Для оценки эффективности коммерческой деятельности ОАО «Гастроном Дивный» рассмотрим динамику финансовых показателей, показателей деловой активности, а также показатели степени удовлетворения спроса. Соответствующие результаты расчетов представлены в таблицах 22, 23, 24, 25.
Таблица 30 ― Динамика показателей рентабельности за 2015-2016 гг.
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | Отклоне-ние, (+/-) |
Рентабельность оборота, % | 2,18 | 2,28 | 0,11 |
Рентабельность расходов на реализацию, % | 22,25 | 23,83 | 1,58 |
Рентабельность реализуемой продукции, % | 22,25 | 23,83 | 1,58 |
Рентабельность продаж, % | 2,18 | 2,29 | 0,11 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Показатели рентабельности деятельности организации как в 2015, так и в 2016 году имеют положительные значения, что связано с получением организацией прибыли как по текущей, так и по инвестиционной и финансовой деятельности.
Положительная рентабельность свидетельствует о прибыльности организации. Положительная рентабельность в данном случае показывает, что единовременные текущие затраты ниже, чем доходы, то есть в конечном счете прибыль.
Таблица 31 ― Показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости в 2015-2016 гг.
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | Откло-нение (+/-) | Нормативное значение коэффициента |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,23 | 1,30 | +0,07 | Kтекл>=1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,14 | 0,16 | +0,02 | Кабсл>=0,2 |
Коэффициент капитализации | 0,015 | 0,01 | -0,005 | Ккап<=1,0 |
Коэффициент финансовой независимости (автономии) | 0,41 | 0,46 | -0,05 | Кфн>=0,4 - 0,6 |
Коэффициент темпов роста производительности труда к темпам роста заработной платы | 1,09 | 1,03 | -0,06 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,19 | 0,23 | 0,04 | K>=0,1 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,57 | 0,59 | 0,02 | К<= 0,85 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Коэффициент текущей ликвидности как в 2015, так и в 2016 году выше нормативного значения и с каждым годом повышается. Такие значения данного показателя являются свидетельством того, что у организации достаточно оборотных средств для своевременного покрытия текущих обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности немного ниже нормативного значения и это значит, что организация обладает достаточной платежеспособностью.
Коэффициент капитализации находится в пределах нормы, то есть менее единице как в 2015, так и в 2016 году, что показывает долю собственного капитала организации в ее активах.
Коэффициент финансовой независимости (автономии) в обоих периодах имеет значение, близкое к предельному показателю. В данном случае он означает, что организация может погасить долги за счет собственных средств.
Положительное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в обоих периодах показывает наличие у организации собственного оборотного капитала, что означает формирование суммы оборотных средств за счет как заемных источников, так и собственного капитала.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами за оба периода имеет приемлемое значение в установленных пределах, что показывает способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Таблица 32 ― Показатели деловой активности в 2015-2016 гг.
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение (+/-) |
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов | 3,99 | 4,11 | +0,12 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | 5,3 | 5,65 | +0,35 |
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов | 9,62 | 11,22 | +1,6 |
Фондоотдача по основным средствам | 16,24 | 15,08 | -1,16 |
Фондоотдача по оборотным средствам | 23,99 | 22,56 | -1,43 |
Выручка на одного работника в действующих ценах, тыс р./чел. | 141,7 | 164,1 | 22,4 |
Розничный товарооборот на 1м.кв торговой площади, тыс.руб. | 7,9 | 8,7 | 0,8 |
Оптовый товарооборот на 1м.кв. площади склада, тыс.руб. | 3,9 | 4,2 | 0,3 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов, рассчитанный как отношение товарооборота в розничных ценах к среднегодовой стоимости совокупных активов, в 2016 году на 0,12 больше, чем в 2015 году.
Выручка в 2016 и 2015 года соответственно составил 130437 тыс. руб. и 111152 тыс. руб. В результате деления данного показателя на среднегодовую сумму оборотных средств и среднегодовую сумму товарных запасов получили в ходе расчетов коэффициенты соответственно оборачиваемости оборотных активов и оборачиваемости товарных запасов. Повышение оборачиваемости совокупных активов, оборотных средств и товарных запасов означает, что ресурсы организации в 2016 году управляются более эффективно, чем в 2015 году, что приводит к увеличению объемов сбыта.
Снизились в 2016 году также показатели фондоотдачи как по основным, так и по оборотным фондам, соответственно на 1,16 и 1,43, что свидетельствует о снижении успешности их использования.
Выручка на одного работника, а также на 1 кв. м. торговой площади в 2016 году по сравнению с 2015 годом как в действующих, так и в сопоставимых ценах повысилась.
