Акты прокурорского реагирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Акты прокурорского реагирования – это предусмотренные федеральным законом правовые средства реализации полномочий органов прокуратуры, используемые прокурором в соответствии со своим статусом для реализации целей и задач, стоящих перед ним при осуществлении функций прокурорского надзора.

К общим требованиям по всем актам прокурорского реагирования относят:

1)    правом реагирования одним из актов обладает прокурор или его заместитель;

2)    прокурорское реагирование в виде издания соответствующих актов должно быть правомерным и своевременным;

3)    все акты должны всесторонне и полно раскрывать правовую сущность конкретных обстоятельств и негативных последствий;

4)    все акты должны содержать конкретные предложения по восстановлению законности и привлечению виновных к ответственности;

5)    все акты должны соответствовать форме документа для каждого акта прокурорского реагирования;

6)    все акты излагаются юридически и стилистически грамотно;

7)    должны иметь предписания об обязанности реализации акта в сроки, установленные законом;

8)    все акты составляются на официальном бланке прокуратуры, содержат указания должности, классного чина лица, подписавшего акт, об адресате, дату отправления, исходящий номер и наименование документа.

При внесении актов реагирования прокурору следует оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

 В отличие от других средств прокурорского реагирования (доклад, разъяснение порядка восстановления нарушенных прав), акты прокурорского реагирования направлены на решение 2 основных задач:

1)    восстановление законности;

2)    обеспечение привлечения к ответственности виновных лиц.

Протест (ст. 23 ФЗ о прокуратуре) – официальный письменный правовой акт прокурорского реагирования, содержащий мотивированные требования прокурора или его заместителя, адресованный организации или должностному лицу об отмене, издании ими противоречащего закону правового акта. Принесение протеста по общему правилу не приостанавливает действия правового акта.

Реквизиты:

1.    наименование органа, которому адресован протест;

2.    наименование «протест»;

3.    название опротестованного акта, кем принят и когда.

4.    краткое изложение опротестованного акта или его части;

5.    приведение юридического обоснований, согласно которым данный акт признан незаконным с обязательным указанием нормы закона;

6.    требование об отмене или приведении в соответствии опротестованного акта;

7.    требования о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона;

8.    предложение рассмотреть протест и в установленный срок сообщить о его выполнении;

9.    должность, классный чин, дата направления адресату.

Представление (ст. 24 ФЗ о прокуратуре).

Представляет собой официальный письменный документ, в которой содержит обоснованные требования прокурора или его заместителя к соответствующему органу или должностному лицу об устранении нарушений закона, указания причин и условий им способствовавших, а также лиц, виновных в нарушении закона и требований о привлечении их к ответственности.

В соответствии с действующим законодательством можно выделить следующие правила, которые необходимо соблюдать при рассмотрении представления:

1)    представление подлежит безотлагательному рассмотрению;

2)    это требование прокурора о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий им способствовавших;

3)    при рассмотрении представления коллегиальным органом о дне заседания сообщают прокурору;

4)    о результатах рассмотрения и принятых мерах прокурору сообщают в письменной форме;

5)    изложенные в представлении требования прокурора являются обязательными.

Реквизиты:

1.    наименование органа, в который вносится представление;

2.    наименование «представление»;

3.    вопрос, по которому оно вносится;

4.    изложение оснований, послуживших проведению проверки и вынесению представления;

5.    изложение существа выявленных нарушений закона и их последствий;

6.    причины и условия, способствовавшие нарушению закона;

7.    требования о привлечении к ответственности виновных лиц;

8.    указывается о безотлагательном рассмотрении представления, принятии необходимых мер по устранению нарушения и сообщении об этом прокурору;

9.    должность, классный чин, подпись должностного лица, вынесшего постановление, дата.

Постановление (ст. 25 ФЗ о прокуратуре).         

Принимается прокурором, если в действиях должностного лица, нарушающего закон, содержатся признаки административного правонарушения. О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение.

Реквизиты:

1.    Наименование «постановление»;

2.    Дата и место вынесения: должностное положение лица, вынесшего постановление;

3. изложение фактов нарушения закона и обстоятельств, при которых они были допущены;

4.    обоснование вины лиц и оценка их действий;

5.    наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств;

6.    решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении;

7.    статья КоАП РФ;

8.    указание органа и должностного лица, компетентного рассмотреть вопрос об административной ответственности;

9.    указание о необходимости рассмотрения постановления в сроки, установленные КоАП РФ, и сообщения о результатах.

Предостережение о недопущении нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре).

Представляет собой средство индивидуального профилактического воздействия на должностных лиц, склонных к правонарушению, это способ разъяснения норм действующего законодательства, недопустимости их нарушения, ответственности за их неисполнение.

Реквизиты.

1)    наименование акта;

2)    место и дата вынесения;

3)    факты проведённой проверки; сведения об источнике, из которого получены сведения о готовящемся правонарушении;

4)    установление содержания противоправного деяния, его нравственная оценка, норма закона, которой оно противоречит, возможные последствия этого деяния;

5)    ФИО, должность лица, которое объявляет ПННЗ;

6)    содержание ПННЗ с указанием на правовые последствия за продолжение указанных правонарушений;

7)    должность, классный чин лица, вынесшее ПННЗ; дата.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ, М. 1993;

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ;

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 с изм. и доп. по сост. на 08.02.2012;

4. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 09.02.2012 № 39, от 10.02.2012 № 46) ;

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2007 № 155 (ред. от 23.12.2009) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления»;

7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.07.2011 № 211 (ред. от 09.02.2012) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».

8. Приказ Генпрокуратуры России от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы».

9. Алексеев А. «Общий надзор: проблемы и перспективы» // Законность 1998 г . №1.

10. Мельников А. «Плюсы и минусы общего надзора» // Законность 1999 год №6.

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением закона.

3. Акты прокурорского реагирования на нарушение Конституции РФ и законов:

3.1 Протест;

3.2 Представление;

3.3 Постановление, предостережение.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 206.