В ходе прохождения практики был изучен ассортимент реализуемых товаров, представленный в таблице 19.
Таблица 19 ― Ассортимент продукции ООО «Торговый дом «Молодечно»«
Наименование | Количество видов |
МЯСО И ПТИЦА | 55 |
МЯСО ПТИЦЫ | 35 |
СУБПРОДУКТЫ | 9 |
МЯСНЫЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ | 11 |
РЫБА И МОРЕПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ | 29 |
РЫБА ПИЩЕВАЯ | 18 |
МОРЕПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ | 6 |
ПРОЧИЕ РЫБН.ТОВАРЫ | 5 |
СЕЛЬДИ | 2 |
СЕЛЬДЬ МОРОЖЕНАЯ | 1 |
СЕЛЬДЬ ПРЯН.ПОСОЛА И МАРИН. | 1 |
МАСЛО ЖИВОТНОЕ | 4 |
МАСЛО СЛИВОЧНОЕ | 4 |
МАСЛО РАСТИТЕЛЬНОЕ | 38 |
МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ | 14 |
МАСЛО КУКУРУЗНОЕ | 1 |
МАСЛО ОЛИВКОВОЕ | 9 |
МАСЛО РАПСОВОЕ | 1 |
МАСЛО РАСТИТ. | 6 |
МАСЛО ЛЬНЯНОЕ | 4 |
МАСЛО ГОРЧИЧНОЕ | 1 |
МАСЛО РИСОВОЕ | 1 |
МАСЛО АРАХИСОВОЕ | 1 |
МАРГАРИНОВАЯ ПРОДУКЦИЯ | 28 |
МАРГАРИН | 11 |
МАЙОНЕЗНАЯ ПРОДУКЦИЯ | 17 |
МОЛОКО И МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ | 34 |
КОНСЕРВЫ МОЛОЧНЫЕ | 13 |
СУХИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ | 2 |
СУХИЕ МОЛОЧНЫЕ СМЕСИ Д/П | 19 |
СЫР | 9 |
СЫР СЫЧУЖНЫЙ | 2 |
СЫР ПЛАВЛЕНЫЙ | 7 |
КОНСЕРВЫ МЯСНЫЕ И МЯСОРАСТИТ. | 43 |
КОНС.ИЗ МЯСА И МЯСОПРОД.ЖИВОТН | 28 |
КОНС.ИЗ МЯСА ПТИЦЫ | 2 |
КОНСЕРВЫ МЯСОРАСТИТЕЛЬНЫЕ | 3 |
КОНСЕРВЫ МЯСОРАСТИТ.Д/П | 2 |
КОНСЕРВЫ МЯСНЫЕ Д/П | 8 |
Продолжение таблицы 19
КОНСЕРВЫ РЫБНЫЕ | 32 |
КОНС.РЫБНЫЕ НАТ.И С ДОБ.МАСЛА | 12 |
КОНС.РЫБНЫЕ В МАСЛЕ | 3 |
КОНС.РЫБНЫЕ В ТОМ.СОУСЕ | 3 |
КОНС.ПАШТЕТЫ РЫБНЫЕ | 1 |
ПРЕСЕРВЫ ИЗ РЫБЫ И МОРЕПР. ПЛ/ | 12 |
КОНС.ИЗ ПРОЧИХ МОРЕПРОДУКТОВ | 1 |
КОНСЕРВЫ ОВОЩНЫЕ |
127
20
13
14
10
30
24
3
4
8
1
156
84
72
3
3
25
9
6
1
8
1
613
377
234
2
17
16
1
101
28
20
7
5
16
24
1
16
11
5
29
Продолжение таблицы 19
МУКА ПШЕНИЧНАЯ | 27 |
МУКА РЖАНАЯ | 2 |
ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ | 25 |
БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ | 2 |
СУХАРИ,ГРЕНКИ,ХЛЕБЦЫ | 23 |
КРУПА И БОБОВЫЕ |
116
50
12
29
7
16
2
30
25
5
28
21
5
2
2
2
34
20
14
127
73
10
8
4
4
24
4
214
149
9
14
42
102
101
1
140
107
33
189
25
10
5
3
Продолжение таблицы 19
ДРОЖЖИ | 4 |
КРАХМАЛ | 3 |
СОДА ПИЩЕВАЯ | 3 |
ЖЕЛАТИН | 1 |
УКСУС | 12 |
САХАР ВАНИЛЬНЫЙ,ВАНИЛИН | 3 |
ГОРЧИЦА,ХРЕН,СОУСЫ В АСС. | 6 |
ЛИМОННАЯ КИСЛОТА | 2 |