Для объективной оценки результатов работы организации рассчитаем обобщающий интегральный показатель эффективности коммерческой деятельности, представленный в таблице 26.
Таблица 33 ― Расчет обобщающего коэффициента эффективности коммерческой деятельности
Показатели | Алгоритм расчета | 2015 г. | 2016 г. | Отклоне-ние, (+/-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Чистая прибыль, тыс. руб. | 1911 | 2237 | +326 | |
2. Собственный капитал 2.1. на начало года, тыс. руб. | 12385 | 15268 | 2883 | |
2.2. на конец года, тыс. руб. | 11498 | 14461 | 2963 | |
3. Рентабельность собственного капитала | стр.1/((стр.2.1+ стр.2.2)/2) | 0,16 | 0,15 | -0,01 |
4. Выручка, тыс. руб. | 111152 | 130437 | 19285 | |
5. Товарные запасы 5.1. на начало года, тыс. руб. | 10594 | 10686 | 92 | |
5.2. на конец года, тыс. руб. | 10003 | 10040 | 37 | |
6. Коэффициент товарооборачиваемости | стр.4/((стр.5.1+ стр.5.2)/2) | 10,79 | 12,59 | +1,8 |
7. Обобщающий показатель эффективности | 1,31 | 1,37 | +0,06 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Учитывая, что прибыль организации в обоих периодах имеет положительные значения, то есть имеет место прибыль, рентабельность собственного капитала имеет также положительные значения, что говорит об эффективном распоряжении собственными активами.
Коэффициент товарооборачиваемости в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,8, что отражает увеличение количества оборотных средств, вложенных в товары.
Обобщающий показатель эффективности равен 1,31 и 1,37 в 2015 и 2016 годах соответственно, что показывает насколько эффективно используются ресурсы организации.
В целом из приведенных данных следует, что организация как в 2015, так и в 2016 году работает эффективно. Об этом свидетельствует положительные показатели рентабельности, а также увеличение большинства показателей в отчетном году по сравнению с прошлым.
С целью улучшения имеющейся ситуации организации требуется провести ряд мероприятий, изложенных в таблице 27.
Таблица 34 ― План мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности
Направления коммерческой работы | Мероприятия | Ответственные исполнители |
Управление ассортиментом | -закупка новых видов продукции. -поиск новых экспортоориентированных продуктов. -обновление и расширение ассортимента. -ужесточение требований качества закупаемой продукции. -соответствие продукции европейским и международным требованиям. | Начальник отдела маркетинга. Начальник отдела маркетинга. Начальник управления ВЭД, Зам. директора по коммерческим вопросам. Начальник отдела маркетинга. Начальник отдела контроля качества |
Рекламно-информационная деятельность | -организация информационного продвижения в СМИ. -формирование лояльности к имиджу предприятия и качеству продукции путем публикаций и размещения максимального спектра информационных материалов. -разработка и продвижение фирменного стиля и символики организации. | Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, Начальник отдела маркетинга. |
Увеличение объёмов продаж | -расширение рынков сбыта -диверсификация экспортных поставок прочих товаров -участие в выставках и ярмарках -расширение сети фирменной торговли | Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, Начальник управления ВЭД, Начальник отдела маркетинга. |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Перечисленные в данной таблице мероприятия позволят организации привлечь большее количество покупателей, повысить спрос на реализуемые товары, и, следовательно, увеличить объем товарооборота, а также улучшить финансовые показатели состояния ООО «Торговый дом «Молодечно»«.
9 Индивидуальное задание: Анализ рынков сбыта и направления совершенствования деятельности ООО «Торговый дом «Молодечно»«
Основной задачей продовольственного рынка является обеспечение постоянного гарантированного доступа населения к необходимому количеству продовольствия для поддержания высокого качества жизни. Однако конъюнктура данного рынка зависит от ряда таких факторов, как уровень дохода потребителей и их социальной структурой, количество и размер игроков розничного и оптового рынков, динамики потребительских предпочтений, структуры импортных поставок. Ввиду этого, для рынка продуктов питания характерны более высокий уровень конкуренции, а динамика его развития оказывает существенное влияние на объем и структуру потребления продовольственных товаров конечными потребителями.
ООО «Торговый дом «Молодечно»« является одним из признанных лидеров продовольственного рынка в области оптовой торговли. Имеющийся кадровый потенциал и материально-техническая база в городах Брест, Кобрин, Барановичи и Пинск позволяет территориально охватить все районы области, обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, а филиалы в городах Минск, Гомель и Могилёв позволили расширить зону деятельности Общества и увеличить объёмы продаж.
В 2016 году отгрузка товаров в адрес оптовых покупателей Обществом осуществлялась во все области республики, о чем свидетельствуют данные таблицы 35
Таблица 35-Объемы отгрузок ООО «Торговый дом «Молодечно»« по областям в 2015-2016 гг., тыс. руб.
