Занятие 18. Экспериментальные и прикладные исследования воли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

В психологии воли рассматриваются различные ее конкретные проявления, что отражается в таких понятиях, как волевые процессы, волевые состояния, волевые свойства; волевая деятельность; волевые усилия, волевые качества, волевые действия. Однако в настоящее время в подавляющем числе работ наиболее интенсивно и, прежде всего, изучаются волевые действия. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, подобная исследовательская традиция, идущая от У. Джемса, не позволяет «увидеть многие истинные феномены воли»; в то время как деятельностная концепция воли, намеченная А.Н. Леонтьевым и развиваемая Ф.Е. Василюком, Ю.Б. Гиппенрейтер, дает основание изучать волевую личность и, вследствие этого, осознать причины просчетов в обучении и воспитании людей, а также заново переосмыслить техники современной психотерапии.

В современной отечественной психологии теория воли представлена рядом следующих аспектов, которые во многом носят оппозиционный характер (по С.Т. Джанерьян, 2006):

- изучение воли в контексте овладения человеком собственным поведением (В.И. Селиванов) – изучение воли в контексте особенностей мотивационной сферы человека (В.А. Иванников, О.Е. Смирнова);

- анализ воли на модели волевых действий (В.А. Иванников) – анализ воли на модели волевой (Ю.Б. Гиппентрейтор), целостной (Ф.Е. Василюк) личности;

- завершение волевого акта в мотивационной части действия до непосредственного исполнения действия (В.А. Иванников) – завершение волевого акта только после исполнения действия (В.И. Селиванов);

- описание волевого усилия, выбора как специфических признаков воли (В.И. Селиванов, А.Ц. Пуни) – отрицание специфичности для воли этих признаков (Ю.Б. Гиппенрейтер, Ш.Н. Чхартишвили);

- акцентирование внимание на борьбе мотивов и исходе этой борьбы в волевом акте – акцентирование внимание на функции воли – борьбы с борьбой мотивов (Ф.Е. Василюк);

- акцентирование внимания на внешних и внутренних препятствиях как условиях актуализации воли (А.Ц. Пуни) – акцентирование внимание на внутреннем препятствии как условии актуализации воли (Л.И. Божович);

- рассмотрение воздействий воли, прежде всего, на поведение и деятельность человека (В.А. Иванников, В.И. Селиванов, А.Ц. Пуни) – рассмотрение воздействий воли в пределе жизнестроительства личности (Ф.Е. Василюк, Ю.Б. Гиппенрейтер);

- акцент на воспитании воли посредством тренировки самоконтролирования действий – акцент на воспитании воли посредством культивирования внутренней (интринсивной) мотивации (Ю.Б. Гиппенрейтер);

- описание интрапсихических техник воли в формах самоприказов (В.К. Калин, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов) – описание интрапсихических техник воли в формах просьбы, обещанного вознаграждения, угрозы, интриги по отношению человека к самому себе (Ф.Е. Василюк).

Для психологии воспитания воли весьма существенным являются знания о строении волевых качеств. Однако здесь имеют место трудности как теоретического (обозначения волевых качеств; неоднозначность их компонентного строения, описательность их классификаций), так и методического (измерения волевых качеств) характера. Исследователи не находят согласия по поводу их строения и даже их количества; имеющиеся в психологии классификации волевых качеств умозрительны и не подвергались экспериментальной верификации.

Дискуссионными остаются в психологии воли сущность, виды и измерения такого ее проявления как волевое усилие. Например, название одной из работ («Задержка дыхания как метод изучения воли»), тезисы которой были представлены в материалах научной конференции «Проблемы психологии воли» (Рязань, 1994), говорит о направлении исследовательских поисков для решения проблемы измерений волевых усилий. По выражению Ш.Н. Чхартишвили, если волевое усилие действительно имеет место, то надо, прежде всего, выяснить, на что и против чего оно направлено.

Таким образом, современная психология воли характеризуется разнородностью теоретического базиса и возрастанием эмпирических исследований в данной области.

Вопросы

1. Экспериментальные и прикладные исследования воли в школах К. Левина и Х. Хекхаузена. Работы Ю. Куля [5, 8].

2. Исследования волевой регуляции в отечественной психологии [5, 6, 7].

3. Исследования механизмов волевых усилий [5, 6].

4. Исследование воли в различных видах деятельности и экстремальных условиях (спорт, космос, МЧС и т.д.) [6, 7].

5. Патология волевой и произвольной регуляции [6].

