Теоретическое введение
Исторические аспекты развития теорий мотивации
Теории мотивации
Теории мотивации (продолжение)
Вопросы
1. Классификация теорий мотиваций [11, 14, 21, 24, 30, 31].
2. Развитие представлений о мотивации, побуждении к деятельности в истории психологии [3, 14, 24, 27, 30].
3. Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме [14, 21, 24, 30, 31, 34, 37].
4. Психоаналитические теории мотивации [1, 7, 14, 21, 24, 30, 31].
5. Когнитивные теории мотивации:
a. Исследование мотивации в школе К. Левина [12, 14, 19, 24, 31, 32, 38],
b. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [24, 30, 31, 32].
c. Теория структурного баланса Ф. Хайдера [24, 30, 31].
6. Проблема мотивации в гуманистической психологии:
a. Теория иерархии потребностей А. Маслоу [14, 22, 23, 24, 30, 31].
b. Представление об актуализации личности в теории К. Роджерса [30, 31].
7. Исследование мотивации в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) [13, 14, 16, 17, 18, 19, 30, 31].
Темы докладов
1. Гидравлическая теория мотивации (К. Лоренц) [11, 21].
2. Теория биологических побуждений [11, 21, 37].
3. Теория оптимальной мотивации (Даффи − Хебб) [11, 21].
Задания
1. Определите, к какому психологическому направлению относятся приведенные ниже суждения об источнике мотивации.
1). Основа мотивации поведения – стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования организма.
2). Основной мотивирующей силой человеческого поведения является реализация индивидом своих способностей и потенций, самоактуализация.
3). «Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее».
4). Основой активности является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня.
5). Основной механизм мотивации – уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе.
6). Когнитивная репрезентация реальной ситуации, ее причин и последствий является основой поведения индивида.
2. Западные академические психологи с большим скептицизмом относятся к некоторым психоаналитическим интерпретациям мотивов поведения человека, в частности – через исследование сновидений. Например, Г. Айзенк утверждает: «Неоднократно отмечалось, что сложности психоаналитических рассуждений эффективно защищают психоанализ от любых видов научной проверки». Согласны ли вы с данным утверждением? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против» позиции Г. Айзенка?
Протокол ответов
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1. 2. 3. … | 1. 2. 3. … |
3. Какие из приведенных ситуаций являются сбалансированными, а какие – нет, согласно теории структурного баланса Ф. Хайдера? Аргументируйте свои ответы. Какие способы снятия дисбаланса вы можете предложить в соответствующих ситуациях?
1). Киану ненавидит крыс, имея опыт встречи с ними как с грызунами, вредителями, похитителями его запасов. Джек – его лучший друг и сосед по квартире, испытывает нежнейшую привязанность к крысам, будучи исследователем в психологической лаборатории и проводя с ними много времени каждый день.
2). Джулия и Анжела взаимно не любят друг друга и, возможно, даже сильнее, чем друг друга, они не терпят директора своей школы.
3). Габриэль очень любит кошек. Нана, с которой у него существует давняя взаимная нелюбовь друг к другу, еще в большей степени не любит кошек.
4). Гарри очень любит блондинок, его возлюбленная – блондинка. Однако лучшему другу Гарри, Мэту блондинки очень не нравятся, он считает их существами легкомысленными и очень ненадежными.
5). Сэм и Рон испытывают друг к другу взаимную неприязнь уже довольно давно, однако оба мужчины неистово любят одну футбольную команду и являются ее ярыми фанатами.
6). Майкл не любит смотреть боевики, его подруга – тоже.
Протокол ответов
Сбалансированные ситуации | Несбалансированные ситуации |
4. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н. Леонтьева или С.Л. Рубинштейна) придерживаются авторы следующих фрагментов? По каким признакам вы это определили?
1) Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.
2) В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 930.