ПИЩЕКОНЦЕНТРАТЫ ПРОЧИЕ | 2 |
БУЛЬОНЫ И БУЛЬОННЫЕ КУБИКИ | 5 |
СПЕЦИИ И ПРЯНОСТИ | 65 |
МАК ПИЩЕВОЙ | 5 |
КУЛИНАРН.ИЗД.И ПОЛУФАБР.ПРОЧИЕ | 7 |
КОРМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ | 19 |
ПИЩ.ПРОД.ИЗ МУКИ,КРУПЫ,МОЛОКА | 6 |
ПРОЧИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕНН.ТОВАРЫ | 3 |
ЧУЛОЧНО-НОСОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ | 26 |
ЧУЛ-НОСОЧ.ИЗД.ВЗРОСЛЫЕ | 26 |
МЫЛО ТУАЛЕТНОЕ | 37 |
ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСК.ТОВАРЫ | 96 |
СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ | 19 |
СРЕДСТВА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ | 9 |
СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ | 28 |
РАЗНЫЕ КОСМЕТ.И ГИГИЕН.СРЕДСТВ | 30 |
СРЕДСТВА ДЛЯ БРИТЬЯ И ПОСЛЕ БРИТЬЯ | 10 |
ГАЛАНТЕРЕЯ | 89 |
ГАЛАНТ.ИЗ ПЛАСТМ.,ПОЛИЭТИЛЕНА | 89 |
ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ |
119
114
5
2
2
4
4
2
2
12
12
52
39
6
7
18
18
8
8
9
9
Окончание таблицы 19
ИГРУШКИ | 1 |
ИГРУШКИ ПРОЧИЕ | 1 |
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ | 25 |
ХОЗ,ИЗД. ИЗ ПЛАСТМАССЫ И ХЛОРВИНИЛОВЫХ СМОЛ | 20 |
ПРЕДМЕТЫ ДОМ.ОБИХОДА МЕТАЛЛИЧ. | 3 |
РЕЗИНОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ | 1 |
ПОСУДА СТЕКЛЯННАЯ | 1 |
ТОВАРЫ БЫТОВОЙ ХИМИИ | 52 |
СРЕДСТВО ПО УХОД.ЗА ПР.ДОМ.ОБ. | 37 |
ТОВАРЫ БЫТ.ХИМ.В АЭРОЗОЛЬ.УП | 10 |
СРЕД.ПО УХОДУ ЗА БЕЛЬЕМ И ОДЕЖ | 5 |
ПРОЧИЕ НЕПРОДОВОЛЬСТВ.ТОВАРЫ | 89 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
ООО «Торговый дом «Молодечно»» имеет достаточно широкий ассортимент товаров, который составляет 47 товарных групп, которые подразделяются на более мелкие группы, число которых составляет 148, а общее число товаров 3072. Такая широта ассортимента позволяет удовлетворить потребности любого покупателя в кротчайшие сроки. Определяющим фактором ассортиментной политики, в соответствии с проводимой государством политикой, является продвижение на рынок товаров белорусского производства. Доля отечественных товаров в валовом товарообороте Общества в 2016 году составила 79,8%, в оптовом товарообороте – 79,7%, в розничном – 80,0%. Дальнейшее улучшение условий работы с отечественными производителями, в особенности из перечня пятидесяти крупнейших, является стратегической задачей коммерческого отдела.
