня.

4. Я менее инициативен(а), чем другие.

5. Меня волнует мое психическое состояние.

6. Боюсь показаться невеждой.

7. У других внешность намного привлекательнее, чем у меня.

8. Боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

9. Часто допускаю ошибки.

10. К сожалению, мне не хватает уверенности в себе.

11. Хотелось бы, чтобы окружающие чаще одобряли мои действия.

12. К сожалению, не умею разговаривать с людьми как следует.

13. Я слишком скромный (ая).

14. Моя жизнь не имеет смысла.

15. Я чувствую себя скованно.

16. Окружающие ожидают от меня слишком многого.

17. Многие неправильно думают обо мне.

18. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

19. Окружающие не очень интересуются моими достижениями.

20. Я немного стесняюсь.

21. Чувствую, что многие не понимают меня.

22. Я часто волнуюсь без повода.

23. Когда вхожу в комнату, где уже сидят люди, чувствую себя неловко.

24. Не чувствую себя в безопасности.

25. Уверен(а), что люди почти все воспринимают легче, чем я.

26. Чувствую, что окружающие обсуждают меня за моей спиной.

27. Мне кажется, что со мной должно произойти что-то плохое.

28. Меня беспокоит то, как относятся ко мне окружающие.

29. Жаль, что я не очень коммуникабельный(ая).

30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен(а) в своей правоте.

31. Думаю о том, чего ждет от меня класс.

Обработка полученных данных

От О до 25. Высокий уровень самооценки, при котором подросток, как правило, не обременен комплексом неполноценности, не склонен комплексовать, правильно реагирует на замечания и редко подвергает сомнению собственные действия.

От 26 до 45. Средний уровень самооценки — подросток редко страдает от комплекса неполноценности, он только иногда старается подстроиться под мнение других. Вероятность развития серьезных комплексов невелика.

От 45 до 128. Низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно воспринимает критические замечания в свой адрес, всегда старается учитывать мнение окружающих и часто страдает от комплексов.

Информация для специалиста: если низкий уровень самооценки, то стоит давать подростку задания, позволяющие реализовывать себя и свои способности, по выполнении которых обязательно похвалить. При возможности направить ребенка к психологу.

Тестовый материал

1. Бывает ли, что тебе на глаза наворачиваются слезы — в кино, при беседе?

2. Тебе неловко отвечать перед классом?

3. Боишься грозы, змей, мышей?

4. Часто ли тебе не спится от волнения?

5. Боишься оставаться один(а) в доме?

6. Боишься темноты?

7. Тебе иногда кажется, что ты неудачник?

8. Переживаешь за близких?

9. Часто видишь страшные сны?

10. Боишься того, что скажет врач?

11. Волнуешься, когда не знаешь, зачем тебя вызывает учитель?

12. Часто опасаешься, что начнешь краснеть?

13. С трудом привыкаешь к новому коллективу?

14. Не любишь сам(а] принимать решения?

Обработка полученных данных

От О до 4. Ты достаточно гармоничный, неконфликтный человек, спокойно реагирующий на стрессы. Тревожность тебе не свойственна, ты уверен (а) в себе и доволен (а) своим окружением.

От 5 до 3. У тебя бывают перепады настроения, ты чувствителен (а) и эмоционален (а). Но не бойся контактов с ровесниками и учителями. Каждый в подростковом возрасте испытывал трудности с общением. Верь в свои силы и учись общаться в кругу друзей и знакомых.

От 10 от 14. Тревожность — основной фактор твоей жизни. Ты многого боишься, и тебе трудно решить­ся на самостоятельный шаг. Учись преодолевать свои страхи, пойми, твой страх создан тобой самим (ой). Начни с того, что у тебя лучше получается, и не бойся, что твои знания будут проверять. Не жди заранее плохого результата.

Информация для специалиста: если у подростка выявлена тревожность, то постарайтесь чаще его (ее) поддерживать, попробуйте создать для него (нее) такие условия, в которых он будет чувствовать себя безопасно рядом с вами, будьте искренними в этот момент, ведь дети чувствуют фальшь. При возможности можно направить ребенка к психологу.

Тестовый материал

1. Я должен (а) помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, несмотря на то, разделяют они или нет его увлечение.

3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда это представляется невозможным.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять.

5. Когда ты встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен (а) быть достаточно остроумным (ой), общительным (ой) и привлекательным (ой), чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда тебя знакомят с незнакомым человеком, и ты не расслышали его имя, ты должен (а) попросить его повторить.

7. Ты уверен (а), что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.

8. Ты должен (а)быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде.

9. Если ты общаешься с интересным и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и уклониться от разговора.

10. Человек всегда должен стремиться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Ты должен (а) всегда помогать своим друзьям, потому что может наступить время, когда тебе понадобится их помощь.

12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других.

14.     Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен демонстрировать свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал (а), ты должен (а) остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен (а) быть достаточно вежлив(а), чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

18. Если тебя пригласили к другу (подруге), а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен (а) сказать, что болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга (подругу), сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали с ним всегда наилучшим образом, даже если они и не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

Обработка полученных данных

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисли себе 5 очков.

Правильные ответы: «+» относится к суждениям с номерами 6,13,14, 20; «-» относится к суждениям с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11,12,15,16, 17, 18, 19.

Вычисли общую сумму очков за все совпавшие с правильными ответы.

85-100 очков: отличный результат. Большинство людей в тебе души не чает.

75-85 очков: хороший результат. Ты умеешь быть любезным (ой), обаятельным (ой) и симпатичным (ой) в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя иногда не хватает.

50-75 очков: результат весьма удовлетворительный. Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, ты еще сможешь продемонстрировать, а вот общаться так, чтобы сохранять достоинство собеседника, в этом твои успехи значительно скромнее.

