Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Торговый дом «Молодечно»«
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для оценки эффективности коммерческой деятельности ОАО «Гастроном Дивный» рассмотрим динамику финансовых показателей, показателей деловой активности, а также показатели степени удовлетворения спроса. Соответствующие результаты расчетов представлены в таблицах 22, 23, 24, 25.

Таблица 30 ― Динамика показателей рентабельности за 2015-2016 гг.

Показатели 2015 г. 2016 г. Отклоне-ние, (+/-)
Рентабельность оборота, % 2,18 2,28 0,11
Рентабельность расходов на реализацию, % 22,25 23,83 1,58
Рентабельность реализуемой продукции, %        22,25 23,83 1,58
Рентабельность продаж, % 2,18 2,29 0,11

Примечание ― Источник: собственная разработка.

Показатели рентабельности деятельности организации как в 2015, так и в 2016 году имеют положительные значения, что связано с получением организацией прибыли как по текущей, так и по инвестиционной и финансовой деятельности.

Положительная рентабельность свидетельствует о прибыльности организации. Положительная рентабельность в данном случае показывает, что единовременные текущие затраты ниже, чем доходы, то есть в конечном счете прибыль.

Таблица 31 ― Показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости в 2015-2016 гг.

Показатели 2015 г. 2016 г. Откло-нение (+/-) Нормативное значение коэффициента
Коэффициент текущей ликвидности 1,23 1,30 +0,07 Kтекл>=1
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,14 0,16 +0,02 Кабсл>=0,2   
Коэффициент капитализации 0,015 0,01 -0,005 Ккап<=1,0    
Коэффициент финансовой независимости (автономии) 0,41 0,46 -0,05 Кфн>=0,4 - 0,6
Коэффициент темпов роста производительности труда к темпам роста заработной платы 1,09 1,03 -0,06  
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,19 0,23 0,04 K>=0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами 0,57 0,59 0,02 К<= 0,85

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Коэффициент текущей ликвидности как в 2015, так и в 2016 году выше нормативного значения и с каждым годом повышается. Такие значения данного показателя являются свидетельством того, что у организации достаточно оборотных средств для своевременного покрытия текущих обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности немного ниже нормативного значения и это значит, что организация обладает достаточной платежеспособностью.

Коэффициент капитализации находится в пределах нормы, то есть менее единице как в 2015, так и в 2016 году, что показывает долю собственного капитала организации в ее активах.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) в обоих периодах имеет значение, близкое к предельному показателю. В данном случае он означает, что организация может погасить долги за счет собственных средств.

Положительное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в обоих периодах показывает наличие у организации собственного оборотного капитала, что означает формирование суммы оборотных средств за счет как заемных источников, так и собственного капитала.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами за оба периода имеет приемлемое значение в установленных пределах, что показывает способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

 

Таблица 32 ― Показатели деловой активности в 2015-2016 гг.

Показатели 2015 г. 2016 г. Отклонение (+/-)
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов 3,99 4,11 +0,12
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 5,3 5,65 +0,35
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов 9,62 11,22 +1,6
Фондоотдача по основным средствам 16,24 15,08 -1,16
Фондоотдача по оборотным средствам 23,99 22,56 -1,43
Выручка на одного работника в действующих ценах, тыс р./чел. 141,7 164,1 22,4
Розничный товарооборот на 1м.кв торговой площади, тыс.руб. 7,9 8,7 0,8
Оптовый товарооборот на 1м.кв. площади склада, тыс.руб. 3,9 4,2 0,3

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Коэффициент оборачиваемости совокупных активов, рассчитанный как отношение товарооборота в розничных ценах к среднегодовой стоимости совокупных активов, в 2016 году на 0,12 больше, чем в 2015 году.

Выручка в 2016 и 2015 года соответственно составил 130437 тыс. руб. и 111152 тыс. руб. В результате деления данного показателя на среднегодовую сумму оборотных средств и среднегодовую сумму товарных запасов получили в ходе расчетов коэффициенты соответственно оборачиваемости оборотных активов и оборачиваемости товарных запасов. Повышение оборачиваемости совокупных активов, оборотных средств и товарных запасов означает, что ресурсы организации в 2016 году управляются более эффективно, чем в 2015 году, что приводит к увеличению объемов сбыта.

Снизились в 2016 году также показатели фондоотдачи как по основным, так и по оборотным фондам, соответственно на 1,16 и 1,43, что свидетельствует о снижении успешности их использования. 

Выручка на одного работника, а также на 1 кв. м. торговой площади в 2016 году по сравнению с 2015 годом как в действующих, так и в сопоставимых ценах повысилась.

