Занятие 17. Развитие представлений о воле в прошлом и современности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Упоминание о воле можно встретить еще у Аристотеля. Исторически понимание воли определилось в двух группах теорий – гетеронимных и автономных.

В гетерономных теориях волевые действия человека сводятся к процессам неволевого характера – ассоциативным (Г. Эббингауз) и интеллектуальным (И.Ф. Гербарт).

Представители автономных (волюнтаристских) теорий (Э. Гартман, А. Шопенгауэр) считают, что волей руководит сверхчеловеческое начало, некоторая мировая активность, не сводимая к ассоциативным и интеллектуальным процессам, а исходящая из законов, заложенных в самом волевом действии. Воля понимается как свободный выбор поведения.

В последние годы развивается концепция, согласно которой человек понимается изначально активным, способным выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (В. Франкл, С.Л. Рубинштейн, В.А. Иванников).

Среди подходов к пониманию воли выделяют:

- мотивационный;

- регуляционный;

- функциональный.

 

Вопросы

1. Место понятия «воля» в истории науки [1, 5, 6, 7].

2. Общая характеристика подходов к исследованию воли [5, 6, 7].

3. Общая характеристика теорий воли. Основания классификаций теорий воли [5, 6, 7].

4. Представления о воли и волевой регуляции в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей [5].

5. Воля в концепции Б. Спинозы [5].

6. Представления о воле в трудах немецких классических философов (И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Сопоставительный анализ [5].

7. Концепция воли У. Джемса [4, 5].

8. Теории воли в отечественной психологии [3, 5]:

a) представления Л.С. Выготского,

b) деятельностный подход,

c) теория Ф. Василюка,

d) современные теории воли и волевой регуляции человека.

Задания

 

1. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы. Какие причины породили необходимость введения и сохранения понятия воли в психологии? Сохранились ли данные исторические реалии, породившие необходимость введения понятия «воля» в психологии, в настоящее время?

1)  Одним из первых в европейской культуре, кто рассмотрел действия, лишенные стремления к цели, но принимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляемые по разумному решению, можно объяснить, только допустив наличие особой способности − воли, которая придает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие.

2)  Второй реальностью, оправдывающей введение понятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разумных оснований выбора. В такой ситуации воля наделяется способностью совершать такой выбор по собственному критерию.

3)  Обращение к понятию воли было обусловлено способностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различными параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т.д.).

2. Как называется теория воли, изложенная в этом отрывке? Определите, какие философские взгляды лежат в ее основе. Готовы ли вы разделить ее и почему?

Человек никогда не желает того, о чем у него нет представления. Сознание человека наполнено массой представлений различной степени ясности… Каждое из этих представлений борется за свое преимущественное положение в сознании. Побеждает в этой борьбе наиболее ясные и отчетливые представления, которые и дают начало волевым процессам: волевые стремления возникают в процессе борьбы представлений.

3. Ниже представлены фрагменты высказываний о воле, сформулированные в рамках мотивационного подхода, подхода «свободного выбора» и регуляционного подхода. Определите теоретическую принадлежность каждого высказывания и обобщите группы соответствующих суждений так, чтобы можно было сформулировать их общую идею.

1) Воля и действие − это «не два объективно познанные различные состояния, объединенные связью причинности, а одно и то же, но данное нам двумя разными способами... Действие тела не что иное, как объективированный, т.е. вступивший в поле воззрения, акт воли». (А. Шопенгауэр)

2) Воля и влечение означают одно и то же. (Т. Гоббс)

3) Воля − «способность человека полагать начало или воздерживаться, продолжать или завершать действие». (А. Коллинз)

4) Воля принадлежит к той категории личностных процессов саморегуляции, которые также называются самодетерминацией. (Дж. Нюттен)

5) Воля, как и все остальное, нуждается в причине... под волей я разумею... способность, по которой душа утверждает или отрицает, что истинно, а что ложно, а не желание, по которому душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее. (Б. Спиноза)

6) Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта. (Л.С. Выготский)

7) Главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем всего внимания. (У. Джемс)

8) Власть личности над своими душевными состояниями «возможна только лишь при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора... имя его − воля». (М.Я. Басов)

9) Всякое подлинное волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. (С.Л. Рубинштейн)

10) Функция воли − «способность к самоорганизации при осуществлении действий по достижению цели». (Р. Мэй)

Протокол ответов

Подходы к изучению воли № высказываний
Мотивационный подход  
Подход «свободного выбора»  
Регуляционный подход  

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1075.