0-50 очков: откровенно плохой результат, даже похвалить не за что. Но не стоит терять надежды, что в деле овладения искусством общения у тебя все впереди. Будь внимателен(а) к людям, это — самое главное и самое трудное. Остальное придет в процессе общения.

Информация для специалиста: если подросток набрал маленькое количество очков, стоит заняться развитием его коммуникативных навыков. Для развития таких умений подойдут групповые занятия. Также стоит порекомендовать подростку обратиться на консультацию к психологу.

3.3.6. Тест на предрасположенность к курению

Инструкция: «Тебе предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогут тебе понять, есть ли у тебя предрасположенность к курению. Ответы на вопросы указаны в скобках. После того как ты ответишь на все вопросы и подсчитаешь количество набранных баллов, читай ниже информацию о себе».

Тестовый материал

1. Пробовал(а) ты хотя бы раз в жизни выкурить сигарету? (да — 2 балла; нет — 0 баллов)

2. Курят ли твои родители? (или хотя бы один из них)? (да — 2 балла; нет — 0 баллов)

3. Курят ли твои близкие друзья? (да — 2 балла; иногда — 1 балл; нет — 0 баллов)

4. Есть ли у тебя в роду заядлые курильщики? (да — 2 балла; нет — 0 баллов)

5. Чувствуешь ли ты желание закурить в компании курящих сверстников? (да — 2 балла; иногда — 1 балл; нет — 0 баллов)

6. Проводили ли с тобой родители или другие взрослые беседы о вреде курения? (да — 0 баллов; нет — 2 балла)

7. Как ты считаешь, курить вредно? (да — 0 баллов; нет — 2 балла)

8. Часто ли тебе приходится находиться в помещении с курящими людьми? (да — 2 балла; иногда — 1 балл; нет — 0 баллов)

9. Можешь ли ты уверенно отказаться от предложенной тебе сигареты? (да — 0 баллов; нет — 2 балла)

10. Считаешь ли ты, что курение наносит непоправимый вред здоровью? (да — 0 баллов; нет — 2 балла)

Обработка полученных данных

Степень предрасположенности оценивается по сумме баллов:

1 - 5
5 - 8
9 - 12
13 - 16
17 - 20

баллов у тебя очень слабая предрасположенность к курению, баллов у тебя слабая предрасположенность к курению, баллов у тебя средняя предрасположенность к курению, баллов у тебя высокая предрасположенность к курению, баллов у тебя очень высокая предрасположенность к курению.

 

3.3.7. Тест на оценку степени риска у подростка (для педагогов).

Инструкция: «Эта тестовая методика позволяет оценить педагогам, психологам степень «трудности» подростка, поможет ответить на вопрос: «Можно ли испытуемого отнести к категории «группы риска»? От­ветив на вопросы, необходимо подсчитать сумму полученных баллов и нижеприведенную информацию».

Тестовый материал

1. После стрессовых ситуаций подросток испытывает сильную усталость, раздражительность, становится безразличным либо перевозбужденным (да — 5 баллов, нет — 0 баллов).

2. Подросток внушаем, застенчив, неуверен в себе (да — 5 баллов, нет — 0 баллов).

3. Сниженная самооценка (считает себя неинтересным, неумным, непривлекательным и т.д.) (да — 5 баллов, нет — 0 баллов).

4. Испытывает трудности общения со сверстниками (тревожен, напряжен, неуверен) в школе (да — 5 баллов, нет — 0 баллов).

5. Испытывает трудности общения со сверстниками на улице (да — 5 баллов, нет — 0 баллов).

6. Стремится к получению новых впечатлений, ощущений и удовольствий (как можно быстрее и любым путем), любит рисковать (да — 10 баллов, нет — 0 баллов).

7. Зависит от мнения знакомых или друзей, легко поддается их влиянию, подражает образу жизни приятелей (да — 10 баллов, нет — 0 баллов).

8. Имеет отклонения в поведении, связанные с травмами или инфекциями мозга (да — 10 баллов, нет — 0 баллов).

9. Тяжело переносит разочарования, скуку, конфликты и трудности (да — 10 баллов, нет — 0 баллов).

10. Имеются зависимости от сладостей, компьютера, телевизора и т.д. (да — 10 баллов, нет — 0 баллов).

11. Курит или иногда употребляет алкоголь (даже если только пиво) (да — 15 баллов, нет — 0 баллов).

12. В ближайшем окружении (родители, братья, друзья, соседи) есть люди, злоупотребляющие алкоголем или употребляющие наркотики (да — 15 баллов, нет — 0 баллов).

13. В семье ребенка конфликт между родителями, либо семья на грани распада, развода (да — 10 баллов, нет — 0 баллов).

Обработка результатов:

Сумма меньше 25 — подросток в группу риска не входит.

Сумма от 25 до 50 средняя степень риска, может быть вовлеченным в экспериментирование с наркотическими веществами. Родителям необходимо быть внимательными к поведению подростка.

Сумма свыше 50 риск вовлечения в ситуацию, связанную с употреблением наркотиков, велик. Необходимо рекомендовать подростку обратиться к наркологу или психологу.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТА

«ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

     На современном этапе в условиях экономического кризиса и социальной напряженности велика вероятность роста преступности, увеличение числа имущественных преступлений (краж, грабежей), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе вовлечение несовершеннолетних в наркотизацию.

     В связи с чем, в настоящее время стоит уделять особое внимание профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде.

     Проект «Летний лагерь-территория здоровья» направлен на воспитание и перевоспитание, подготовку детей и подростков к решению сложных жизненных ситуаций, в том числе на предупреждение наркотизации несовершеннолетних.
     Проект «Летний лагерь - территория здоровья» позволяет проводить мероприятия антинаркотического характера системными методами на основе военно-патриотического воспитания, занятий по физической подготовке, психологических занятий, способствует содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, формированию качеств, помогающих противостоять давлению наркосреды.