Таблица 20 - Показатели ассортимента в 2016 г.
Наименования и условные обозначения свойств и показателей ассортимента | Расчет | Значение |
1 | 2 | 3 |
Широта ассортимента: - действительная (Шд) - базовая, по данным ассортиментного перечня (Шб) Коэффициент широты (Кш) | 2920 3072 Кш = Шд/Шб= =2920/3072=0,95 | 0,95 |
Полнота: по товарной группе (ВОДКА И ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЕ ИЗД.) - действительная (Пд), - базовая (Пб) Коэффициент полноты (Кп) | 115 127 Кп = Пд/Пб= =115/12=0,90 | 0,90 |
Окончание таблицы 20
Новизна: Н – количество новых товаров Коэффициент новизны | 128 Кн = Н/Шд= =128/3072=0,04 | 0,04 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
С целью расчета широты ассортимента была рассчитана базовая широта, по данным ассортиментного перечня, составляющая всего 3072 разновидностей реализуемых товаров. Действительная широта ассортимента во время прохождения практики составила 2920 разновидности реализуемых товаров. Коэффициент широты ассортимента близок к единице и составил 0,95, что говорит о том, что ассортимент достаточно широкий.
Полнота ассортимента рассчитывалась по товарной группе водка и ликероводочные изделия. Базовая полнота ассортимента безалкогольных напитков согласно ассортиментному перечню равна 127 разновидностей изделий. Действительная полнота ассортимента составила 115 разновидностей. Коэффициент полноты ассортимента также близок к единице и составил 0,90.
В 2016 году количество новых товаров составило 128, коэффициент новизны равен 0,04, что отражает незначительную степень внедрения в ассортимент новых товаров и хорошо налаженные связи со старыми поставщиками, так как условия поставки товаров постоянно пересматриваются в лучшую сторону для Общества.
С целью определения степени обновляемости ассортимента был проведен соответствующий анализ, охватывающий девять товаров. Результаты анализа представлены в таблице 21.
Таблица 21 ― Степень обновляемости ассортимента в ООО «Торговый дом «Молодечно»» в 2016 г.
Наименование товара | Количество разновидностей, ед. | Степень обновляемости, % | |
всего | в т.ч. новых | ||
ВОДКА | 73 | 2 | 2,74 |
ЛИКЕРЫ | 10 | 1 | 10 |
НАСТОЙКИ | 8 | 1 | 12,5 |
БАЛЬЗАМЫ | 4 | 1 | 25 |
РОМ | 4 | 1 | 25 |
ВИСКИ | 24 | 2 | 8,33 |
ТЕКИЛА | 4 | 1 | 25 |
ВИНО ВИНОГРАДНОЕ | 149 | 7 | 4,69 |
ШАМПАНСКОЕ,ВИНА ИГРИСТЫЕ | 14 | 1 | 7,14 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
В ходе прохождения практики была проведена оценка эффективности использования товарных запасов, результаты оценки представлены в таблице 22.
Таблица 22 ― Эффективность использования товарных запасов в 2015-2016 гг.
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | Откло-нение (+/-) | Темп изменения, % |
Товарооборот в действующих ценах, тыс.руб. | 127925 | 139615 | 11690 | 109,13 |
Средние товарные запасы за период, тыс.руб. | 7676 | 9774 | 2098 | 1.27 |
Время обращения товарных запасов, дней | 24 | 28 | 4 | 116,67 |
Прибыль (убыток) от реализации, тыс.руб. | 2928 | 3285 | 357 | 112,19 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Для оценки ассортимента и разработки рекомендаций по его оптимизации был использован метод АВС-анализа, результат которого представлен в таблице 23.