Задания

1. К. Левин ситуации разрешения конфликтов рас­сматривал как волевое поведение. Им выделены конфликты типа «желаемое − желаемое» (выбор одной из двух равножелаемых возможностей), «нежелаемое − нежелаемое» (необходимость выбора «из двух зол меньшего»), «желаемое − нежелаемое» (когда стремление к цели удерживает страх или отрицательные моменты, связанные с ее достижением) и «двойные конфликты», возникающие при одновременном существовании влечения или избегания (либо желаемый путь к нежелаемому результату, либо нежелан­ный путь к желаемой цели). В приведенном списке выделите конфликты разных типов. Как разрешается каждый из них? Куда прилагается волевое усилие?

Толстяку хочется похудеть и хочется ежедневно лакомиться тортом; малышу хочется съесть пирожное перед обедом, но он знает, что будет за это наказан матерью; больной либо должен перенести тяжелую рискованную операцию, либо умереть от болезни; абитуриент хочет учиться в престижном вузе и боится провалиться на вступительных экзаменах; молодая женщина может подняться по служебной лестнице трудом и напряжением или же пойти на поводу у желаний начальника и быстро достичь желаемой должности; школьник хочет завести канарейку, рыбок, кошку и собаку, но не уверен, что справится с уходом за ними; студент не хочет потерять стипендию и не хочет напрягаться на занятиях; победительница конкурса красоты хочет выйти за богатого мужчину «с положением», но не хочет за немолодого; осужденный хочет поскорее выйти на свободу, но не хочет «выслуживаться» перед начальством, чтобы «скостить срок за примерное поведение»; пенсионерка, торопясь к очередной серии телесериала, может пойти домой короткой, но темной и ухабистой дорогой, или длинной, но с риском опоздать к началу фильма; подросток хочет посмотреть триллер в ночном эфире и не проспать с утра к первому уроку; молодой человек хочет углубить свои отношения с девушкой, но в его намерения не входит женитьба; ревнивый муж хотел бы съездить в интересную командировку, но боится оставить жену «без присмотра»; млад­ший школьник получил в подарок от бабушки деньги и не знает − то ли истратить их сразу же на лакомства, то ли сложить в копилку, чтобы попозже купить новый картридж.

Протокол ответов

Тип конфликта Ситуация Куда прилагается волевое усилие?
«Желаемое − желаемое»
«Нежелаемое − нежелаемое»
«Желаемое − нежелаемое»
Двойные конфликты

2. Определите тип патологии волевого поведения в каждом из примеров.

1)  Больной А. характеризуется усилением побуждений, повышенной деятельностью − он постоянно должен что-то делать, куда-то бежать. В его голове «планов громадье», у него много разнообразных, часто разнонаправленных устремлений, он очень инициативен и подвижен, «легок на подъем». Действия его резки, быстры, порывисты, а все поведение производит впечатление суетливости, мельтешения. Он быстро и много говорит, захлебываясь словами, перескакивая в разговоре с одной темы на другую, часто не заканчивая свои мысли.

2)  Больной Б. отличается демонстративным негативизмом в форме бессмысленного противодействия, сопротивления любым предложениям, немотивированных отказов от выполнения любого действия. Поведение характеризуется импульсивностью, вычурностью движений.

3)  Больному В. жизнь кажется «сложной штукой», сопровождаемой опасностями и неприятностями. Он пасует перед малейшими трудностями, избегает всяческой ответственности, боится принимать даже элементарные решения, не умеет контролировать сиюминутные побуждения и порывы во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Его характеризуют бедность побуждений, бездеятельность, скудная, лишенная выразительности речь, ослабление внимания, обеднение мышления, снижение двигательной активности, ограничение общения вследствие снижения откликаемости.

4.  На почве мозговой патологии у больного Г. исчезли даже малейшие побуждения к деятельности. Он утратил большую часть своих желаний, у него исчезла способность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Поведение Г. отличает полная безучастность и бездеятельность, прекращение общения вследствие исчезновения откликаемости. Фактически его действия сводятся к полевому поведению.

5.  У больного шизофренией Д. диагностировано сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражением лобных долей. Оно проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Задания, предложенные пси­хологом, выполняются медленно, при постоянном контроле со стороны, с многочисленными ошибками, без должной настойчивости и интенсивности.

Протокол ответов

Тип патологии волевого поведения Ситуации

 

3. Проанализируйте точку зрения американского био­психолога Карен Прайор, опубликованную в работе под названи­ем «Не рычите на собаку». Почему положительное самоподкрепле­ние в напряженной деятельности оказывает больший эффект, чем отрицательное?