 

Цель программы:


    - формирование здоровой личности, умеющей противостоять вредному влиянию, не употребляющей наркотики, способной брать на себя ответственность за свое поведение, подчинять личные интересы общественным.

 

Задачи программы:

 

1) Информировать подростков о негативных последствиях употребления наркотиков, алкоголя и предупредить факты злоупотребления наркотиками и совершения правонарушений среди несовершеннолетних с помощью комплекса профилактических мероприятий;

2) Сформировать доверие, уважительное отношение к правоохранительным органам;

3) Выработать навыки противостояния групповому давлению, умения сказать «Нет!», ответственного поведения за свои действия и поступки.

 

Задачи программы реализуются через следующие мероприятия:

 

1 день:

- показательные выступления спецназа ОВД муниципального образования;
- практические учебно-методические занятия по обучение детей стрелковому делу с привлечением тренеров, сотрудников РОСТО ДОСААФ, проведение лекций по стрельбе и технике безопасности, проведение инструкторских занятий по специальным и военно-прикладным дисциплинам;


- подготовка, обучение, повышение уровня жизненной компетенции, выработка навыков здорового стиля жизни воспитанников путем проведения психологических тренингов с привлечением психологов, социальных педагогов, тренеров;

- проведение спортивного праздника (организация соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, плаванию и т.д.) с привлечением тренеров спортивных секций

2 день:

- встречи с сотрудниками правоохранительных органов;

- проведение военизированной эстафеты, проведение показательных выступлений ОВД муниципального образования;

- проведение интеллектуальных игр, олимпиад, направленных на формирование потребности молодых людей в здоровом образе жизни;

- проведение индивидуальных консультаций психологов и врачей-наркологов

Типовой план проведения однодневных мероприятий

«Летний лагерь - территория здоровья»





В рамках программы

«Неприкосновенный запас – дети Отчизны»

Время проведения Мероприятие Количество участников
09.30-10.30 Торжественное открытие Дня здоровья в лагере. Показательные выступления для воспитанников лагеря (МЧС, ГУФСИН, ГУВД) Весь лагерь
10.30 – 13.00 Тренинги, направленные на повышение самооценки, выработку навыков противостояния групповому давлению. группы по 25 человек
10.30 – 13.00 Тренинг «Будь собой!»: умение видеть свои сильные и слабые стороны, иметь твердую позицию, навыки управления стрессовыми ситуациями группы по 25 человек
10.30 – 13.00 Проведение инструкторских занятий по специальным и военно-прикладным дисциплинам группы по 50 человек
13.00 – 14.00 Обед  
14.00 – 16.30 Тренинг «Будь собой!»: умение видеть свои сильные и слабые стороны, иметь твердую позицию, навыки управления стрессовыми ситуациями группы по 25 человек
14.00 – 16. 30 Тренинг, направленный на повышение самооценки, выработку навыков противостояния групповому давлению. группы по 25 человек
14.00 – 16.30 Проведение инструкторских занятий по специальным и военно-прикладным дисциплинам группы по 50 человек
17.00 – 19.00 Спортивный праздник  

 

 

Типовой план проведения двухдневных мероприятий

«Летний лагерь - территория здоровья» в рамках программы

«Неприкосновенный запас – дети Отчизны»

                Первый день

Время проведения Мероприятие Количество участников
09.30-10.30 Торжественное открытие Дня здоровья в лагере. Показательные выступления для воспитанников лагеря (МЧС, ГУФСИН, ГУВД). Весь лагерь
10.30 – 13.00 Тренинги, направленные на повышение самооценки, выработку навыков противостояния групповому давлению. группы по 25 человек
10.30 – 13.00 Тренинг «Будь собой!»: умение видеть свои сильные и слабые стороны, иметь твердую позицию, навыки управления стрессовыми ситуациями группы по 25 человек
10.30 – 13.00 Проведение инструкторских занятий по специальным и военно-прикладным дисциплинам группы по 50 человек
13.00 – 14.00 Обед  
14.00 – 16.30 Тренинг «Будь собой!»: умение видеть свои сильные и слабые стороны, иметь твердую позицию, навыки управления стрессовыми ситуациями группы по 25 человек
14.00 – 16. 30 Тренинг, направленный на повышение самооценки, выработку навыков противостояния групповому давлению. группы по 25 человек
14.00 – 16.30 Проведение инструкторских занятий по специальным и военно-прикладным дисциплинам. группы по 50 человек
17.00 – 19.00 Спортивный праздник Весь лагерь

Второй день

09.30-10.30 Встречи с сотрудниками правоохранительных органов Весь лагерь 10.30 – 13.00 Проведение военизированной эстафеты, проведение показательных выступлений Весь лагерь 13.00 – 14.00 Обед   14.00 – 16.00 Интеллектуальные игры, олимпиады, направленные на формирование потребности молодых людей в здоровом образе жизни Весь лагерь 16.30 – 17.00 Индивидуальные консультации психологов и врачей-наркологов Весь лагерь

 

Приложение 2

Анкета для родителя

 

Ваше Ф.И.О..

1. К положительным качествам Вашего ребенка относятся (не менее 5): _______________________________

___________________________________________________________________________________________

2. К отрицательным качествам Вашего ребенка относятся (не менее 5): ________________________________

______________________________________________________________________________________________

3. Особенностью Вашего ребенка является: _______________________________________________________

 

4. Можно ли назвать Вашего ребенка общительным?

5. Много ли друзей у Вашего ребенка?

6. Часто ли у него (нее) бывают ссоры с друзьями?

7. Как ведет себя Ваш ребенок в конфликтных ситуациях:

а)       касающихся ваших отношений (родитель — ребенок)

б) касающихся отношений со сверстниками, друзьями.

8. Как Вы чаще всего поступаете в тех случаях, когда по каким-либо причинам в отношениях
с ребенком возникает непонимание?

