Коммерческая деятельность по закупкам товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве поставщиков товаров для ООО «Торговый дом «Молодечно»»  выбраны те белорусские предприятия, которые в течение долгого времени работают на рынке. С большинством из них существуют давние взаимовыгодные связи и налажена планомерная работа (таблица 14).

Таблица 14-Основные поставщики Общества и их удельных вес в общем объёме поставок отечественных товаров в 2015-2016 г.

Поставщик

Уд. вес в общем объёме поставок
в 2015г, %

Уд. вес в общем объёме поставок в 2016 г, %

ОАО «Жабинковский сахарный завод»

16,1

21,0

ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман»

15,5

8,9

ООО «Табак-Инвест»

9,9

7,5

ООО «Красный Пищевик»

5,2

5,3

ОАО «Птицефабрика «Дружба»

3,9

4,5

СП ОАО «Спартак»

3,3

4,0

Ф-л «Боримак» УП Борисовский КХП ОАО «Минскоблхлебопродукт» 

2,7

  3,5

СОАО «Коммунарка»

2,4

3,0

ОАО «Городейский сахарный комбинат»

3,1

2,7

ИУП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани»

2,8

2,6

Примечание – Источник: собственная разработка

Тренд роста доли сахара в товарообороте предприятия продолжился и в 2016 году. На 30% выросла доля поставок ОАО «Жабинковский сахарный завод» в общем объеме поставок отечественных товаров. Ввиду этого снизились объемы поставок ОАО «Городейский сахарный комбинат».

Выросли доли поставок основных производителей кондитерских изделий. Однако движущим фактором здесь являлся преимущественно рост цен. 

Положительную динамику имеют поставки птицы производства
ОАО «Птицефабрика «Дружба». Данную динамику обеспечили рост отгрузок филиалами г.Пинска и г.Барановичи. Причинными роста послужили дефицит птицы у других отечественных производителей в летний период и выигрыш крупного тендера на поставку птицы Солигорскому отделу образования.

Значительно сократились объемы поставок табачных изделий. Основными причинами являлись постоянная (ОАО «ГТФ Неман») либо периодическая (ООО «Табак-Инвест») недопоставка востребованного ассортимента, развитие собственной розничной сети (ОАО «ГТФ Неман»), изменение условий работы фабрики с розницей.

Необходимо отметить отсутствие в десятке основных поставщиков предприятий отечественных производителей алкогольных напитков. Политика холдинга «Минск Кристалл Групп» по отказу от оптового звена в дистрибуции собственной продукции (отсутствие оптовой скидки и единая цена для всех категорий клиентов) продолжает тенденцию снижения доли отечественных алкогольных напитков в товарообороте Общества.

В 2016 году продолжило давать плоды плотное сотрудничество с филиалом «Боримак» УП Борисовский КХП ОАО «Минскоблхлебопродукт». Рост объемов поставок макаронных изделий данного производителя составил 120,7%, что обеспечило стабильное получение скидки в размере 12% в течение года.

Общее снижение покупательской активности и краткосрочные перерывы поставок на ОАО «Продтовары» негативно повлияли на объемы поставок ОАО «Красный пищевик» в рамках эксклюзивного сотрудничества. В результате объемы поставок упали с 968,7 т в 2015г до 820,5 в 2016г.



Таблица 15 – Основные условия договоров поставки с покупателями

Покупатель Цель приобретения Порядок поставки Условия оплаты Санкции за нарушение сроков оплаты Санкции за нарушение сроков поставки
Розничная организация Розничная торговля Поставка товара производится путем самовывоза транспортом Покупателя или автомобильным транспортом Поставщика.   Передача товара Поставщиком Покупателю производится после полной оплаты партии товара, в ассортименте, имеющемся на складе Поставщика на момент отгрузки и согласованном между сторонами. Форма расчета — платежное поручение Покупателя в размере 100% предоплаты согласно выставленной счет-фактуры. Отсутствуют Отсутствуют

 

