Тема 2. Психология мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель темы – изучение основных категорий психологии мотивации, рассмотрение основных теорий мотивации.

Задачи:

− ознакомление с основными понятиями, описывающими мотивационную сферу человека;

 − изучение основных теорий мотивации;

− изучение механизмов биологической мотивации и механизмов развития мотивации человека;

− рассмотрение экспериментального исследования мотивационной сферы.

 

Занятие 9. Основные понятия и проблемы психологии мотивации

Теоретическое введение

Психология мотивации - область общей психологии, изучающая детерминацию конкретных поведенческих актов и их последовательностей, опосредованную психическими процессами.

Х. Хекхаузен выделял следующие основные проблемы психологии мотивации.

1. Проблема содержательной классификации мотивов.

2. Проблема развития и изменения мотивов.

3. Проблема качественного выявления, измерения мотивов.

4. Проблема актуализации мотива, то есть выделения ситуационных условий, приводящих к актуализации.

5. Проблема смены мотивации. Соотношение мотив-цель.

6. Так как мотивация объясняет целенаправленность действия, встает проблема анализа мотивационного конфликта между различными целями.

7. Проблема анализа мотивации через промежуточные процессы саморегуляции (проблема репрезентации мотивов в нашем поведении).

8. Проблема многообразия влияния мотивации на поведение и его результаты.

Потребность – одно из центральных понятий психологии мотивации.

Основные подходы к пониманию потребности в психологии:

Потребности характеризуются:

- предметностью. Они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации);

- специфической динамикой, то есть способностью актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.

Различные подходы к пониманию мотива в психологии:

К другим мотивационным образованиям человека относятся интересы, желания, стремления, влечения, намерения.

Интерес (от лат. interest — имеет значение) – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий.

Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечение – наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение – переходное явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Вопросы

1. Основные понятия психологии мотивации: мотив, мотивация, потребность, инстинкт [4, 8, 11, 14, 17, 19, 24, 30, 31, 34, 37].

2. Основные проблемы психологии мотивации [24, 30, 31, 37].

3. Этапы развития психологии мотивации [19].

4. Потребность как внутренний побудитель активности человека [11, 14, 16, 17, 24, 30, 31].

5. Мотив как сложное интегральное психологическое образование. Виды мотивов. Различные классификации [11, 14, 24, 30, 31, 34, 36, 37].

6. Структура и особенности мотивации [11, 14, 24, 30, 31, 37].

Задания

1. В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему?

· Потребность→деятельность→потребность.

· Деятельность→потребность→деятельность.

2. Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

«Самый большой азарт написан на лице Гриши. ...Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. ...Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми, ...тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. ...У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!»

3. Вставьте пропущенные слова в предложениях.

1). Согласно С.Л. Рубинштейну, … − мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

2). По мнению …, задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на той ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание.

3). Генетически исходным для человеческой деятельности является … мотивов и целей.

4). − повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания.

5). Согласно А.Н. Леонтьеву, источником побудительной силы … являются …, а … представляет собой предмет ….

Дата: 2018-09-13, просмотров: 961.