9. Ваши отношения с ребенком можно описать как: ________________________________________________

10.Что любит делать Ваш ребенок?

11. Что не любит делать Ваш ребенок?

12. В каких ситуациях Ваш ребенок может разозлиться?

13. Как Вы реагируете на проявление чувства злости у Вашего ребенка?

14. Часто ли у Вашего ребенка бывает хорошее настроение?

15. Какие умения и навыки Вы хотели бы развить в Вашем ребенке? (отметьте):

• Коммуникативные (общение).

• Знание законов и правовой культуры.

• Умение постоять за себя в трудной ситуации.

• Умение справляться с плохим настроением, раздражительностью, злостью.

• Научиться интересно, проводить досуг.

• Навыки профилактики вредных привычек.

16. Посещал ли Ваш ребенок лагерь (летнее детское объединение) раньше?

17. Во время посещения лагеря (летнего детского объединения) Ваш ребенок приобрел: ________________

18. Ваши ожидания от пребывания ребенка в летнем детском объединении: __________________________

Спасибо за сотрудничество!

 


Приложение 3

Вводная анкета для ребенка

 

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты:

1. Как тебя зовут? (фамилия, имя)

2. Сколько тебе лет?

3. Ты уже был(а] в летнем лагере (летнем детском объединении)? Сколько раз?

4. Чего ты ждешь от лагеря? Выбери свой вариант ответа. На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа; отметь варианты, которые тебе ближе всего:

а) Возможность интересно провести свободное время;

б) Возможность развить свои таланты и способности;

в) Возможность найти новых друзей.

г) Свой вариант ответа

5. Что ты умеешь делать лучше всего?

6. Чем бы ты хотел(а) заняться летом в лагере (летнем детском объединении)? Выбери свой вариант ответа. На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа; отметь варианты, которые тебе ближе всего:

а) Организовывать различные мероприятия вместе с воспитателями;

б) Участвовать в мероприятиях;

в) Наблюдать за происходящим (особо нигде не участвовать);

г) Свой вариант ответа

7.       Опиши себя в нескольких словах: ______________________________________________________

Спасибо!

 

 

Приложение 4

 

Итоговая анкета для ребенка

 

Дорогой друг! По окончании твоего отдыха в лагере предлагаем тебе ответить на несколько итоговых вопросов. Мы надеемся на твою искренность!

1). Какие изменения произошли в тебе во время пребывания в лагере (летнем детском объединении)?

2). Понравились ли тебе мероприятия в лагере (летнем детском объединении)? Почему? Чем именно они запомнились?

3). Продолжи предложение:.

Мои впечатления от лагеря — это:______________________________________________________________.

В лагере мне не хватало:_______________________________________________________________________.

В лагере я узнал(а):_____________________________________________________________________________.

В лагере я научился (лась):____________________________________________________________________.

В лагере мне мешало:

В лагере для меня самым интересным было:_____________________________________________________.

Твои пожелания лагерю:________________________________________________________________________.

Спасибо!

Приложение 5

Бланк опроса

В нашей группе всегда весело 43210 В нашей группе всегда скучно
Все ребята, в общем-то, добрые 43210 В группе много злых, равнодушных
Мы никогда не ссоримся 43210 Мы часто ссоримся, конфликтуем
Ребята в группе вежливые, воспитанные 43210 Ребята часто грубят, ругаются
Мне в нашей группе хорошо, спокойно 43210 Мне в нашей группе неспокойно, тревожно
У нас все равны 43210 Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 43210 Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе

Обработка результатов:

Индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия = 28 баллов (все утверждения отмечены по максимуму — 4 баллами). Теперь вычисляем реальные показатели ЭПК (эмоционально-психологического климата) каждого ребенка; для чего суммируем отмеченные ребенком цифры по каждому из семи показателей). Для вычисления реального группового индекса необходимо сумму всех реальных индивидуальных индексов разделить на количество опрошенных ребят (найти среднее арифметическое).

 Оценочная шкала:

23-28 баллов - очень высокий

12-18 баллов - средний

19-22 балла - высокий

0-11 баллов - низкий

 

 

Приложение 6

КОПИЛКА ТРЕНЕРА

(практические упражнения для проведения тренингов)

Время проведения 20 мин.

Кроссворд на слово «наркотик» («алкоголь», «табак») дает возможность плавно войти в тему. Полученный материал можно использовать для информирования.

Проведение: слово «наркотик» пишется вертикально. На каждую букву необходимо подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «наркотик»:

Н (ненависть, нирвана, ничтожество и т.п.),

А (апатия, агония, анаша...),

Р (релакс, расстройство, рубеж, риск...),

К (кокаин, кайф, конец...),

О (отошел, оттягиваться, отшельник, опий...),

Т (тяжесть, труп, тащиться...),

И (истерика, истощение, исход...),

К (кино, карантин, койка, кранты...).

 

Каждую ассоциацию можно проговорить с комментариями: «Как оно связано с реаль­ ностью наркомании? Что за этим, словом стоит в жизни наркомана?». После чего мож­ но сделать таблицу с двумя столбиками: в первый записываются положительные ассо­ циации, во второй — отрицательные, и затем сделать сравнительный анализ по коли­ честву. При любом раскладе отрицательных ассоциаций бывает значительно больше. Это один из поводов вернуться в разговоре к негативным сторонам наркомании.

Упражнение «ОХМУРЕНИЕ»

Время проведения 20 мин.

Проведение: участникам не говорится о том, что это игра. Все делается на очень се­рьезном уровне. Психолог сообщает, что они очень ему понравились, и он желает сде­лать им подарок. Слышал ли кто-нибудь о том, что тибетские ламы используют специ­альные символы, чтобы приобрести какой-нибудь навык за короткий срок? Тренер го­ворит, что он был в Тибете и знает три символа, которые, если их нарисовать на руке, позволят выработать за 1 неделю следующие навыки:

говорить по-английски,

грамотно писать,

играть на гитаре.

