Занятие 12-13. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Исторические аспекты развития теорий мотивации


Теории мотивации

Теории мотивации (продолжение)


Вопросы

1. Классификация теорий мотиваций [11, 14, 21, 24, 30, 31].

2. Развитие представлений о мотивации, побуждении к деятельности в истории психологии [3, 14, 24, 27, 30].

3. Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме [14, 21, 24, 30, 31, 34, 37].

4. Психоаналитические теории мотивации [1, 7, 14, 21, 24, 30, 31].

5. Когнитивные теории мотивации:

a. Исследование мотивации в школе К. Левина [12, 14, 19, 24, 31, 32, 38],

b. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [24, 30, 31, 32].

c. Теория структурного баланса Ф. Хайдера [24, 30, 31].

6. Проблема мотивации в гуманистической психологии:

a. Теория иерархии потребностей А. Маслоу [14, 22, 23, 24, 30, 31].

b. Представление об актуализации личности в теории К. Роджерса [30, 31].

7. Исследование мотивации в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) [13, 14, 16, 17, 18, 19, 30, 31].

Темы докладов

1. Гидравлическая теория мотивации (К. Лоренц) [11, 21].

2. Теория биологических побуждений [11, 21, 37].

3. Теория оптимальной мотивации (Даффи − Хебб) [11, 21].

Задания

1. Определите, к какому психологическому направлению относятся приведенные ниже суждения об источнике мотивации.

1). Основа мотивации поведения – стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования организма.

2). Основной мотивирующей силой человеческого поведения является реализация индивидом своих способностей и потенций, самоактуализация.

3). «Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее».

4). Основой активности является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня.

5). Основной механизм мотивации – уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе.

6). Когнитивная репрезентация реальной ситуации, ее причин и последствий является основой поведения индивида.

2. Западные академические психологи с большим скептицизмом относятся к некоторым психоаналитическим интерпретациям мотивов поведения человека, в частности – через исследование сновидений. Например, Г. Айзенк утверждает: «Неоднократно отмечалось, что сложности психоаналитических рассуждений эффективно защищают психоанализ от любых видов научной проверки». Согласны ли вы с данным утверждением? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против» позиции Г. Айзенка?

Протокол ответов

Аргументы «за» Аргументы «против»
1. 2. 3. 1. 2. 3.

3. Какие из приведенных ситуаций являются сбалансированными, а какие – нет, согласно теории структурного баланса Ф. Хайдера? Аргументируйте свои ответы. Какие способы снятия дисбаланса вы можете предложить в соответствующих ситуациях?

1). Киану ненавидит крыс, имея опыт встречи с ними как с грызунами, вредителями, похитителями его запасов. Джек – его лучший друг и сосед по квартире, испытывает нежнейшую привязанность к крысам, будучи исследователем в психологической лаборатории и проводя с ними много времени каждый день.

2). Джулия и Анжела взаимно не любят друг друга и, возможно, даже сильнее, чем друг друга, они не терпят директора своей школы.

3). Габриэль очень любит кошек. Нана, с которой у него существует давняя взаимная нелюбовь друг к другу, еще в большей степени не любит кошек.

4). Гарри очень любит блондинок, его возлюбленная – блондинка. Однако лучшему другу Гарри, Мэту блондинки очень не нравятся, он считает их существами легкомысленными и очень ненадежными.

5). Сэм и Рон испытывают друг к другу взаимную неприязнь уже довольно давно, однако оба мужчины неистово любят одну футбольную команду и являются ее ярыми фанатами.

6). Майкл не любит смотреть боевики, его подруга – тоже.

Протокол ответов

Сбалансированные ситуации Несбалансированные ситуации
   

4. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н. Леонтьева или С.Л. Рубинштейна) придерживаются авторы следующих фрагментов? По каким признакам вы это определили?

1) Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.

2) В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности.



Дата: 2018-09-13, просмотров: 930.