Задачи:
1) соблюдение установленных законом прав и обязанностей лиц, заключённых под стражу, осуждённых лиц, порядок и условия их содержания;
2) выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осуждённым и заключённым со стороны работников пенитенциарной системы;
3) выявление и устранение фактов необоснованного помещения в места заключения;
4) обеспечение гуманных условий содержания;
5) совершенствование организации и повышение эффективности прокурорского надзора.
Предмет прокурорского надзора – ст. 32 ФЗ о прокуратуре.
Понятием законности охватывается:
1) законность выдворения и содержания;
2) соблюдение сроков задержания;
3) законность освобождения из мест лишения свободы.
Пределом прокурорского надзора является то, что в предмет прокурорского надзора не входит оценка судебных решений с точки зрения их законности и обоснованности.
Поднадзорные субъекты:
- места содержания, задержания (СИЗО, ИВС);
- места предварительного заключения;
- органы и учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы;
- органы и учреждения, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы;
- органы и учреждения, исполняющие принудительные меры, назначенные судом.
Полномочия прокурора закреплены в статье 33 ФЗ о прокуратуре.
Основной формой выявления и предупреждения нарушения законности является непосредственная проверка соблюдения законов, которые осуществляются прокурорами путём посещения мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений.
Проверка включает в себя:
1) ознакомление с документами, на основании которых производится арест, задержание осуждённых граждан;
2) проверку состояния режима и условий содержания этих лиц, их опрос;
3) организация личного приёма, проверка жалоб и заявлений;
4) проверка законности приказов и распоряжений, издаваемых администрацией;
5) истребование объяснений от должностных лиц по поводу допущенных нарушений закона;
6) оказание юридической помощи, медицинского, материально-бытового обеспечения.
Прокуроры в ходе проведения проверки устанавливают:
1) обоснованность применения к арестованным дисциплинарных мер воздействия, безопасности, оружия;
2) законность и своевременное освобождение лиц из-под стражи;
3) обоснованность представления осуждённых к условно-досрочному освобождению и по болезни;
4) основания перевода из одного исправительного учреждения в другое.
Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора:
Не менее 1 раза в 6 месяцев обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний. Ежемесячная проверка законности содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в СИЗО.
По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в данных учреждениях, прокуратура проводит проверку обстоятельств смерти с принятием решения по её результатам.
Ежеквартально проводятся проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных учреждениях. Прокуратура субъектов РФ не реже 1 раза в месяц проверяет СИЗО или исправительные учреждения.
Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие обобщают состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания.
Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора уделяется соблюдению администрацией учреждения требований, предусмотренных УИК и нормами МП о создании надлежащих условий отбывания наказания лицам, лишённым свободы, их материально-бытовому и медицинско-санитарному обеспечению. Обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке. Также органам прокуратуры рекомендовано практиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
Акты прокурорского реагирования наиболее распространённые – постановление, которым прокурор освобождает незаконно содержащегося в местах лишения свободы, возбуждает производство по делу об административном правонарушении в случае издания должностными лицами администрации данных учреждений незаконных правовых актов.
Представление вносится при обнаружении незаконных действий или бездействия поднадзорных объектов.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция РФ, М. 1993;
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 с изм. и доп. по сост. на 08.02.2012;
3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебных приставах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012);
4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве»;
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
6. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 21.11.2011) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
7. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 01.04.2012) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
8. Приказ Генпрокуратуры РФ от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)»;
9. Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»;
10. Указание Генпрокуратуры РФ от 25.03.1999 № 19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения»;
11. Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»;
ВОПРОСЫ:
1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением закона судебными приставами, полномочия прокурора. .
2. Прокурорский надзор за пенитенциарной системой.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 253.