Цель: Развитие слухового внимания, речевого слуха. Развитие зрительного внимания. Расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных в родительном падеже.
Ход игры: Логопед объясняет детям, что будет читать отрывок стихотворения, а они должны внимательно слушать, чтобы запомнить все названия посуды из стихотворения. Логопед читает первый отрывок и выставляет на доску картинки с изображением ножей, кастрюли и чашки. Дети рассматривают картинки, называют их и объясняют, что не хватает кофейника. Аналогично проводится работа по второму отрывку.
… И помчались по улице ножки: А за ними блюдца, блюдца -
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи! Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И кастрюля на бегу закричала утюгу: Вдоль по улице несутся -
«Я бегу, бегу, бегу, Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Удержаться не могу!» На стаканы – дзынь! – натыкаютя!
Вот и чайник за кофейником бежит, И стаканы – дзынь! – разбиваются.
Тараторит, тараторит, дребезжит… К. Чуковский.
Зрительное и слуховое внимание. Посуда. Продукты питания.
Карточка №24.
Упражнение «Обезьянка»
Цель: Развитие зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.
Ход игры: Логопед: Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.
Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.
Теперь превратимся в ложки. Встанет прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я.
Зрительное и слуховое внимание. Посуда. Продукты питания.
Карточка №25.
Упражнение «Что лишнее?»
Цель: Развитие слухового внимания, связной речи, мышления.
Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Называется кухонная и чайная посуда или продукты питания.
Колбаса, котлета, сыр
(сыр, так как молочный продукт, а колбаса и котлета - мясные)
Молоко, кефир, лимонад
(лимонад, так как остальные продукты – молочные)
Хлеб, булка, масло
(масло, так как хлеб и булка – это мучные изделия)
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания.
Карточка № 26.
Игра: «У белочки в гостях»
Цель: Развитие речевого слуха, зрительного внимания диалогической речи. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости (Употребление предлогов).
Ход игры: Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображена белочка, накрывающая на стол, а на столе раскладывает предметные картинки с изображением посуд: желтого чайника, красной чашки, синей сахарницы, белой вазы.
Логопед: Белочка ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол. (Обращается к первому ребенку) Возьми желтый чайник и поставь его на стол. Для чего нужен чайник? Ребенок: Заваривать чай. Логопед: Возьми красную чашку и поставь ее перед чайником. Для чего нужна чашка?; Возьми белую вазу и поставь ее за чайник. Зачем нужна ваза?; Возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника. Для чего нужна сахарница?- Молодцы! Вы очень хорошо помогли белочке. Она благодарит вас
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №29. Упражнение: «Объясни слова». Цель: Расширение словаря. Ход игры: Логопед рассматривает с детьми приспособления, используемые на кухне, и уточняет с детьми название этих приборов. Картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка № 30. Игра: Кто внимательнее” Цель: Активизация глагольного словаря по теме, закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочного глагола. Ход игры: Логопед говорит детям, что части слова на-, по-, вы-, перепутались между собой. Получились разные действия. Например: “Мама поливает суп в тарелку”; “Садовник наливает цветы”; и т. п. Дети проговаривают предложения с правильным действием. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка № 31. Упражнение: «Из чего сделана посуда?». Цель: Расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных. Ход игры: Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети - прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Стакан из стекла - стеклянный, нож из металла - металлический, чашка из фарфора - фарфоровая, скалка из дерева - деревянная, блюдо из глины - глиняное. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №32. Игра «Что делают? Что делали? Что сделали? Что будут делать?» Цель: Расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно изменять глаголы по временам. Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слова по образцу: Накрывали - накрыли, расставляли - расставили, мыли - вымыли, чистили - вычистили. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №33. Игра: «Водичка» Цель: Расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения. Ход игры: На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т. д. Рядом стоит емкость, наполненная водой, и миска с песком. Логопед детям демонстрирует действия и комментирует их” Я наливаю воду из чайника в чашку”; “Я выливаю воду из чашки в кастрюлю”. Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №34. Игра «Что за чем мы будем мыть?” Цель: Активизация словаря по теме, формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами. Ход игры: Логопед обращается к детям: “Ребята, представьте себе ситуацию, что в доме отключили воду. В раковине осталась немытая посуда. У вас есть только два тазика воды. Вы должны подумать, в каком порядке лучше всего мыть грязную посуду и почему? Разложить картинки в том порядке, в каком вы бы стали мыть посуду. А теперь опишите свои действия”. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №35. Упражнение «Угостим трёх медведей чаем» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Логопед раздает детям парные картинки: Чайник – чайничек, чашка – чашечка, тарелка – тарелочка и т.п. Дети рассматривают и называют картинки. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №36. Упражнение «С чем посуда?» Цель: формировать умение составлять предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных). Ход: С чем ведро, если в нем ... (вода, молоко, белье, бумага, снег...)