Для объективной оценки результатов работы организации рассчитаем обобщающий интегральный показатель эффективности коммерческой деятельности, представленный в таблице 26.

 

Таблица 33 ― Расчет обобщающего коэффициента эффективности коммерческой деятельности

Показатели Алгоритм расчета 2015 г. 2016 г. Отклоне-ние, (+/-)
1 2 3 4 5
1. Чистая прибыль, тыс. руб.   1911 2237 +326
2. Собственный капитал 2.1. на начало года, тыс. руб.   12385 15268 2883
2.2. на конец года, тыс. руб.   11498 14461 2963
3. Рентабельность собственного капитала стр.1/((стр.2.1+ стр.2.2)/2) 0,16 0,15 -0,01
4. Выручка, тыс. руб.   111152 130437 19285
5. Товарные запасы 5.1. на начало года, тыс. руб.   10594 10686 92
5.2. на конец года, тыс. руб.   10003 10040 37
6. Коэффициент товарооборачиваемости стр.4/((стр.5.1+ стр.5.2)/2) 10,79 12,59 +1,8
7. Обобщающий показатель эффективности 1,31 1,37 +0,06

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Учитывая, что прибыль организации в обоих периодах имеет положительные значения, то есть имеет место прибыль, рентабельность собственного капитала имеет также положительные значения, что говорит об эффективном распоряжении собственными активами.

Коэффициент товарооборачиваемости в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,8, что отражает увеличение количества оборотных средств, вложенных в товары.

Обобщающий показатель эффективности равен 1,31 и 1,37 в 2015 и 2016 годах соответственно, что показывает насколько эффективно используются ресурсы организации.

В целом из приведенных данных следует, что организация как в 2015, так и в 2016 году работает эффективно. Об этом свидетельствует положительные показатели рентабельности, а также увеличение большинства показателей в отчетном году по сравнению с прошлым.

С целью улучшения имеющейся ситуации организации требуется провести ряд мероприятий, изложенных в таблице 27.

 

Таблица 34 ― План мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности

Направления коммерческой работы Мероприятия Ответственные исполнители
  Управление ассортиментом -закупка новых видов продукции. -поиск новых экспортоориентированных продуктов. -обновление и расширение ассортимента. -ужесточение требований качества закупаемой продукции. -соответствие продукции европейским и международным требованиям. Начальник отдела маркетинга. Начальник отдела маркетинга. Начальник управления ВЭД, Зам. директора по коммерческим вопросам. Начальник отдела маркетинга. Начальник отдела контроля качества  
  Рекламно-информационная деятельность -организация информационного продвижения в СМИ. -формирование лояльности к имиджу предприятия и качеству продукции путем публикаций и размещения максимального спектра информационных материалов. -разработка и продвижение фирменного стиля и символики организации. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, Начальник отдела маркетинга.
  Увеличение объёмов продаж -расширение рынков сбыта -диверсификация экспортных поставок прочих товаров -участие в выставках и ярмарках -расширение сети фирменной торговли Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, Начальник управления ВЭД, Начальник отдела маркетинга.    

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Перечисленные в данной таблице мероприятия позволят организации привлечь большее количество покупателей, повысить спрос на реализуемые товары, и, следовательно, увеличить объем товарооборота, а также улучшить финансовые показатели состояния ООО «Торговый дом «Молодечно»«.


 

9 Индивидуальное задание: Анализ рынков сбыта и направления совершенствования деятельности ООО «Торговый дом «Молодечно»«

 

Основной задачей продовольственного рынка является обеспечение постоянного гарантированного доступа населения к необходимому количеству продовольствия для поддержания высокого качества жизни. Однако конъюнктура данного рынка зависит от ряда таких факторов, как уровень дохода потребителей и их социальной структурой, количество и размер игроков розничного и оптового рынков, динамики потребительских предпочтений, структуры импортных поставок. Ввиду этого, для рынка продуктов питания характерны более высокий уровень конкуренции, а динамика его развития оказывает существенное влияние на объем и структуру потребления продовольственных товаров конечными потребителями.

ООО «Торговый дом «Молодечно»« является одним из признанных лидеров продовольственного рынка в области оптовой торговли. Имеющийся кадровый потенциал и материально-техническая база в городах Брест, Кобрин, Барановичи и Пинск позволяет территориально охватить все районы области, обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, а филиалы в городах Минск, Гомель и Могилёв позволили расширить зону деятельности Общества и увеличить объёмы продаж.

В 2016 году отгрузка товаров в адрес оптовых покупателей Обществом осуществлялась во все области республики, о чем свидетельствуют данные таблицы 35


Таблица 35-Объемы отгрузок ООО «Торговый дом «Молодечно»« по областям в 2015-2016 гг., тыс. руб.