Продолжение таблицы 15

Розничная организация Розничная торговля Поставка товара производится путем самовывоза транспортом Покупателя или автомобильным транспортом Поставщика   Отгрузка товара в количестве до 900 коробов производится в течение пяти рабочих дней, свыше 900 коробов производится в течение десяти рабочих дней с момента согласования заявки. Оплата товара производится платежными поручениями Покупателя в течение календарных дней после отгрузки товара.   Покупатель уплачивает Поставщику пеню в размере 0,1% от своевременно неоплаченной суммы за каждый календарный день просрочки   При неоднократном (два и более раза) допущении Покупателем просрочки срока оплаты от одного до пяти дней или единичной просрочки оплаты свыше пяти дней, Поставщик имеет право в одностороннем порядке в случае возникновения таких фактов в течение года, предварительно известив об этом Покупателя, неоднократно изменить срок оплаты, , а именно уменьшить его от 1 до 5 календарных дней либо перевести Покупателя на другую форму расчетов – предоплату. Поставщик уплачивает Покупателю пеню в размере 0,1% от стоимости своевременно неотгруженного товара за каждый календарный день просрочки
Розничная организация Розничная торговля Поставка товара производится путем самовывоза транспортом Покупателя или автомобильным транспортом Поставщика Оплата товара производится платежными поручениями Покупатель уплачивает Поставщику пеню в размере 0,1% от своевременно неоплаченной суммы за каждый календарный день Поставщик уплачивает Покупателю пеню в размере 0,1% от стоимости своевременн

Окончание таблицы 15

    Отгрузка товара в количестве до 900 коробов производится в течение пяти рабочих дней, свыше 900 коробов производится в течение десяти рабочих дней с момента согласования заявки. покупателя в течение календарных дней после отгрузки товара.   Поставщик предоставляет Покупателю лимит товарного кредита, сумма которого составляет белорусских рублей. просрочки   При неоднократном (два и более раза) допущении Покупателем просрочки срока оплаты от одного до пяти дней или единичной просрочки оплаты свыше пяти дней, Поставщик имеет право в одностороннем порядке в случае возникновения таких фактов в течение года, предварительно известив об этом Покупателя, неоднократно изменить срок оплаты, предусмотренный п. 3.3. настоящего договора, а именно уменьшить его от 1 до 5 календарных дней либо перевести Покупателя на другую форму расчетов – предоплату о неотгруженного товара за каждый календарный день просрочки

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4].

 

Таблица 16-Удельный вес в оптовом товарообороте в 2016 г. и динамика отгрузок к уровню 2015 года по основным покупателям ООО «Торговый дом «Молодечно»»

                          Покупатели

Удельный вес, %

Темп роста отгрузок к 2015г в действ. ценах, %

РУП «БЕЛПОЧТА», г.Минск         

10,4

     102,5

Окончание таблицы 16

ООО «ЕВРОТОРГ»     

2,4

     104,0

Сеть универсамов «Рублевские»

2,2

     465,8

ТУП «ПинскБакалея»

2,0

     117,4

ИООО «Белмаркеткомпани» (сеть магазинов)

2,0

     161,9

Филиал ООО «Табак-Инвест» (сеть магазинов)

1,8

     122,5

ОДО «Виталюр»

1,77

     244,5

ИООО «МартИнФуд» (сеть магазинов)

1,4

       87,1

ОАО «Берестейский пекарь»

1,0

     102,7

ООО «Торговый дом «Радуга-свет»

0,92

     210,7

Сеть магазинов «Алми»

0,91

       92,3

КУПТП «Комбинат общественного питания», г.Брест

0,86

     116,9

 РУП «БЕЛОРУСНЕФТЬ-БРЕСТОБЛНЕФТЕПРОДУКТ»

0,76

     101,0

ТУП «Санта Ритейл» (сеть магазинов)

0,67

       62,5

ОАО «Птицефабрика «Дружба»

0,6

       74,9

ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат», г.Береза

0,57

     120,4

ООО «Ресттрэйд»

0,53

     133,5

ООО «Золотой Зубр»

0,51

       96,6

 ОАО «Березовский сыродельный комбинат», г.Береза

0,47

       81,2

ОАО «Кобрин-Сервис»

0,36

     124,9

Примечание – Источник: собственная разработка

ТОП-20 покупателей, дающих более 32% оборота Обществу, составляют 0,75% всей клиентской базы.