Таблица 23 ― АВС - анализ ассортимента по доле группы товаров в товарообороте
Товарные группы | Товарооборот 2015 г. | Доля в обороте с накопительным итогом, % | Группа | Детализация на подгруппы | |
тыс.руб. | уд. вес, % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сахар | 7047 | 21,2 | 21,2 | А | А |
Алкогольные напитки | 6749 | 20,3 | 41,5 | А | |
Табачные изделия | 6040 | 18,1 | 59,6 | А | |
Кондитерские изделия | 4064 | 12,2 | 71,8 | А | |
Макаронные изделия | 2759 | 8,3 | 80,1 | В | В |
Консервы рыбные | 1603 | 4,8 | 84,9 | В | |
Крупа и бобовые | 1491 | 4,5 | 89,4 | В | |
Безалкогольные напитки | 1081 | 3,2 | 92,6 | В | |
Мясо птицы | 858 | 2,6 | 95,2 | С | С |
Консервы овощные | 858 | 2,6 | 97,8 | С | |
Яйца | 522 | 1,5 | 99,3 | С | |
Консервы фруктово-ягодные | 224 | 0,7 | 100,0 | С | |
Итого | 33296 | 100 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Для проведения АВС-анализа были выбраны основные товарные группы, которые внесли наибольший вклад в объем полученного товарооборота, исключая непродовольственные товары, а также другие продовольственные товары.
Исходя из данной таблицы следует, что самыми важными товарными группами, входящими в группу А, приносящими максимальные продажи, являются сахар, алкогольные напитки, табачные и кондитерские изделия.
Хорошие стабильные продажи обеспечивают товары, входящие в группу В, а именно макаронные изделия, консервы рыбные, крупа и бобовые, безалкогольные напитки.
Наименьшие продажи и малый вклад в прибыль организации имеет группа С, а именно мясо птицы, консервы овощные, яйца, консервы фруктово-ягодные. Сюда же можно отнести и другие продовольственные товары, а также непродовольственные товары, реализуемые ООО «Торговый дом «Молодечно»». К данной группе следует отнестись более внимательно и при принятии решения об оптимизации ассортимента изменять и улучшать требуется именно ее.
С целью классификации товаров по трем группам на основе изменчивости либо устойчивости спроса на них воспользуется XYZ-анализом, результаты которого представлены в таблице 24.
Таблица 24 ― XYZ - анализ ассортимента
Товарная группа | 2015 | 2016 | Коэффицент вариации, V | Группа |
Сахар | 9408 | 7047 | 14,3 | Y |
Алкогольные напитки | 2190 | 1603 | 15,5 | Y |
Табачные изделия | 316 | 224 | 17,0 | Y |
Кондитерские изделия | 8024 | 6040 | 14,1 | Y |
Макаронные изделия | 712 | 522 | 15,4 | Y |
Консервы рыбные | 5458 | 4064 | 14,6 | Y |
Крупа и бобовые | 3776 | 2759 | 15,6 | Y |
Безалкогольные напитки | 1996 | 1491 | 14,5 | Y |
Мясо птицы | 1164 | 858 | 15,1 | Y |
Консервы овощные | 8983 | 6749 | 14,2 | Y |
Яйца | 1485 | 1081 | 15,7 | Y |
Консервы фруктово-ягодные | 1114 | 858 | 13,0 | Y |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
коэффициент вариации рассчитан по двум рядам данных, а именно за 2015-2016 гг. В результате XYZ-анализа полученные коэффициенты вариации характерны для группы Y (коэффициент вариации от 10 % до 25 %), что означает изменчивые объемы продаж по каждой товарной группе.
Если анализировать непродовольственные товары, то они относятся к группе X, коэффициент вариации составил 7,6 %, что означает наличие наиболее устойчивых объемов продаж.
В связи с полученными результатами проведение совмещения АВС- и XYZ-анализа нецелесообразно.
Из полученных результатов следует, что все рассчитанные показатели ассортимента находятся в пределах нормы, а некоторые имеют также высокие значения. Следовательно ассортиментная политика организации выстроена правильно и она позволяет обеспечить рост оптового товарооборота.