Люди почему-то часто пренебрегают самоподкреплением, используя в большей мере самонаказание, самообвинение, самоупреки. Отчасти потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Поэтому мы часто по нескольку дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самими собой. Такое лишение себя подкреплений и есть один из основных факторов повышения нервозности и депрессий. Мы должны подкреплять себя здоровыми способами − часом досуга, прогулкой, беседой с друзьями или хорошей книгой. К сожалению, многим больше знакомы нездоровые способы положительного подкрепления: сигаретой, пивом, кофе, пищей, от которой появляется лишний вес, сидением допоздна перед телевизором, сном до обеда и т.д.

Страстный любитель игры в сквош, но не слишком хороший игрок решил проверить на опыте эффективность самовознаграждения за хорошие удары. Сначала, говорил он, я чувствовал себя жутким дураком, при­говаривая при каждом удачном ударе: «Хорошо, Пит, молодец». Но потом моя игра начала улучшаться. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И я получаю гораздо больше удовольствия. Я не ору на себя все время, не злюсь и не расстраиваюсь. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими.

Список литературы к теме 3

1. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, PerSe, 2000. – 685 с.

2. Вундт В. Волевые процессы // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

3. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т.: Т. 2 – С. 454-466.

4. Джемс У. Воля// Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

6. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

7. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. Психология эмоций и воли – Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2000. – 80 с.

8. Левин К. Типы конфликтов // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

9. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.

10.  Рубинштейн С.Л. Протекание процесса// Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

 

Проектное задание теме 3

Проведите диагностику[1] волевых качеств у одного испытуемого по ниже приведенным методикам и напишите его психологический портрет.

· «Самооценка силы воли»;

· Опросник для самооценки терпеливости;

· Опросник для оценки своей настойчивости.


 


Вопросы к экзамену

1. Определение эмоций. Уровни эмоционального отражения. Виды эмоциональных явлений (общая характеристика).

2. Функции и условия возникновения эмоций.

3. Динамика эмоций.

4. Эмоции и личность.

5. Эмоции и мотивационные процессы.

6. Эмоции и познавательные процессы.

7. Физиологические показатели эмоций, их надежность.

8. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

9. Возможные основания классификации эмоций.

10. Эмоциональные свойства человека.

11. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы человека.

12. Методы изучения эмоциональной сферы человека.

13. Изучение эмоций в истории философии. Учение об эмоциях Б. Спинозы, Р. Декарта и т.д.

14. Теории эмоций в зарубежной психологии.

15. Теории эмоций в отечественной психологии.

16. Психологическая характеристика аффектов. Диагностика аффективных следов.

17. Тревожность: определение и примеры исследований.

18. Фрустрация, виды реакций на нее.

19. Проблема стресса в психологии.

20. Агрессия и ее изучение в отечественной и зарубежной психологии

21. Основные проблемы психологии мотивации. Историческое развитие психологии мотивации.

22. Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей.

23. Механизмы опредмечивания потребностей (общая характеристика).

24. Потребности и мотивы. Возможные основания классификации мотивов. Мотивы и сознание.

25. Инстинктивное удовлетворение потребностей.

26. Онтогенетическое развитие биологической мотивации.

27. Специфика развития мотивации человека.

28. Строение мотивационной сферы и развитие личности.

29. Проблема базовых потребностей человека.

30. Теории мотивации в зарубежной психологии.

31. Теории мотивации в отечественной психологии.

32. Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.

33. Исследование мотивации в психоанализе.

34. Исследование мотивации в когнитивной психологии

35. Ситуативная мотивация и ее исследования в школе К. Левина.

36. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Примеры экспериментальных исследований.

37. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптимума мотивации.

38. Мотивация отдельных видов деятельности.

39. Методы изучения мотивации человека и животных.

40. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция.

41. Воля и личность.

42. Основные подходы к изучению воли

 



Библиографический список

 

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Мишурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007.

3. Джанерьян С.Т. Методическое пособие по курсу «Общая психология: Воля». – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006.

4. Истратова О.Н. Общая психология. Путеводитель по курсу. Учебно-методическое пособие по курсу. Таганрог, ТРТУ, 2002

5. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. Психология эмоций и воли – Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2000.

6. Леонтьев Д.А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.

7. МакКлелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007.

8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007.

9. Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

10. Практикум по возрастной психологии: / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

11. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001.


О.Н. ИСТРАТОВА, Д.С. НИКУЛИНА

 


Дата: 2018-09-13, просмотров: 1270.