Организация оптовой продажи товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В валовом товарообороте Общества основную долю занимает оптовый оборот, динамика которого в разрезе 2010-2016 гг. представлена на рисунке 5.1.

 

Рисунок 5.1 Динамика изменения доли оптового товарооборота в валовом обороте ООО «Торговый дом «Молодечно»» в 2010-2016гг., %

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Доля оптового товарооборота за 2016 год возросла на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2015 годом.

ООО «Торговый дом «Молодечно»» осуществляет оптовую торговлю всеми группами продовольственных товаров, но основную долю (67,6%) занимают четыре группы – сахар, табачные изделия, алкогольная продукция и кондитерские изделия.

В 2016 году в структуре оптового товарооборота произошло увеличение доли сахара на 7,1%, круп и бобовых на 0,3%, макаронных изделий на 0,5%, консервов фруктово-ягодных на 0,1%, мяса птицы на 0,2%, рыбы и морепродуктов на 0,1%, кондитерских изделий на 0,1%, прочих товаров на 0,8%. Снизилась доля табачных изделий на 6,2% (в четвёртом квартале 2016 г удельный вес в структуре оптового оборота табачных изделий снижался более чем на 15 пунктов ежемесячно), алкогольных напитков на 2,1%, консервов мясных и мясорастительных на 0,2%, пива на 0,3%. Структура оптового товарооборота ООО «Торговый дом «Молодечно»» в разрезе основных товарных групп в 2016 году представлена на рисунке 5.2.

Анализ отгрузки в плановых единицах за 2016г. показывает, что по сравнению с 2015 годом рост обеспечен по 6 товарным группам из 22 (сахара +2572 т, макаронных изделий +562 т, мясо и птица +81,2 т, рыба и морепродукты +10,5 т, крупа и бобовые +5,6 т, вино виноградное +6,6 тыс. дал).

Рисунок 5.2 Структура оптового товарооборота ООО «Торговый дом «Молодечно»» в разрезе товарных групп в 2016 году, %

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Снижены объёмы отгрузок табачных изделий – минус 191 млн. шт (-31%), консервов мясных и мясорастительных (-33,7тн), консервов рыбных (-18,4тн), консервов фруктово-ягодных (-52,7тн), масла растительного (-93,7 т), водки и ликёро-водочных изделий (-18,3 тыс. дал.), шампанского (-13,8 тыс. дал.) и т.д.

К снижению продаж в 2016 году по табачным изделиям привели ряд обстоятельств, поставивших общество в неравные конкурентные условия с другими поставщиками табачных изделий: 

-изменение сбытовой политики предприятия ГТФ «Нёман», поставившее общество в неравные конкурентные условия;

-предоставление скидок с цены, сокращение доходной дельты между отпускной и розничной ценой;

-в связи с изменениями в действующем законодательстве, регулирующим оборот табачных изделий в 2015 году (у предприятий, не имеющих в уставном капитале доли государства более 25%, лицензии связанные с оборотом табачных изделий были отозваны). На территории Брестской области оптовую торговлю фактически осуществляло два предприятия: общество и Брестская межрайбаза. Со второго квартала 2016 года ситуация резко поменялась в связи с возвратом ранее отозванных лицензий и соответственно ужесточилась конкуренция;

-агрессивная политика отдельных компаний (ООО «Продмир»,
ООО «Скрин Плюс», ООО «ВипБрестСтрой», УП «Бакалея» и др.) в части демпинга условий поставки: поставка табачных изделий производиться по ценам ФСО для опта с применением 1% оптовой надбавки и обеспечением транспортной логистики до каждого объекта с предоставлением отсрочки по оплате за поставленные табачные изделия. Предоставление таких условий для общества является экономически нецелесообразным.

Снижение по водке и ликёро-водочным изделиям, шампанскому связано с отменой оптовых скидок производителями, что поставило оптовые предприятия в заведомо невыгодные условия по продвижению данной продукции. Отгрузка по маслу растительному снижена за счёт продукции отечественных производителей по причине роста цен в январе 2016 года к январю 2015 года от 20,9% по ОАО «Гомельский жировой комбинат» до 31% по ОАО «Минский маргариновый завод», а также нестабильной ситуацией в части наличия продукции ОАО «Гомельский жировой комбинат». Снижение продаж по рыбным консервам произошло из-за отмены норм нетарифного регулирования и обеспечением ритейлом их прямых поставок из-за пределов республики. Переход розничных предприятий на прямые поставки от производителей негативно отразился на отгрузках со складов общества по мясным консервам, что привело к снижению уровня отгрузок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Удельный вес оптового товарооборота филиалов в оптовом товарообороте Общества представлен на рисунке 5.3.