Область | 2015 г. | 2016 г. | Темпы роста, % |
Брестская область | 59270,0 | 57173,0 | 96,5 |
Гомельская область | 6440,0 | 8036,0 | 124,8 |
Гродненская область | 3940,0 | 4254,0 | 108,0 |
Минская область | 15850,0 | 24226,0 | 152,9 |
Могилевская область | 5200,0 | 6609,0 | 127,1 |
Витебская область | 5580,0 | 4982,0 | 89,3 |
Итого | 96280,0 | 105280,0 | 109,3 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Постоянное наличие в продаже широкого ассортимента товаров и оперативность в обслуживании стимулируют предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в работе с ООО «Торговый дом «Молодечно»« во всех регионах страны, однако основным рынком сбыта по прежнему остается Брест и Брестская область 54,3%. Следует отметить наметившуюся тенденцию снижения удельного веса Брестского региона в связи с особенностями географического расположения торговых объектов ритейлеров.
Однако, за последние годы в регионах продолжает усиливаться конкуренция со стороны таких товаропроизводителей, как ОАО «Минский завод игристых вин», СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», КПУП ВКК «Витьба», ОАО «ГТФ Нёман» и др., имеющих отделы прямых продаж. На данный момент только в Брестском регионе их функционирует более 23. По сравнению с 2015 годом количество отделов прямых продаж сократилось за счёт закрытия отделов прямых продаж всех ликёроводочных заводов, в связи с созданием холдинга и передачи ему прав на реализацию произведенной заводами продукции. Фактически образовавшийся холдинг лишил возможности общество выстраивать гибкую политику продаж по водке и ликёроводочным изделиям отечественного производителя. Причём розничным торговым предприятиям товар через отделы реализуется не на аналогичных условиях, что и Обществу, используется система скидок, позволяющая при выборке определённых объёмов, предоставлять скидки до 10%. Например в 2016 году предоставлялась скидка: ОАО «Минский завод игристых вин» в размере 5%; ОАО «ГТФ Нёман» в основном в размере 2%; Иностранным унитарным предприятием "Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани" в размере 2% и т.д. С 2015 года кардинально изменилась схема товародвижения алкогольных напитков не в пользу общества. Отмена предоставления производителями оптовых скидок, предоставление скидок с цены при отгрузке в розницу напрямую сделали не конкурентными поставки в розничные торговые предприятия через оптовое звено.
Кроме того, несмотря на действующие нормы Закона о торговле, крупные ритейлеры продолжают вести достаточно агрессивную политику по отношению к производителям, вынуждая их производить прямые отгрузки через распределительные центры. При этом за счёт больших объёмов отгрузки получают скидки дающие возможность формировать розничные цены несоизмеримые с параллельным рынком (так называемые «маячки»). Зачастую отпускная цена для Общества с учётом НДС выше розничной цены на полках у ритейлеров (например: на протяжении 2016 года масло подсолнечное продавалось по розничным ценам на 33% ниже, чем отпускная цена на масло аналогичной емкости Гомельского жирового комбината; шоколад Спартак 48 гр в декабре 2016 года в отдельных сетях продавался по розничной цене на 22% ниже, чем отпускная цена производителя, действующая для общества; килька Балтийская Белорусская в томатном соусе 230гр на 3,6% ниже отпускной и многое другое).
Немаловажным аспектом в конкурентной борьбе в части снижения объёмов отгрузок является и включение с 2014 года крупных ритейлеров, являющихся покупателями общества (ИП «БелВиллесден», ООО «Евроторг», ООО «Табак Инвест») в Перечень юридических лиц – победителей конкурса на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции. С начала 2015 года в связи с изменением норм нетарифного регулирования по категории рыбные консервы значительно увеличилось число импортёров, оказывающих существенное влияние на объёмы продаж ОАО. Практически все крупные ритейлеры в 2016 году обеспечивали ввоз данной категории в объёмах собственной потребности.
В 2015 году серьёзным конкурентом на рынке табачных изделий, составляющих четверть в обороте общества, наметилась компания УП «Табак», осуществляющая установку табачных киосков по всей территории республики. На территории Брестского региона к концу 2016 года их было уже установлено 129 штук. В 2017 году их прогнозируется установить около 28 штук (желаемое количество УП «Табак» не менее 700 штук). В установленных объектах реализация табачных изделий, в частности продукции ОАО «ГТФ Нёман», производилась на 4-4,5% дешевле конкурентной среды. Соответственно у клиентов общества, получающих табачные изделия, прогнозируется снижение продаж и как следствие уменьшение отгрузок по данной категории.
