В данной отрасли прокурор использует общие полномочия, предусмотренные статьёй 22 ФЗ о прокуратуре.
Помимо общих полномочий прокурор наделён специфическими полномочиями:
1) рассматривать и проверять заявления, жалобы и другие сообщения о нарушении прав и свобод личности:
а) рассмотрению подлежат обращения, поступившие не только от граждан, чьи права и свободы нарушены, но также и от других лиц и органов;
б) рассмотрение и проверку сообщений проводить только при наличии поступившей информации, содержащей точные данные о нарушении прав и свобод личности;
в) информация о нарушении может поступать как в устной, так и в письменной форме;
г) сообщения анонимного характера рассматриваются лишь в том случае, если в нём содержится информация о готовящемся либо совершённом преступлении.
2) Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.
В случае, когда в обращении содержатся данные о нарушении прав и свобод личности, выходящем за пределы прокурорского надзора, либо имеется указание на субъект, не поднадзорный органам прокуратуры, а также если пострадавший имеет возможность защитить свои права гражданско-правовым способами, этим лицам даётся разъяснение о порядке защиты их прав и свобод.
При этом следует руководствоваться следующими правилами:
а) при неподведомственности прокуратуре поставленных в обращении вопросов прокуратура обязана указать, какой орган, на основании какого закона должен разрешить требование о защите прав и свобод человека и гражданина;
б) в разъяснении пострадавшему порядка защиты его нарушенных прав и свобод прокуратура должна включить основные условия, при которых соответствующий орган обязан принять его требование и рассмотреть.
3) Прокуратура принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод личности, привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении.
4) Принятие мер по возмещению ущерба:
а) внесение представлений с изложенными требованиями о возмещении вреда;
б) предъявление исков;
в) разъяснение пострадавшим порядка требования компенсации вреда.
В соответствии с действующим законодательством в целях усиления гарантий прав и свобод граждан. Генпрокуратура РФ и уполномоченный по правам человека осуществляют следующие согласительные действия:
а) обмен информацией о нарушении прав и свобод личности;
б) генпрокуратура сообщает уполномоченному по правам человека о результатах прокурорского надзора; о мерах, принятых в защиту;
в) уполномоченный по правам человека информирует Генпрокуратуру о ставших известными ему незаконных актах органов государственной власти, нарушении прав и свобод, о рассмотрении и признании обоснованной жалобы лица.
Генеральная прокуратура РФ и уполномоченный по правам человека:
а) изучают с выездом в отдельные субъекты РФ причины массового нарушения прав и свобод личности;
б) каждое полугодие рассматривают на совместном совещании результаты по работе о защите прав и свобод личности и разрабатывают план совместных мероприятий в данной сфере;
в) вносят в органы государственной власти совместные предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод личности;
г) обращаются с совместными заявлениями в СМИ о грубых нарушениях прав и свобод личности, проводят по этим вопросам научно-практические конференции с привлечением широкой общественности.
Кроме того, подлежат направлению в Генеральную прокуратуру РФ копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в СМИ, следует информировать Генпрокуратуру о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция РФ, М. 1993;
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 с изм. и доп. по сост. на 08.02.2012;
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 09.02.2012 № 39, от 10.02.2012 № 46) ;
6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»;
7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 23.10.2009 № 341 (с изм. от 31.05.2011) «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации».
ВОПРОСЫ:
1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
ТЕМА 8: НАДЗОР ПРОКУРОРОВ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.
1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД – вид деятельности, осуществляемый прокурорскими работниками в пределах их компетенции посредством использования определённых законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.
Задачи прокурорского надзора заключаются в следующем:
1) с одной стороны в охране и защите прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий; с другой - обеспечении защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) обеспечении верховенства закона при проведении ОРМ;
3) выявлении и предупреждении случаев проведения ОРМ, не предусмотренных законом, превышающих соответствующими органами определённой законом компетенции;
4) привлечении виновных к ответственности;
5) чтобы лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности
6) чтобы никто не был подвергнут незаконному обвинению и ограничению прав и свобод;
7) в обеспечении соблюдения уголовно-процессуальной формы.
Предмет прокурорского надзора закреплён в статье 29 ФЗ о прокуратуре.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ; соблюдение установленного порядка проведения ОРМ, законность решений, принимаемых органами ОРД.
В предмет прокурорского надзора не входит:
1) сведения об организации тактики и методов осуществления ОРД;
2) сведения о лицах, внедрённых в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействия на конфиденциальной основе;
3) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при осуществлении ОРД;
4) исполнение предписаний подзаконных актов (внутриведомственных).
Поднадзорные субъекты - органы дознания, следователи СК РФ, оперативные подразделения ОИВ, наделённые федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД.
2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора:
1) проводит проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД;
2) знакомится с документами, содержащими сведениями об основаниях и порядке проведения ОРМ;
3) опротестование незаконных и необоснованных постановлений руководителей соответствующих органов;
4) выносит представления об устранении нарушений;
5) опротестование ведомственных правовых акт;
6) требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранять подчинённых им работников от дальнейшего ведения ОРМ в случае нарушения ими закона;
7) при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания.
Пределы прокурорского надзора:
1) решения судьи, принимаемые в досудебном производстве о проведении процессуальных действий, предусмотренных УПК, не входят в сферу данной отрасли прокурорского надзора;
2) прокуроры не вправе возбуждать уголовные дела и проводить предварительное расследование, осуществлять следственные действия;
3) при осуществлении прокурорского надзора прокурор не наделён полномочиями по устранению выявленных нарушений;
4) прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, отстранять следователей от дальнейшего производства предварительного расследования.
Подробно полномочия прокурора регламентированы в ст. 37 УПК РФ.
Цели:
1) способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению и своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных;
2) содействовать комплексному и активному осуществлению соответствующими органами и подразделениями всего объёма ОРМ, разрешённых законом;
3) содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция РФ, М. 1993;
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 с изм. и доп. по сост. на 08.02.2012;
3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.04.2008 № 67 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»;
4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 № 276 (ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»;
5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»;
6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»;
7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)»;
8. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
9. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».
10. Приказ Генпрокуратуры от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за организацией предварительного следствия».
ВОПРОСЫ:
1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 257.