Рост оптового оборота будет достигнут за счёт:
- укрепления и дальнейшего развития клиентской базы, охвата всех районов республики, использования в работе опыта передовых отечественных и зарубежных компаний ;
- углубления сотрудничества с крупными розничными сетями («Корона», «Алми», «Гиппо», «Рублёвский», «BIGZZ», «Виталюр», «ГРИНрозница», «Белмаркеткомпани», ИООО «МартИннФуд», ТУП «Санта Ритейл» и др.), охвата всех розничных предприятий сетей, тестирования импортируемой продукции в торговых сетях, расширения поставляемого им ассортимента товаров и за счёт этого увеличения товарооборота;
- развития сотрудничества с новыми клиентами базы:
ЗАО «ПросторТрейд», сети магазинов «Домашний»,
ОАО «Витебскмясомолпром», ТУП «Глубокский колос», ИООО «Лукойл Белоруссия», отработки стратегии продаж и ассортиментных матриц по торговым объектам, использование возможностей продаж через акционные мероприятия, выстраивания логистики;
- организации работы мерчендайзеров в Минском и Брестском регионах с целью обеспечения контроля за соблюдением прописанных ассортиментных матриц, планограмм, наличием товаров на полках и своевременному пополнению товарных запасов на полочном пространстве;
- организации работы специалистов по продажам в Гродненском и Витебском регионах с целью обеспечения коммуникаций с клиентами на местах и сбора заявок для пополнения товарных запасов в объектах, решения вопросов по взысканию дебиторской задолженности;
- введения в штатное расписание и приёма на работу второго специалиста по работе с ключевыми клиентами отдела оптовых продаж с целью обеспечения более качественного уровня коммуникаций с категорийными менеджерами крупных розничных сетей и обеспечения роста отгрузок;
- расширения ассортиментного портфеля за счёт импортированных базой: кофе натурального; томат пасты; специй; орехов и сухофруктов;
- участия в различных процедурах закупки для организации поставки сырья для предприятий производителей, в том числе используя порядок встречных поставок, дальнейшее углубление сотрудничества с бюджетными организациями, участия в государственных закупках через систему тендеров и электронных аукционов и увеличения за счёт этого продаж товаров;
- перехода на использование возможностей клиентами формирования заявок самостоятельно с сайта общества и передача их в электронном варианте;
- ежемесячных предложений покупателям товаров для проведения акций как отечественных, так и импортируемых Обществом, активного использования инструментов маркетинга по продвижению как отдельных акционных предложений либо товарных позиций, так и предприятия в целом;
- развития сотрудничества с крупными торговыми сетями под
СТМ клиента;
- решения вопросов с ОАО «Спартак», СООО «Первая шоколадная компания», КПУП ВКК «Витьба», ОАО «Минский маргариновый завод» о передаче функций отделов продаж в регионах (дилерских прав) Обществу;
- увеличения отгрузки товаров в розничную сеть поставщиков в счёт взаиморасчётов;
- достижения в сопоставимых ценах уровня отгрузок 2016 года по сети универсамов «Алми», сети магазинов «Санта», ИООО «МартИннФуд»,
ОАО «Птицефабрика «Дружба», ООО «Золотой зубр», ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат»;
- увеличения отгрузок в сегменте HoRеCa на 10% за счёт обеспечения более качественного уровня обслуживания в сегменте гостиниц, ресторанов, кафе, а также привлечения к сотрудничеству новых клиентов с более высоким потенциалом пролива алкогольных напитков. Более активно развивать бренд менеджмент, максимально использовать совместные мероприятия направленные на популяризацию общества и клиента.
Однако, основная проблема ассортиментной политики организации в снижающейся привлекательности ассортимента реализуемых товаров и продукции для покупателей.
С целью привлечения новых покупателей, а также поддержания лояльности постоянных покупателей требуется расширить ассортимент реализуемых товаров.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 612.