Произошли изменения и в объёмах отгрузки крупным покупателям: так за 2014 год наибольшая сумма отгрузки в адрес одного покупателя составляла 4830 тыс. руб., по итогам 2015 года – 10770,0 тыс. руб., по итогам 2016 года 11036,0 тыс. руб.

По всем из ТОП-20 покупателей произошёл рост объёмов продаж в действующих ценах, за исключением: сети магазинов ООО «Золотой Зубр», ИООО «МартИннФуд», сети магазинов «Алми», ТУП «Санта Ритейл», ОАО «Березовский сыродельный комбинат» г.Береза по которым допущено снижение объёмов отгрузок на 25,1%, 3,4%, 12,9%, 7,7%, 37,5% и 18,8% соответственно. Снижение объёмов отгрузок по ООО «Золотой Зубр»,
ОАО «Березовский сыродельный комбинат», г.Береза произошло по причине сокращения торговой сети в данных предприятиях за счёт закрытия не рентабельных торговых объектов. Снижение отгрузок по сети магазинов
ТУП «Санта Ритейл» обусловлено на 70% снижением отгрузок по табачным изделиям на 263,7 тыс.руб. Основной причиной снижения по табачным изделиям явилось стечение ряда обстоятельств, поставивших Общество в неравные конкурентные условия с другими поставщиками табачных изделий, изменение сбытовой политики предприятия производителя, поставившее Общество в неравные конкурентные условия.

Снижение отгрузок по сети магазинов «Алми» и ИООО «МартИннФуд» явилось следствием ухудшения платёжной дисциплины. Длительные задержки оплаты за поставленный товар приводили к периодической остановке отгрузок, сужению согласованных ассортиментных матриц.

В 2016 году значительно улучшена работа с республиканскими торговыми сетями: так по сети универсамов «Рублевские» рост отгрузок составил 465,8% к уровню предыдущего года, ОДО «Виталюр» - 244,5%, ООО «Торговый дом «Радуга-свет» - 210,7%, ИООО «Белмаркеткомпани» -161,9%,
ООО «Реcттрэйд» - 133,5% и др. Рост обеспечен за счёт проведения гибкой политики по отношению к покупателям, а также обеспечения коммуникаций с персоналом сетей по отработке ассортиментных матриц, по обеспечению участия в акционных мероприятиях проводимых сетями и т.д.

Наряду с развитием партнёрского сотрудничества с розничными предприятиями активно развивается сотрудничество и с предприятиями оптовой торговли. Так в 2016 году таким предприятиям было отгружено товаров на сумму 4922,3 тыс.руб., что в 2,2 раза больше чем в 2015 году.

Кроме традиционного сегмента рынка ООО «Торговый дом «Молодечно»» в 2016 году продолжила развитие продаж в сегменте HoReCa, куда было отгружено товаров на сумму около 5 млн. руб., рост к 2015 году – 151,3 % в действующих ценах.

По различным процедурам закупки в 2016 году отгружено товаров на сумму 6,1 млн. руб., рост в действующих ценах по сравнению с 2015 годом составил 108 %.

Удельный вес в оптовом товарообороте отгрузок в сегменте HoReCa и по процедурам закупок составил в 2016 году 10,4 % (в 2015 г - 9,3%).

 




Таблица 17-Объемы отгрузок ООО «Торговый дом «Молодечно»« по областям в 2015-2016 гг., тыс. руб.

