Помимо продвижения продукции отечественных производителей
ООО «Торговый дом «Молодечно»» обеспечивает белорусский рынок продовольственными товарами критического импорта, реализует исключительное право государства по импорту алкогольных напитков, оптовой торговле маком. Общий объем импорта (по таможенной стоимости) в 2016 году составил 5539,7 тыс. долл. США, в 2015 году - 4742,4 тыс. долл. США. Прирост составил более 17%.
Основным источником прироста объемов импорта в суммарном выражении в 2016 году стал ввоз сахара (более 600 тыс. долл. США), алкогольные напитки (+150 тыс.долл. США), орехи и сухофрукты (+ 150 тыс. долл.США), крупы (+130 тыс.долл.США).
В количественном выражении в 2016 году выросли объемы импорта плодовых (более чем в 2 раза к уровню импорта 2015 года), круп (109% к уровню импорта 2015 года), сухофруктов (в 6,8 раза к уровню импорта 2015 года), растительного масла (138% к уровню импорта 2015 года), алкогольных напитков (113,5% к уровню импорта 2015 года). Также в 2016 году был успешно начат ввоз соды пищевой, арахиса, мыла, сахара.
Ощутимое снижение объемов ввоза в 2016 году произошло по маку пищевому (в 2 раза), что обусловлено снижением его продаж. В 2016 году по сравнению с 2015 годом снижены отгрузки мака пищевого на 57 тонн в основном за счёт уменьшения его поставок в адрес КУП «Минскхлебпром» на 29,0 тонн; УП «Бакалея» г.Гродно – 17,0 тонн; филиал ОАО «Берестейский пекарь» Барановичский хлебозавод – 4,6 тонны; ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» – 1,8 тонны; ОАО «Минский молочный завод №1» – 1,2 тонны. На это повлияло появления на рынке в Минском регионе нового импортёра мака пищевого – ОАО «Белбакалея», которое в целях завоевания определённого сегмента рынка сбыта, проводило агрессивную политику по снижению цен. Кроме того КУП «Минскхлебпром» с 2016 года все закупки проводит через Тендерный центр Мингорисполкома, что привело к дополнительным затратам, связанным с проведением процедур закупки. Всплеск роста цены на семена мака в результате роста курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю в конце 2015 и начале 2016 годов вынудил многих предприятий - изготовителей к замене в качестве сырья семян мака на маковые смеси, имеющие более низкий ценовой сегмент, либо отказу от производства продукции с использованием семян мака (ОАО «Берестейский пекарь» Барановичский хлебозавод, «Кондитерская фабрика «Слодыч» и т.д.). В 2017 году стоит задача обеспечить продажу мака на уровне объёмов 2015 года – 150 тонн.
По остальным товарным группам существенных колебаний в объемах ввоза по отношению к 2015 году в 2016 году не было.
География импорта Общества (рисунок 6.1) продолжила расширяться в 2016 году. Партнерами предприятия стали компании из Бразилии и Таджикистана, увеличив количество стран, из которых осуществляется ввоз товаров до 30. В 2016 году значительно увеличилась доля товаров ввозимых из Российской Федерации (практически в 2,5 раза).
Рисунок 6.1 Структура импорта ООО «Торговый дом «Молодечно»» в разрезе стран в 2016г., %
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Сегодня в структуре товарного ассортимента более 850 позиций импортируемых товаров (рисунок 6.2): алкогольная продукция
(вино виноградное, коньяк, бренди, джин, ром, текила и пр.), растительные масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное, из виноградных косточек, арахисовое, рисовое), крупы (рис, гречневая крупа, пшено), мак пищевой, орехи и сухофрукты, рыба свежемороженая и сушеная, рыбные консервы, плодовые, консервированные фрукты, чай, кофе, плодоовощные консервы (маслины, оливки, грибы, кукуруза), сода пищевая, мыло и другие товары.
Как видно из диаграммы рисунка 6.2, в товарной структуре преобладает товарная группа алкогольных напитков, хотя доля ее снова снизилась с 49,4% в 2015 году до 45,1% в 2016г. Темпы роста ввоза алкогольных напитков были ниже темпов роста импорта всех товаров в целом (113% против 117%).
В 2016 году алкогольный портфель ООО «Торговый дом «Молодечно»» пополнился калифорнийскими винами мирового лидера в производстве бутилированных вин E&J Gallo (США), известнейшей торговой марки «Массандра» (РФ), второй в России по объемам продаж премиальной водкой «Царская». Успешно реализовывалась алкогольная продукция Gruppo Cevico (Италия), Vina Santa Carolina (Чили), Sociedade Quinta do Portal (Португалия).
Рисунок 6.2 Товарная структура импорта ООО «Торговый дом «Молодечно»« в 2016 году, %.
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Высокие результаты по дистрибуции портфеля компании Beam-Suntory (рост 116% к уровню 2015 года) позволили сохранить право официальной дистрибуции на территории Республики Беларусь брендов данного мирового лидера в категории крепких спиртных напитков. Campari Group также пролонгировали дистрибьюторское соглашение на 2017 год. Объемы продаж брендов данной корпорации выросли более чем в 3 раза как за счет более качественной работы, так и расширения ассортимента такими мировыми брендами, как Campari и Aperol.
В 2017г. размер выделенных объемов ввоза алкогольных напитков соответствует объемам 2016 года. В годовой перспективе данные объемы соответствуют потребностям Общества. Также не претерпел изменений перечень алкогольных напитков, на которые не распространяется исключительное право государства на ввоз, что обеспечивает продолжение стабильной работы по дистрибуции брендов, ввозимых Обществом, и находящимся в данном перечне.
Диверсификация импорта Общества продолжилась. Значимой импортируемой товарной группой стал сахар. Однако объемы ввоза этой товарной группы в среднесрочной перспективе весьма неопределенны и в значительной мере зависят от массы факторов, начиная от курса белорусского рубля и ценовой конъюнктуры на сахар на внутреннем рынке. Поэтому данный ресурс нельзя положить в основу долгосрочного роста предприятия.
Источником долгосрочного роста для предприятия может стать товарная категория орехов и сухофруктов. В 2016 году ее совокупная доля ниже 3% в общем объеме импорта, однако стремительный рост поставок изюма, чернослива, успешные продажи партии арахиса свидетельствуют о больших перспективах данной товарной группы.
Нельзя не отметить рост доли масла растительного в структуре импорта 2016г с 6,9 до 7,8%. Рост поставок явился результатом более качественной работой с поставщиками подсолнечного масла по получению более конкурентоспособных цен. Выросла доля круп (с 7,6 до 8,6%). Рост обеспечен четырехкратным увеличением объемов ввоза гречневой крупы.
Из негативных тенденций следует отметить более чем двукратное снижение доли мака пищевого с 7.8 до 2.9%. В первых трех кварталах 2016 года значительно снижалась и доходность продаж данной товарной категории. Однако существенное снижение контрактных цен на мак пищевой (до 30%) в четвертом квартале 2016 года позволяет ожидать оживления поставок данного товара и увеличения эффективности работы.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 658.