Но психолог может сделать этот подарок только семи участникам группы (таков ритуал). Первые семь, кто выйдут сейчас за дверь, — счастливчики!

За дверь бросается целая толпа желающих. Не беда, если их будет несколько больше, чем семь. Тренер говорит, что пригласит их через минуту. После того, как дверь зак­рылась, оставшимся сообщается, что сейчас будет продемонстрировано, как легко со­временного молодого человека завербовать в наркоманы. Психолог просит оставших­ся членов группы подыграть>ему, и показать, что они завидуют тем, кто через минуту получит символ.

Семерка приглашается в аудиторию. Они выстраиваются в линию по порядку, напри­мер: «англичане», за ними — «гитаристы», в конце — «грамотеи».

Психолог говорит, что символ, который он сейчас нарисует у них на руке, позволит им за неделю, ничего не делая, получить соответствующий символу навык. Но его нельзя стирать, мыть, он сойдет самостоятельно (отвалится вместе с грязью). Затем по одно­му подростки подходят к тренеру. Англичанам рисуется — ABC, гитаристам — скри­пичный ключ, грамотеям — АБВ. При этом просите их никому пока не показывать этот символ. И отправляете их на свои места.

Некоторые уже по дороге на место начинают догадываться о том, что над ними подшути­ли.

 В итоге, когда все уже сидят в круге, психолог говорит очень серьезным голосом: «Ре­бята, скажите, пожалуйста, где вы видели на белом свете, чтобы без старания, без усид­чивости, без затраченных сил и времени можно было чему-то научиться? Что же сейчас произошло? Вы, не задумываясь над нереальностью моего предложения, сделали шаг вперед и протянули мне свою руку. Я же, образно говоря, сделал вам укол! Вы только по­думайте, ведь предложение могло быть не про навык, а про то, что сделай пару затяжек, и ты получишь хорошее настроение, забудешь о проблемах, станешь веселым и раскован­ным — вы что же, так же, не задумываясь, «протянете руку»? Подумайте над этим. В жизни ничего не бывает «на халяву». За все, так или иначе, но приходится платить. В некотором смысле, как бы вы на меня сейчас ни обижались, но вы получили «прививку» против нарко­мании. Когда вам предложат наркотик и скажут, что никаких отрицательных последствий не будет, вы вспомните нашу сегодняшнюю игру и, возможно, задумаетесь — а так ли это?»

 

«МЕШОК НАРКОМАНА»

Время проведения 20 мин.

 

Цель: этот метод можно также использовать для вхождения в тему «Наркомания и нар­котики». Акцент здесь делается на сенсибилизации восприятия органами чувств.

Материал: мешок или пакет, платки для завязывания глаз, различные предметы: сол­нечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерва­тив, коробка конфет, лист бумаги, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа, чайная ложечка и многое другое.

Проведение: участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны, ощупать пред­меты и рассказать о своих ассоциациях: какое отношение данный предмет может иметь к наркомании. Глаза остаются закрытыми.

Вариант проведения: участники выбирают по одному предмету из мешка. Затем об­разуются малые группы по 2-3 человека. С имеющимся реквизитом в малой группе надо создать ролевую игру по данной теме.

Время проведения 60 мин.

Цель: отработать навык отказа от психоактивных веществ, осознать трудности, с которыми сталкивается человек, который хочет отказаться от предложения ПАВ, выработать стратегию противодействия групповому давлению.

Материалы: шприц, пустая пластиковая или стеклянная бутылка, пачка сигарет (если в группе 15-16 человек – необходимо подготовить два комплекта материалов, если более 16-ти – то три комплекта).

Проведение: участники делятся на три (в зависимости от числа участников –четыре-пять групп), в каждой группе – по 4 человека.

Тренер выдает одной группе – бутылку, второй – пачку сигарет, третьей – шприц. Задание участникам: «Сейчас каждый из вас должен сыграть по одной роли: участники под номером 1 (определяется, кто будет первыми номерами в подгруппах) играют роль предлагающего, участники под номером 2 (определяется кто будет вторым номером в подгруппах)» играют роль того, кому предлагают, участники под номером 3 (определяется кто будет третьим в подгруппах) – роль того, кто мимикой, жестами, словами помогает предлагающему убедить попробовать наркотик, участники под номером 4 (определяется, кто будет четвертым в подгруппах) будут играть роль человека, который хочет помочь №2 отказаться от психоактивного вещества.

Разыгрывайте ситуацию в течение 1,5 мин.»

Через 1,5 минуты тренер предлагает участникам поменяться ролями: второй становится третьим, третий – четвертым, четвертый – первым, и первый – вторым. С тем же предметом ситуация разыгрывается снова.

С одним и тем же предметом участники меняются ролями еще два раза.

После этого предметы в группах меняются, и упражнение начинается сначала.

Обязательно проведение обсуждения этого упражнения с выяснением следующих вопросов:

1. От чего было труднее всего отказаться.

2. Как участники чувствовали себя в каждой из четырех ролей.

3. Были ли в группах созданы ситуации, когда хотелось согласиться или отказаться было практически невозможно.

4. Что вы поняли из этого упражнения: есть ли какие-либо слова, фразы, ситуации, когда вы можете поддаться групповому давлению.

5. Какие способы отказа были наиболее комфортны для вас, какие – нет.

                   

Время проведения 30 мин.

 

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. "Нарисуйте "портрет …". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о …".

Материалы: ватман, кисточки краски, карандаши, альбомные листы.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛАНИЕ МИРУ»

Время проведения 30 мин.

Оборудование: Ватман, ручки.