Область 2015 г. 2016 г. Темпы роста, %
Брестская область 59270,0 57173,0           96,5
Гомельская область 6440,0 8036,0         124,8
Гродненская область 3940,0 4254,0         108,0
Минская область 15850,0 24226,0         152,9
Могилевская область 5200,0 6609,0         127,1
Витебская область 5580,0 4982,0           89,3
Итого 96280,0  105280,0         109,3

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Постоянное наличие в продаже широкого ассортимента товаров и оперативность в обслуживании стимулируют предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в работе с ООО «Торговый дом «Молодечно»« во всех регионах страны, однако основным рынком сбыта по прежнему остается Брест и Брестская область 54,3%. Следует отметить наметившуюся тенденцию снижения удельного веса Брестского региона в связи с особенностями географического расположения торговых объектов ритейлеров. 

Однако, за последние годы в регионах продолжает усиливаться конкуренция со стороны таких товаропроизводителей, как ОАО «Минский завод игристых вин», СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», КПУП ВКК «Витьба», ОАО «ГТФ Нёман» и др., имеющих отделы прямых продаж. На данный момент только в Брестском регионе их функционирует более 23. По сравнению с 2015 годом количество отделов прямых продаж сократилось за счёт закрытия отделов прямых продаж всех ликёроводочных заводов, в связи с созданием холдинга и передачи ему прав на реализацию произведенной заводами продукции. Фактически образовавшийся холдинг лишил возможности общество выстраивать гибкую политику продаж по водке и ликёроводочным изделиям отечественного производителя. Причём розничным торговым предприятиям товар через отделы реализуется не на аналогичных условиях, что и Обществу, используется система скидок, позволяющая при выборке определённых объёмов, предоставлять скидки до 10%. Например в 2016 году предоставлялась скидка: ОАО «Минский завод игристых вин» в размере 5%; ОАО «ГТФ Нёман» в основном в размере 2%; Иностранным унитарным предприятием "Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани" в размере 2% и т.д. С 2015 года кардинально изменилась схема товародвижения алкогольных напитков не в пользу общества. Отмена предоставления производителями оптовых скидок, предоставление скидок с цены при отгрузке в розницу напрямую сделали не конкурентными поставки в розничные торговые предприятия через оптовое звено.

Кроме того, несмотря на действующие нормы Закона о торговле, крупные ритейлеры продолжают вести достаточно агрессивную политику по отношению к производителям, вынуждая их производить прямые отгрузки через распределительные центры. При этом за счёт больших объёмов отгрузки получают скидки дающие возможность формировать розничные цены несоизмеримые с параллельным рынком (так называемые «маячки»). Зачастую отпускная цена для Общества с учётом НДС выше розничной цены на полках у ритейлеров (например: на протяжении 2016 года масло подсолнечное продавалось по розничным ценам на 33% ниже, чем отпускная цена на масло аналогичной емкости Гомельского жирового комбината; шоколад Спартак 48 гр в декабре 2016 года в отдельных сетях продавался по розничной цене на 22% ниже, чем отпускная цена производителя, действующая для общества; килька Балтийская Белорусская в томатном соусе 230гр на 3,6% ниже отпускной и многое другое).

Немаловажным аспектом в конкурентной борьбе в части снижения объёмов отгрузок является и включение с 2014 года крупных ритейлеров, являющихся покупателями общества (ИП «БелВиллесден», ООО «Евроторг», ООО «Табак Инвест») в Перечень юридических лиц – победителей конкурса на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции. С начала 2015 года в связи с изменением норм нетарифного регулирования по категории рыбные консервы значительно увеличилось число импортёров, оказывающих существенное влияние на объёмы продаж ОАО. Практически все крупные ритейлеры в 2016 году обеспечивали ввоз данной категории в объёмах собственной потребности.

В 2015 году серьёзным конкурентом на рынке табачных изделий, составляющих четверть в обороте общества, наметилась компания УП «Табак», осуществляющая установку табачных киосков по всей территории республики. На территории Брестского региона к концу 2016 года их было уже установлено 129 штук. В 2017 году их прогнозируется установить около 28 штук (желаемое количество УП «Табак» не менее 700 штук). В установленных объектах реализация табачных изделий, в частности продукции ОАО «ГТФ Нёман», производилась на 4-4,5% дешевле конкурентной среды. Соответственно у клиентов общества, получающих табачные изделия, прогнозируется снижение продаж и как следствие уменьшение отгрузок по данной категории.