Область 2015 г. 2016 г. Темпы роста, %
Брестская область 59270,0 57173,0           96,5
Гомельская область 6440,0 8036,0         124,8
Гродненская область 3940,0 4254,0         108,0
Минская область 15850,0 24226,0         152,9
Могилевская область 5200,0 6609,0         127,1
Витебская область 5580,0 4982,0           89,3
Итого 96280,0  105280,0         109,3

Примечание – Источник: собственная разработка

Постоянное наличие в продаже широкого ассортимента товаров и оперативность в обслуживании стимулируют предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в работе с ООО «Торговый дом «Молодечно»» во всех регионах страны, однако основным рынком сбыта по прежнему остается Брест и Брестская область 54,3%. Следует отметить наметившуюся тенденцию снижения удельного веса Брестского региона в связи с особенностями географического расположения торговых объектов ритейлеров. 

Однако, за последние годы в регионах продолжает усиливаться конкуренция со стороны таких товаропроизводителей, как ОАО «Минский завод игристых вин», СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», КПУП ВКК «Витьба», ОАО «ГТФ Нёман» и др., имеющих отделы прямых продаж. На данный момент только в Брестском регионе их функционирует более 23. По сравнению с 2015 годом количество отделов прямых продаж сократилось за счёт закрытия отделов прямых продаж всех ликёроводочных заводов, в связи с созданием холдинга и передачи ему прав на реализацию произведенной заводами продукции. Фактически образовавшийся холдинг лишил возможности общество выстраивать гибкую политику продаж по водке и ликёроводочным изделиям отечественного производителя. Причём розничным торговым предприятиям товар через отделы реализуется не на аналогичных условиях, что и Обществу, используется система скидок, позволяющая при выборке определённых объёмов, предоставлять скидки до 10%. Например в 2016 году предоставлялась скидка: ОАО «Минский завод игристых вин» в размере 5%; ОАО «ГТФ Нёман» в основном в размере 2%; Иностранным унитарным предприятием "Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани" в размере 2% и т.д. С 2015 года кардинально изменилась схема товародвижения алкогольных напитков не в пользу общества. Отмена предоставления производителями оптовых скидок, предоставление скидок с цены при отгрузке в розницу напрямую сделали не конкурентными поставки в розничные торговые предприятия через оптовое звено.

Таблица 18 - Оценка поставщиков сахара

Критерии выбора

Ранг

(Рi)

К весомости

(Квi=

Рi / ∑Рi)

ОАО «Городейский сахарный комбинат»

ОАО «Жабинковский сахарный завод»

Оценка(Оi), баллы Взвеш. оценка (Оi×Квi) Оценка(Оi), баллы Взвеш. оценка (Оi×Квi)
1 2 3 4 5 6 7
Широта ассортимента 9 0,16 7 1,12 9 1,44
Цена 6 0,12 8 0,96 8 0,96
Качество 10 0,18 9 1,62 9 1,62
Упаковка 4 0,07 7 0,49 9 0,63
Удаленность поставщика 3 0,05 5 0,25 5 0,25
Условия оплаты 5 0,09 7 0,63 7 0,63
Престиж и известность торговой марки 8 0,14 8 1,12 9 1,26
Помощь в стимулирова-нии продаж 1 0,02 2 0,04 4 0,08

Окончание таблицы 18

Надежность 7 0,13 7 0,91 7 0,91
Наличие дополнитель-ных услуг 2 0,04 4 0,16 6 0,24
Итого 55 1 - 7,3 - 8,02

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Исходя из полученных данных в качестве лучшего поставщика сахара выбран ОАО «Жабинковский сахарный завод», получивший взвешенную оценку 8,02, большую, чем ОАО «Городейский сахарный комбинат».

ОАО «Жабинковский сахарный завод» превосходит ОАО «Городейский сахарный комбинат» по таким наиболее важным критериям, как широта ассортимента, престиж и известность торговой марки. В то же время одинаковые оценки были получены по таким важным критериям, как цена и качество, а также надежность.

Следует отметить, что наиболее низкие оценки получил такой критерий, как помощь в стимулировании продаж, у обоих поставщиков.

Отношения ООО «Торговый дом «Молодечно»» с другими предприятиями, организациями во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основании договоров. Организация свободна в выборе предмета договора, определении обязательств, условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

 


 


Дата: 2018-09-13, просмотров: 512.