 

Рисунок 5.3 Удельный вес оптового товарооборота филиалов в оптовом товарообороте Общества в 2014 – 2016 гг., %

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

Объём оптовых продаж импортируемого товара в 2016 году составил 17 129,4 тыс. руб. С ростом доли импортируемых товаров в оптовом товарообороте возросли и доходы от их реализации на 23,2% и составили 5444,1 тыс. руб.

Произошли изменения и в клиентской базе Общества: в 2011 году покупателями базы являлись 2702 субъекта хозяйствования, в 2012 году – 2615, в 2013 году – 2496, в 2014 году – 2508, в 2015 году 2547, в 2016 году 2675 субъекта хозяйствования. С приходом на рынок республиканских сетевых операторов, начиная с 2012 года, началось перераспределение рынка. Жесткая борьба за лояльность потребителя привела к полному либо частичному закрытию даже относительно крупных региональных сетевых компаний. Так только на территории г.Бреста и Брестской области на протяжении 2014-2015 годов прекратили свою торгово-производственную деятельность
ОАО «АссторВест» г. Брест, ОАО «Брест-Сервис» г.Брест и ОАО ТП «Надзея» г.Кобрин; в 2016 году не выдержав конкуренции свою торгово-производственную деятельность полностью прекратил один из крупных ритейлеров ОАО «Современные розничные технологии», ОАО «Витебские продукты», ОАО «Гастроном Дивный»; закрыты часть торговых объектов ООО «Золотой Зубр», ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат».

С приходом крупных ритейлеров особенно уязвимыми оказались предприятия малого бизнеса (ООО, ИП, ЧУП): только в 2016 году не выдержали конкуренции и прекратили своё существование более 100 таких предприятий являвшихся клиентами общества, например: ИП «Курилович В.К.», ЧП «Тихая пристань», ЗАО «Универсам Чкаловский», ООО «Тэскар», ООО «Неон-люкс торг», ЧП «ЛиТаТорг», ООО «Оптимал компани» с объёмами отгрузки соответственно: 15,6 тыс. руб; 13,7 тыс .руб; 13,6 тыс. руб; 10,8 тыс.руб; 30,0 тыс.руб.; 30,5 тыс. руб.; 93,6 тыс. руб.

Однако, несмотря на агрессивную политику компаний ритейлеров по расширению торговых площадей, и наиболее глобальному сокращению клиентской базы в 2013 году на 7,2% к уровню 2011 года Обществу на протяжении последних 3-х лет удалось стабилизировать ситуацию, сохранить долгосрочные партнёрские отношения по клиентской базе и даже увеличить её в 2016 году на 5% по сравнению с предыдущим годом (рисунок 5.4).



Рисунок 5.4 Изменение клиентской базы ООО «Торговый дом «Молодечно»» за 2011-2016 гг, субъектов хозяйствования.

Примечание ― Источник: собственная разработка.

Таблица-25 Удельный вес в оптовом товарообороте в 2016 г. и динамика отгрузок к уровню 2015 года по основным покупателям ООО «Торговый дом «Молодечно»«

                          Покупатели

Удельный вес, %

Темп изменения отгрузок к 2015г в действ. ценах, %

РУП «БЕЛПОЧТА», г.Минск         

10,4

     102,5

ООО «ЕВРОТОРГ»     

2,4

     104,0

Сеть универсамов «Рублевские»

2,2

     465,8

ТУП «ПинскБакалея»

2,0

     117,4

 

Окончание таблицы 2 5

ИООО «Белмаркеткомпани» (сеть магазинов)

2,0

     161,9

Филиал ООО «Табак-Инвест» (сеть магазинов)

1,8

     122,5

ОДО «Виталюр»

1,77

     244,5

ИООО «МартИнФуд» (сеть магазинов)

1,4

       87,1

ОАО «Берестейский пекарь»