Группа делится на подгруппы (две или три) в зависимости от количества учащихся. Каждая подгруппа получает задание: подготовить проект «Предотвращение употребления наркоти­ков среди молодежи». Задача участников — подготовить речь для представления проекта, лозунги, нарисовать плакаты со схемой действия. Ведущий поясняет, что они имеют полную свободу выбора мер предупреждения наркомании.

Для разработки проектов участники могут использовать принципы «мозгового штурма». Затем каждая команда по оче­реди выступает со своими предложениями.

Упражнение «РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ»

Время проведения 60мин.

Цель: наглядно показать социальный аспект зависимости, продемонстрировать, как рвутся социальные связи наркомана.

Материалы:

1) 10 полосок бинтов длиной 30-40 см,

2) таблички формата А4 с надписями: хобби, работа, лучший друг, лучшая подруга, любимый человек, домашнее животное, брат, сестра, учеба, мама, развлечение, наркотик. К каждой табличке должна быть прикреплена плотная нитка, чтобы можно было повесить её на шею участнику.

3) Два длинных шнурка (70-80 см).

4) Стул.

5) Одна веревка длиной см. 60, концы которой плотно связаны между собой.

Проведение: из группы участников выбирается один человек, который садится перед тренером. Тренер берет у него «интервью», в ходе которого задаются следующие вопросы:

 - расскажите о вашей семье, в которой вы живете, кто это: мама, отец, брат, сестра?

- чем вы любите заниматься в свободное время, есть ли у вас хобби?

- существуют ли в вашем окружении люди, про которых вы можете сказать, что это ваши друзья или с кем вам хотелось бы поддерживать дружеские отношения?

- учитесь ли вы где-либо, где и какое значение имеет для вас получение образования?

- подрабатываете ли вы где-нибудь, если бы вам предложили такую возможность, согласились бы вы или нет, планируете ли работать в дальнейшем?

- если у вас появляются свободные деньги на развлечения, то как вы предпочитаете их тратить?

- в вашей жизни уже есть такое чувство как любовь или хотите ли вы, чтобы в дальнейшем оно появилось в вашей жизни, насколько это важно для вас, считает ли вы, что это чувство вообще необходимо пережить человеку, что оно важно для построения нормальных семейных отношений?

- есть ли у вас домашнее животное, какое и как его зовут?

После того, как тренер получил ответы на все указанные вопросы, он достает таблички с надписями и предлагает участнику выбрать из числа присутствующих тех, кто больше всего подходит на роль его мамы, подруги, друга, любимого человека, хобби, развлечения и т.д. по количеству участников. При необходимости тренер помогает определится с ролями, и – обязательно – оставляет одного участника незанятым никакой ролью.

В процессе назначения участников на роли им – согласно присвоенной роли – вешается табличка.

После того, как участники назначены, тренер с помощью бинтов привязывает их за пальцы к пальцам основного участника.

Далее следует примерно следующий текст: «Посмотрите внимательно, как много связей есть у человека в этой жизни. Человек достаточно устойчив, потому что от падения его удерживает множество жизненных связей (веревок, канатов, шнурков), возможные названия которых: семья, любовь, работа, друзья, деньги, увлечения, творчество.

Когда какая-то «связь» истончается или рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные «связи» поддерживают человека, дают почувство­вать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи» рвутся или у человека нет стабильной позиции против наркотиков или он не умеет справляться с трудностями позитивным образом, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ. Например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

И тогда в поле зрения человека начинает маячить наркотик…»

Далее оставшемуся без роли участнику вручается табличка с надписью «НАРКОТИК» и два шнурка.

Позади основного участника ставится пустой стул, встать на который приглашается «наркотик». Участник, играющий эту роль, должен «помаячить» одним из шнурков перед лицом главного героя. Главный герой должен поднять руку и взять в нее шнурок.

Тренерский текст продолжается: «Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» - героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях».

Но постепенно уже не сам человек «хватается» за наркотик и контролирует употребление, а наркотик плотно привязывается к нему».

 Тренер берет шнурок из руки главного героя и перевязывает им его запястье.

«… далее человек хватается за «второй канат» - зависимость продолжает усугубляться…»

Тренер берет второй шнурок и привязывает его ко второй руке главного героя.

«… зависимость продолжает усугубляться и социальные связи человека начинают слабеть… »

Тренер просит «наркотик» слегка подергать за шнурки и задает участникам вопрос: «Какие из связей человек начинает терять в первую очередь?»

Участники называют связь, например, хобби и тренер отвязывает веревочку-бинт от пальца того участника, который играет роль хобби (обрывок бинта остается привязанным к пальцу главного героя).

Далее – по ходу того как называются другие связи – тренер продолжает отвязывать бинты от участников и просит «наркотик» дергать за шнурки все сильнее и сильнее.

«…«Связи», с помощью которых он держался в жизни до этого (канаты, веревки), практически все оборваны. Человек уже вот-вот оторвется от земли, на которой он до этого прочно стоял. Канаты подняли его руки вверх, и он становится похожим на марионетку. Наркотик превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями. Человек остается без денег, теряет работу, бросает учебу, болеет, отрывается от людей, не думает о других - это обрыв «связей».

Как мы видим, до последнего остается с наркозависимым только один человек – его мама…».

«… Но мама не знает, что делать, как справиться с этой проблемой, ей кажется, что она уже все перепробовала и она выбирает единственный кажущийся ей надежным способ…»

Тренер берет веревку со связанными концами, дает её в руку матери, всё еще привязанную бинтом и мать одевает главному герою эту веревку на шею.

«Родители пытаются находить выход в полном ограничении свободы наркозависимого, они приковывают его наручниками к батарее, запирают на замок, т.е. одевают на него своеобразный «ошейник». Но в данном случае запреты и ограничение свободы неэффективны, т.к. этот своеобразный «ошейник» тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом.»

Одновременно с эти текстом тренер просит участников повесить таблички со своими ролями себе на спину и повернуться к главному герою спиной.

