Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представляет собой совокупность правовых средств, находящихся в распоряжении прокурора для выявления, предупреждения и пресечения нарушений закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в ч. 1 ст. 22 ФЗ о прокуратуре.

Полномочия по предупреждению и устранению нарушений закона:

1) возбуждение производства по делу об административном правонарушении;

2) в случае выявления нарушений УК РФ прокурор направляет соответствующие материалы в следственные органы или органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

3) требования о привлечении нарушителя к иным видам ответственности;

4) опротестование противоречащих закону правовых актов;

5) вносит представление об устранении нарушений закона;

6) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

7) имеет право обращаться в суды с требованием о признании нормативно-правовых актов недействующими;

8) применять меры по возмещению материального ущерба, причинённого нарушением закона;

9) Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд РФ;

10) В случае выявления пробелов и противоречий в действующем законодательстве реализует полномочия, предусмотренные ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ».

11) контролирует  фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагирует  на неисполнение требований прокурора.

При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты следует руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.

О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру РФ.

Прокурорская проверка – основное правовое средство выявления и пресечения нарушений закона и устранения обстоятельств им способствовавшим. В качестве повода для прокурорских проверок следует также рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. По результатам проверки составляется справка.

Исходя из постановленных целей и задач прокурорские проверки делятся на первичные, вторичные и контрольные.

Разновидности первичных проверок:

1)целевая - проверка исполнения законов, регулирующих однородные общественные отношения;

2) комплексная – проверка исполнения законов, проверка исполнения законов, регулирующих разнородные общественные отношения;

3) сквозные – проверка исполнения законов во всех уровнях, во всех или многих органах в данной отрасли;

4) совместные – проверки, проводимые во взаимодействии с другими органами власти и контроля;

5) одновременные – проводимые параллельно в разных органах.

Вторичные проверки – устанавливают влияние первичных проверок;

Контрольные проверки – проводятся с целью определения исполнительства и полноты ранее проведённых проверок.  

При проведении плановых, внеплановых проверок следует исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 246.