Активно конкурирует с Обществом в регионе ОАО «Продтовары», в т.ч. по импортируемым алкогольным напиткам; с 2016 года оптовыми поставками активно начало заниматься ООО «Торговый Дом Альвин», импортирующее широкий спектр продовольственных товаров; ООО «БелАгроЛиния» с 2016 года активно реализует сахар, произведённый предприятиями республики, на коммерческих условиях, являющихся для общества экономически нецелесообразными. ООО «Евроопт» в 2016 году открыты отделы оптовых продаж, ориентированных на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса, не только в областных центрах, но и в городах районного значения, что существенно оказывает влияние на объёмы отгрузок по обществу. В зоне обслуживания филиала №1 г.Барановичи конкуренцию составляет Гродненская база УП «Бакалея» и ОАО «Белбакалея», открывшая в 2015 году свой филиал. В зоне работы филиала №2 в г.Пинске с 2016 года конкурентом по оптовым поставкам (особенно сахара) является ТПФ «Марина».
Из-за несовершенства норм действующего законодательства, регулирующего процедуры госзакупок, отдельные участники допускают не корректное поведение в части демпинга цен, направленного на завоевание рынка любой ценой. В итоге добросовестные участники сделки «выдавливаются» из числа потенциальных поставщиков. В связи с чем, ломаются выстроенные ранее схемы товароснабжения и на рынок проникают случайные компании «однодневки» не способные обеспечивать стабильность поставок. Присутствующая нервозность в данном вопросе негативно отражается и на объёмах отгрузки.
Значительное влияние на объёмы отгрузки (до 30%) оказывает низкая платёжеспособность клиентов ОАО: из-за наличия просроченной задолженности перед Обществом и кредитной политики ОАО товар им не отпускается и они закупают его у конкурентов, используя при этом элемент шантажа.
В начале 2016 года рост курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю повлёк за собой значительный рост отпускных цен по импортируемым товарам и как следствие снижение активности на рынке сбыта. С учётом всех экономических факторов в 2017 году существенных изменений в данном вопросе не прогнозируется.
Таким образом, в 2016 году ООО «Торговый дом «Молодечно»« осуществляла свою деятельность в условиях жёсткой конкуренции с другими поставщиками продовольственных товаров. Наращивание объёмов оптового товарооборота, сохранение долгосрочных партнёрских отношений и привлечение новых покупателей базируется на высоком качестве обслуживания клиентов, предложении своим клиентам и партнёрам торговых условий, являющихся оптимальной основой для развития совместного бизнеса.
На сегодняшний день основными конкурентными преимуществами
ООО «Торговый дом «Молодечно»« являются:
- ассортиментный ряд, соответствующий рыночному спросу.
В ассортиментном портфеле Общества представлено более 4300 SKU отечественных поставщиков и более 600 – импортируемых Обществом;
- возможность консолидации заявок по различному ассортименту в адрес одного клиента;
- территориальная приближенность к клиентам в целях сокращения расходов по транспортной логистике;
- налаженная логистическая система, оснащение специализированной техникой по погрузке разгрузке транспорта, удобные подъездные пути;
- возможность сотрудничества под СТМ клиента;
- функционирование магазинов складов, отвечающих интересам малого бизнеса;
- применение различных форм оплаты за полученные товары (наличный, безналичный);
-короткий срок выполнения заявок, оперативность поставок товаров и оформления сопутствующих документов;
-реализация товаров без применения оптовой надбавки по ценам изготовителей;
- специальные предложения, ежемесячные акции и скидки в зависимости от объёмов полученного товара и условий его оплаты;
- возможность предложения покупателям совместного проведения акционных мероприятий;
- обеспечение реализации исключительного права государства на импорт алкогольных напитков;
- обеспечение исключительного права государства на осуществление оптовой торговли семенами мака;
- эксклюзивная дистрибуция алкогольных напитков известных торговых марок: «Jim Beam»; «KILBEGGAN»; «LAPHROAIG»; «CANADIAN CLUB»; «Maker's Mark»; «Teacher's»; «Bowmore»; «Auchentoshan»; «Connemara», Sauza»; «Larios»; «CAMUS» (коньяки, вина); вин виноградных поставленных из ЮАР, Аргентины, Чили; масел растительных (виноградного, арахисового, кукурузного, рисового и пр.);
- гибкость при определении договорных условий сотрудничества;
- мгновенная реакция на любые претензионные вопросы;
- гарантия высокого качества продукта и сопровождение товаров документами удостоверяющими качество и безопасность товара в рамках действующего законодательства РБ до окончания продаж;
- дополнительные инвестиции, направляемые на стимулирование объёмов продаж импортируемого обществом товаров, размещение брендированного оборудования в торговых объектах.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 646.