 «… Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например, прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат…».

… Тренер на время отвязывает канат от руки главного героя.

 … «Но «канат - наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). Еще раз повторим, что «ошейник» тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик вновь…».

… Тренер вновь привязывает шнурок к запястью главного героя.

«…Хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому… Человек сам должен постепенно восстановить свои порванные жизненные связи. Можете представить себе, как трудно для человека, употреблявшего наркотики, фактически начать всё с нуля. Но для того, чтобы отказаться от наркотиков, восстановить их необходимо. Однако это получается далеко не у всех…».

Обсуждение. Участники рассаживаются в круг (таблички не снимаются) и начинают обсуждение. Обсуждение – необходимая часть этого упражнения, на эту часть не стоит жалеть времени, так как нужно, чтобы участники поделились своими эмоциями. Сначала спрашивается мнение участников, игравших роль связей, причем «мама» опрашивается последней. Потом своими эмоциями делится «наркотик». И только после этого говорит главный герой. После слов главного героя необходимо предложить остальным участникам высказаться, если они еще хотят что-то сказать.

Необходимо акцентировать внимание на том, что чувствовали участники во время этого упражнения, какие эмоции они пережили.

УПРАЖНЕНИЕ «КОНТРАРГУМЕНТЫ»

Цель: данное упражнение на поддержку окружающих, проработку внутренних конфликтов, принятие себя, самоактуализацию.

 Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Обсуждение упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «ДАР УБЕЖДЕНИЯ»

Цель упражнения: скрытая профилактика социально негативных явлений в обществе, оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

 Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка.

В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Знакомство

Представление участников группы друг другу, введение ими своего имени, является неотъемлемой процедурой любого более-менее длительного психологического группового тренинга. Труд­но представить себе группу, где бы все ее участники уже знали друг друга по имени. Если есть хотя бы один новичок — а по­скольку описываемые психологические игры используются, как правило, в открытых группах, новички бывают обязательно, — его имя должно стать известно всем, так же как и ему, вообще говоря, должны представиться все члены группы. Часто группа соединяет первоначально незнакомых друг с другом подростков. Поэтому работа с именем представляется второй важнейшей — после разминки — работой в тренинге.

Имя, по-видимому, является одной из первых универсальных психотехник. Поэтому работа с именем участников группового тренинга ни в коем случае не является формальной процедурой, надо уделять достаточно времени в течение первых дней группо­вого тренинга.

В то же время, нет задачи познакомить участников группы с именами друг друга именно через 15 минут после начала тре­нинга, как нет необходимости, сделать это полностью и в пер­вый день тренинга. Руководитель тренинга должен самостоятель­но выбирать время и место внутри тренинга для работы с име­нем, но ко второму-третьему занятию он должен закончить эту работу и дальше пользоваться только поддерживающими тех­никами.

В целом работа с именем подразумевает следующие ракурсы:

введение имени;

обеспечение запоминания имени участников;

проверка запоминания имени;

нацеленная помощь тем, кто не запомнил имена участников;

поддерживающая работа на следующих этапах тренинга.

 

Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится ...»

 

Это традиционная разминка, приветствия и установление контактов с использованием этой фразы в начале.

 

Упражнение «Три имени»

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

 

Упражнение «Наши имена»

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Самоанализ»

Цель: игра на умение оценить свои качества личности, на проблемы самореализации.

 Инструкция ведущего: возьмите лист бумаги и в течение 5 минут дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:

1. Какие качества и умения помогают Вам быть предприимчивым (каким -либо другим) человеком?

2. Какие Ваши привычки и качества мешают Вам проявлять предприимчивость (что-либо еще)?

Упражнение «Без маски»

Цель: словесное выражение своих эмоциональных переживаний. Инструкция: стопка карточек с началом текста, конец должен сразу сказать испытуемый. Пpимеpы: 

особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...; 

мне очень трудно забыть, но я...;

чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...;

мне бывает стыдно, когда я...;

особенно меня pаздpажает то, что я...; 

мне особенно пpиятно, когда меня...;

знаю, что это очень трудно, но я...; 

иногда люди не понимают меня, потому то я...;

верю, что я еще...;

 

Ритуалы завершения

Упражнение «Связующая нить»

Ещё одно упражнение, используемое в окончании занятий или всего тренинга, модифицировав, можно использовать и для сплочения группы. Передавая клубок с нитками говорить: "Я благодарен тебе за то...", "Я pад знакомству с тобой..." Потом натянуть нить и помолчать.

 

Упражнение «Прогноз погоды»

Данным упражнением можно заканчивать занятие. Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю.

 

РАЗМИНКИ

Задача разминочных упражнений — подравнять функциональ­ное состояние группы, которая только что собралась вместе, вве­сти участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им по­чувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поуба­вить пыл других, начать притирку каждого члена группы к груп­пе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. С этих упражнений начинается первое занятие. Необходимое количество разминочных упражнений определяется ведущим.

Вообще разминки нужны для трех-четырех первых дней тренинга. Только после этого подростки привыкают приходить на тренинг в адекватном для него функциональном состоянии, и необходимость в разминках отпадает. Разминки могут ритуализироваться, и тогда с них начинается каждый день тренинга до самого последнего.          

Длительность разминки в каждый из первых дней тренинга определяет тренер, вряд ли она должна быть больше, чем 10 — 15 минут. Начиная с четвертого-пятого дня тренинга разминки не обязательны. Однако сами разминочные упражнения, типа пере­численных выше могут еще «всплывать» внутри тренинга для за­полнения пауз между упражнениями или для отдыха группы (например, «ритуального отдыха с мячом»).

Обычно разминки представляют собой общегрупповое — ин­дивидуальное, попарное или коллективное — простое, приемле­мое для всех, но необычное действие. В разминках всегда требует­ся немного символики, изобразительности, виртуальности.