1,0

     102,7

ООО «Торговый дом «Радуга-свет»

0,92

     210,7

Сеть магазинов «Алми»

0,91

       92,3

КУПТП «Комбинат общественного питания», г.Брест

0,86

     116,9

 РУП «БЕЛОРУСНЕФТЬ-БРЕСТОБЛНЕФТЕПРОДУКТ»

0,76

     101,0

ТУП «Санта Ритейл» (сеть магазинов)

0,67

       62,5

ОАО «Птицефабрика «Дружба»

0,6

       74,9

ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат», г.Береза

0,57

     120,4

ООО «Ресттрэйд»

0,53

     133,5

ООО «Золотой Зубр»

0,51

       96,6

 ОАО «Березовский сыродельный комбинат», г.Береза

0,47

       81,2

ОАО «Кобрин-Сервис»

0,36

     124,9

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

ТОП-20 покупателей, дающих более 32% оборота Обществу, составляют 0,75% всей клиентской базы.

Произошли изменения и в объёмах отгрузки крупным покупателям: так за 2014 год наибольшая сумма отгрузки в адрес одного покупателя составляла 4830 тыс. руб., по итогам 2015 года – 10770,0 тыс. руб., по итогам 2016 года 11036,0 тыс. руб.

По всем из ТОП-20 покупателей произошёл рост объёмов продаж в действующих ценах, за исключением: сети магазинов ООО «Золотой Зубр», ИООО «МартИннФуд», сети магазинов «Алми», ТУП «Санта Ритейл», ОАО «Березовский сыродельный комбинат» г.Береза по которым допущено снижение объёмов отгрузок на 25,1%, 3,4%, 12,9%, 7,7%, 37,5% и 18,8% соответственно. Снижение объёмов отгрузок по ООО «Золотой Зубр»,
ОАО «Березовский сыродельный комбинат», г.Береза произошло по причине сокращения торговой сети в данных предприятиях за счёт закрытия не рентабельных торговых объектов. Снижение отгрузок по сети магазинов
ТУП «Санта Ритейл» обусловлено на 70% снижением отгрузок по табачным изделиям на 263,7 тыс.руб. Основной причиной снижения по табачным изделиям явилось стечение ряда обстоятельств, поставивших Общество в неравные конкурентные условия с другими поставщиками табачных изделий, изменение сбытовой политики предприятия производителя, поставившее Общество в неравные конкурентные условия.

Снижение отгрузок по сети магазинов «Алми» и ИООО «МартИннФуд» явилось следствием ухудшения платёжной дисциплины. Длительные задержки оплаты за поставленный товар приводили к периодической остановке отгрузок, сужению согласованных ассортиментных матриц.

В 2016 году значительно улучшена работа с республиканскими торговыми сетями: так по сети универсамов «Рублевские» рост отгрузок составил 465,8% к уровню предыдущего года, ОДО «Виталюр» - 244,5%, ООО «Торговый дом «Радуга-свет» - 210,7%, ИООО «Белмаркеткомпани» -161,9%,
ООО «Реcттрэйд» - 133,5% и др. Рост обеспечен за счёт проведения гибкой политики по отношению к покупателям, а также обеспечения коммуникаций с персоналом сетей по отработке ассортиментных матриц, по обеспечению участия в акционных мероприятиях проводимых сетями и т.д.

Наряду с развитием партнёрского сотрудничества с розничными предприятиями активно развивается сотрудничество и с предприятиями оптовой торговли. Так в 2016 году таким предприятиям было отгружено товаров на сумму 4922,3 тыс.руб., что в 2,2 раза больше чем в 2015 году.

Кроме традиционного сегмента рынка ООО «Торговый дом «Молодечно»» в 2016 году продолжила развитие продаж в сегменте HoReCa, куда было отгружено товаров на сумму около 5 млн. руб., рост к 2015 году – 151,3 % в действующих ценах.

По различным процедурам закупки в 2016 году отгружено товаров на сумму 6,1 млн. руб., рост в действующих ценах по сравнению с 2015 годом составил 108 %.

Удельный вес в оптовом товарообороте отгрузок в сегменте HoReCa и по процедурам закупок составил в 2016 году 10,4 % (в 2015 г - 9,3%).


 





Дата: 2018-09-13, просмотров: 624.