Активно конкурирует с Обществом в регионе ОАО «Продтовары», в т.ч. по импортируемым алкогольным напиткам; с 2016 года оптовыми поставками активно начало заниматься ООО «Торговый Дом Альвин», импортирующее широкий спектр продовольственных товаров; ООО «БелАгроЛиния» с 2016 года активно реализует сахар, произведённый предприятиями республики, на коммерческих условиях, являющихся для общества экономически нецелесообразными. ООО «Евроопт» в 2016 году открыты отделы оптовых продаж, ориентированных на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса, не только в областных центрах, но и в городах районного значения, что существенно оказывает влияние на объёмы отгрузок по обществу. В зоне обслуживания филиала №1 г.Барановичи конкуренцию составляет Гродненская база УП «Бакалея» и ОАО «Белбакалея», открывшая в 2015 году свой филиал. В зоне работы филиала №2 в г.Пинске с 2016 года конкурентом по оптовым поставкам (особенно сахара) является ТПФ «Марина».

Из-за несовершенства норм действующего законодательства, регулирующего процедуры госзакупок, отдельные участники допускают не корректное поведение в части демпинга цен, направленного на завоевание рынка любой ценой. В итоге добросовестные участники сделки «выдавливаются» из числа потенциальных поставщиков. В связи с чем, ломаются выстроенные ранее схемы товароснабжения и на рынок проникают случайные компании «однодневки» не способные обеспечивать стабильность поставок. Присутствующая нервозность в данном вопросе негативно отражается и на объёмах отгрузки.

Значительное влияние на объёмы отгрузки (до 30%) оказывает низкая платёжеспособность клиентов ОАО: из-за наличия просроченной задолженности перед Обществом и кредитной политики ОАО товар им не отпускается и они закупают его у конкурентов, используя при этом элемент шантажа.

В начале 2016 года рост курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю повлёк за собой значительный рост отпускных цен по импортируемым товарам и как следствие снижение активности на рынке сбыта. С учётом всех экономических факторов в 2017 году существенных изменений в данном вопросе не прогнозируется.

Таким образом, в 2016 году ООО «Торговый дом «Молодечно»« осуществляла свою деятельность в условиях жёсткой конкуренции с другими поставщиками продовольственных товаров. Наращивание объёмов оптового товарооборота, сохранение долгосрочных партнёрских отношений и привлечение новых покупателей базируется на высоком качестве обслуживания клиентов, предложении своим клиентам и партнёрам торговых условий, являющихся оптимальной основой для развития совместного бизнеса.

На сегодняшний день основными конкурентными преимуществами
ООО «Торговый дом «Молодечно»« являются:

- ассортиментный ряд, соответствующий рыночному спросу.
В ассортиментном портфеле Общества представлено более 4300 SKU отечественных поставщиков и более 600 – импортируемых Обществом; 

- возможность консолидации заявок по различному ассортименту в адрес одного клиента;

- территориальная приближенность к клиентам в целях сокращения расходов по транспортной логистике;

- налаженная логистическая система, оснащение специализированной техникой по погрузке разгрузке транспорта, удобные подъездные пути;

- возможность сотрудничества под СТМ клиента;

- функционирование магазинов складов, отвечающих интересам малого бизнеса;

- применение различных форм оплаты за полученные товары (наличный, безналичный);

 -короткий срок выполнения заявок, оперативность поставок товаров и оформления сопутствующих документов;

-реализация товаров без применения оптовой надбавки по ценам изготовителей;

- специальные предложения, ежемесячные акции и скидки в зависимости от объёмов полученного товара и условий его оплаты;

- возможность предложения покупателям совместного проведения акционных мероприятий;

- обеспечение реализации исключительного права государства на импорт алкогольных напитков;

- обеспечение исключительного права государства на осуществление оптовой торговли семенами мака;

- эксклюзивная дистрибуция алкогольных напитков известных торговых марок: «Jim Beam»; «KILBEGGAN»; «LAPHROAIG»; «CANADIAN CLUB»; «Maker's Mark»; «Teacher's»; «Bowmore»; «Auchentoshan»; «Connemara», Sauza»; «Larios»; «CAMUS» (коньяки, вина); вин виноградных поставленных из ЮАР, Аргентины, Чили; масел растительных (виноградного, арахисового, кукурузного, рисового и пр.);

- гибкость при определении договорных условий сотрудничества;

- мгновенная реакция на любые претензионные вопросы;

- гарантия высокого качества продукта и сопровождение товаров документами удостоверяющими качество и безопасность товара в рамках действующего законодательства РБ до окончания продаж;

- дополнительные инвестиции, направляемые на стимулирование объёмов продаж импортируемого обществом товаров, размещение брендированного оборудования в торговых объектах.



Дата: 2018-09-13, просмотров: 646.