? С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)? С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)? С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)? |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №37. Игра: «Один - много» Цель: Научить образовывать существительные единственного и множественного числа. Оборудование: мяч. Ход игры: Логопед называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: Чашка - чашки; тарелка - тарелки. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №38. Игра: «Один и два». «Сосчитай до 5». Цель: совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными – названиями игрушек. Оборудование: Логопед помещает на наборное полотно парные картинки: Одина тарелка и две тарелки, один кувшин и два кувшина, одна чашка и две чашки, и т.д. Ход: Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Логопед отдаёт картинки тем детям, которые ответили правильно. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №39. Упражнение: «Писатель» Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Ход: Ребенку предлагают изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ», «сказку», о посуде или продукте питания в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленный им по опорной схеме описание реального предмета, картинки или игрушки План рассказа: 1.Что это?. 2. К какому виду посуды относится? 3. Из каких частей состоит? 4. Какого цвета? 5. Из какого материала изготовлено? 6. Какого размера? 7. В какое время суток используют? |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №40. Упражнение: «Самый главный» Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Ход: Педагог раздает детям муляжи или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили предметы, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные и все они главные, среди них нет более или менее важных. План рассказа: 1.Что это?. 2. К какому виду посуды относится? 3. Из каких частей состоит? 4. Какого цвета? 5. Из какого материала изготовлено? 6. Какого размера? 7. В какое время суток используют? |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №41. Упражнение: «Забывчивый покупатель» Цель: Закрепить умения детей составлять описательные рассказы по образцу и данному плану Ход: Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет. |
Лексика. Грамматика. Посуда. Продукты питания. Карточка №42. Упражнение: «Загадки». Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа. Ход: Один ребенок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чем он говорит. Ребенок, который угадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ. План рассказа: План рассказа: 1.Что это?. 2. К какому виду посуды относится? 3. Из каких частей состоит? 4. Какого цвета? 5. Из какого материала изготовлено? 6. Какого размера? 7. В какое время суток используют? |
Языковой анализ и синтез. Посуда. Продукты питания Карточка №43. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. Ход: 1 вариант. Каждому ребёнку выдаётся по одной букве. Логопед называет слово. Дети строятся в шеренгу так, что бы получилось слово из букв, которые они держат 2 вариант. Логопед даёт детям карточки с буквами, не называя слова. Дети должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу. | |
Языковой анализ и синтез. Посуда. Продукты питания. Карточка №44. Игра: «Что купили». Цель: совершенствование слоговую структуру слова. Ход игры: На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды. Логопед Что вы видите на картинках? Перечислите. Дети: Вазы, тазы, бидоны. Логопед: Давайте прохлопаем эти слова: «Ва –зы», «та-зы», «би- до- ны». (Произносит слова по слогам., одновременно прохлопывая ритмический рисунок) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и прохлопывать название. | |
Языковой анализ и синтез. Посуда. Продукты питания. Карточка №45. Игра: «Помоги Незнайке». Цель: совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие связной речи. Ход игры: слоговой анализ слов – названия посуды. Составление и анализ предложений о посуде с опорой на картинки. | |
Языковой анализ и синтез. Посуда. Продукты питания. Карточка №46. Игра: «Рассыпанные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. «Печатание» слов - названий посуды Оборудование: на наборном полотне картинки с изображением Незнайки и с изображениями посуды, у каждого ребёнка разрезная азбука. Ход игры: педагог предлагает детям помочь Незнайке вспомнить название посуды и «напечатать» их. Один ребенок «печатает» слово на доске, другие – перед собой. Логопед называет буквы, дети набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребёнок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков. | |
Языковой анализ и синтез. Посуда. Продукты питания. Карточка №47. Игра «Что видел зайка». Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ. Оборудование: к доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца. Ход: логопед говорит: Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайка погулять. Где зайчишка побывал? Что зайчишка повидал? Ребёнок выходит к доске, берёт зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивает лицом к группе. Ребёнок называет предмет, на ней изображённый, и анализирует звуковой состав слова. Если анализ сделан правильно, ребёнок получает картинку. Побеждает тот, у кого есть картинки. | |
Языковой анализ и синтез. Посуда. Продукты питания. Карточка №48. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. Ход: 1 вариант. Логопед говорит: «Я буду называть слова, а вы по очереди будите передавать по телеграфу в другой город». Первое слово логопед произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, затем трёх и односложные слова. 2 вариант. Логопед говорит: «Сейчас по телеграфу я отстучу количество слогов, а вы должны подумать и сказать, какое это может быть слово». Кто называет два – три слова становится телеграфистом или получает жетон. | |
Общие речевые навыки. Животные Севера и жарких стран. Карточка №1.
Игра: «Проговаривание предложений»
Цель: Преодоление твердой атаки гласных. Ход: Детям предлагается повторить предложения. Около обезьяны огромный орех. Около удава уселся удод. И др.
| |
Общие речевые навыки. Животные Севера и жарких стран. Карточка №2. Дата: 2018-11-18, просмотров: 658. |