Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно Приказу Генпрокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 09.02.2012 № 39, от 10.02.2012 № 46) основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Прокурорский надзор за исполнением законов – это отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов (ст. 21 ФЗ о прокуратуре) – это, во-первых, соблюдение Конституции РФ и ФЗ ФОИВ, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.

Несоответствие правовых актов поднадзорных субъектов, определённых в статье 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» может выражаться в следующем:

1) отсутствие фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания правовых актов;

2) издание правовых актов во исполнение отменённого или утратившего силу закона;

3) несоответствие нормативных актов конституционным нормам и нормам федеральных законов;

4) произвольное толкование положений закона, обусловившее принятие противоречивого ему правового акта;

5) неправильный выбор закона, который лежит в основе решения, регламентирующего в правовом акте отношения;

6) несоблюдение процедуры, формы издания правового акта.

Надзор за законностью правовых актов, издаваемых поднадзорными субъектами, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Задачи прокуратуры при осуществлении общего надзора:

1) применение мер по устранению нарушений закона;

2) выявление причин и условий, способствующих нарушению закона;

3) выявление лиц, нарушающих закон и принятие мер по привлечению виновных к ответственности;

4) принятие мер по предупреждению нарушений закона.

В целях решения поставленных перед прокуратурой задач органам прокуратуры следует использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки; в целях обеспечения надзора за соответствием конституций, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов РФ, а также уставов муниципальных образований Конституции РФ и ФЗ следует исходить из установленного распределения полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.

Пределы полномочий прокурора:

1) прокурорский надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;

2) прокуратура при осуществлении прокурорского надзора не подменяет органы государственной власти, органы государственного управления хозяйственного контроля, не вмешивается в их хозяйственную деятельность;

3) прокуратура не вправе осуществлять проверки хозяйственной деятельности;

4) прокуратура не принимает меры по прямому устранению нарушений закона;

5) проверки исполнения законов проводятся на основании поступающих в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требований принятия соответствующих мер со стороны прокуратуры, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

6) приоритетной является защита общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 207.