 

«ЛОВЛЯ МОЛИ»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома разве­лось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вме­сте помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый де­монстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченно­сти всех участников в игру.

 

«КОМПЛИМЕНТЫ»

Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии, необходимом для прохода одного участника. После этого участник с конца одной шеренги с закрытыми глазами медленно идет между шеренгами и каждый из стоящих в шеренгах должен вполголоса на ухо сказать ему что-то приятное, подарить комплимент. После того, как первый участник проходит, он становится

в конце своей шеренги, шеренга сдвигается и начинает идти участник с конца второй шеренги, которому также дарят комплименты.

«БАБУШКА ИЗ БРАЗИЛИИ»

Все участники встают в круг (лицом в центр кру­га). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами

1. «У меня есть бабушка. Она живет в Бразилии» (участники повторяют фразу).

2. «У нее вот такая нога» (тренер выставляет ногу вперед и вбок). Участники повторяют сначала фразу, а затем движение.

3. «У нее вот такая рука» (рука выставляется вперед, большой палец уходит вниз). Участники вновь повторяют сначала фразу, а затем движение.

4. «И вот такая голова» (голова при этом склоняется на бок). Участники повторяют фразу и движение.

5. «И она прыгает и кричит: «Я са­мая красивая бабушка на свете» и т.д. Участники повторяют фразу и прыгают.

«МАССАЖ СПИНЫ ТЕННИСНЫМИ МЯЧАМИ»

Цель: упражнение на разрядку, выполняемое с партнером, и одновременно упражне­ние на близость и на дистанцию Материал: для каждой пары один-два мягких теннисных мяча.

Проведение: участники разбиваются на пары и массируют друг другу спину теннис­ными мячами. Тот, кому массируют спину, либо ложится на живот, либо садится вер­хом на стул, повернувшись спиной к партнеру. Мячи нужно перемещать по спине мед­ленно {лучше всего обеими руками) и при этом, по возможности, охватывать всю спи­ну. В качестве помощи участники могут представить себе, что мячиком они раскраши­вают спину партнера. Партнеры меняются через 5-15 минут — в зависимости от вы­держки и терпения. Все упражнение может сопровождаться спокойной музыкой.

«ГИМНАСТИКА»

Ведущий просит всех участников игры встать перед ним так, чтобы всем было удобно и его видно. Далее он предлагает всем повторять его действия. Начинает ведущий с простейших движе­ний — поднятия руки, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под рукомой­ником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по кар­манам и пр.

Можно выполнять и мимические действия: показывать язык, мигать, гримасничать и пр. Представляется уместным в какой-то момент передать свою роль ведущего одному из игроков, потом другому. Длительность выполнения каждого действия не должна быть чрезмерной: необходимо все время поддерживать интерес к этой гимнастике. Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования — «обязательно участвовать» — здесь быть не может.

 

Список литературы:

 

1. Афанасьев С.П. Сто отрядных дел: сборник под ред. С.П. Афанасьева, С.В. Коморина. - 2-е изд. - Кострома: Метод, центр «Вариант», 2000. – 109 с.

2. Григоренко Ю.Н. «КИПАРИС»: Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования: Учеб. пособие по орг. дет. Досуга в лагере и школе. Под ред. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - М.: Пед. о-во России, 1999. - 236 с.

3. Иванова Т.Д. Сценарии праздников в детском оздоровительном лагере для детей и взрослых: конкурс / Т.Д. Иванова. - Москва: Аркти, 2005. - 77 с.

4. Игры на каждый день с тинэйджерами: организаторам развивающего досуга / авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - 4-е изд., - Новосибирск: Сибирское университет, изд-во, 2007.-229 с.

5. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга педагога-организатора / [авт.-сост.В.И. Руденко]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 218 с.

6. Мирошниченко И.В. Вот и лето поспело. - 2-е изд. - Харьков: Фолио, 2007. - с. 221-236.

7. Организация работы психологической службы в загородном детском оздоровительном центре //Внешкольник, №7, 2002., стр. 22-23.

8. Позывные лета, /под редакцией И.В. Макаренко, Москва, ЦГЛ, 2003.

9. Предупреждение табакокурения у школьников: метод, пособие для работников образоват. учреждений / Мин. образов, и науки РФ; ред. Н.К. Смирнова. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 104 с.

10.     Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр, и спец. психологии / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Академия, 2003. - 176 с. - (Высшее образование).

11.     Социально-психологическое сопровождение детей в условиях летнего образовательного лагеря. //Внешкольник», №11, 2002, стр.22-23.

12.Шишова Т.В. В плену у «умного ящика» (о влиянии компьютерных игр на психику ребенка) / Т.В. Шишова // Народное образование. — 2002. — № 8. — С.176 — 182.

Школьная площадка: организаторам досуга детей на каникулах / авт.-сост.: А.Н. Никульников. - 2-е изд., - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. - 197с


Приложение 6

 


летнего отдыха с детьми группы-риска

«Летний лагерь – территория здоровья»

Иркутск 2010

Содержание

 

Введение...............................................................................................................................................

Глава I . Реализация программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании.............................................................................................................

1.1...................................................................................................................................................... Социально-психологические особенности детей «группы риска»...............................................................................

1.2. Методологическое содержание программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании....................................................................................................................

Глава II . Организация досуга для детей «группы риска» в период летней оздоровительной
кампании............................................................................................................................................

2.1. Особенности формирования детского коллектива в период летней оздоровительной кампании..............

2.1.1. Определение детского коллектива..................................................................................

2.1.2. Признаки детского коллектива........................................................................................

2.1.3. Этапы формирования детского коллектива....................................................................

2.1.4. Групповая динамика в детском коллективе....................................................................

2.2...................................................................................................................................................... Этапы организации досуга детей в период летней оздоровительной кампании......................................




Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.