Занятие 8. Агрессия и ее изучение в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другому, не желающему подобного обращения.

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность.

Основные подходы к исследованию агрессии и агрессивности в зарубежной психологии.

· Этологический подход (К. Лоренц).

· Психоаналитический подход (З. Фрейд).

· Фрустрационный подход (Д. Доллард, Н. Миллер, С. Розенцвейг и др.).

· Бихевиористский подход (А. Бандура, А. Басс).

 

Условия формирования агрессивного поведения

1. Социально-экономическая и политическая организация общества, в котором преобладает атмосфера конкуренции, борьба за права и привилегии.

2. Морально-нравственные нормы поведения. Агрессия в этом случае может быть следствием ярко выраженного противоречия между пропагандируемыми ценностями и реально проявляемым равнодушием и безжалостным отношением к человеку.

3. Условия микросреды, т.е. семейного окружения и окружения знакомых и сверстников.

4. Характер и система воспитания, способствующие тому, что агрессивные действия становятся привычным средством достижения своих целей.

5. Возрастные и индивидуально-психологические особенности. От них зависит специфика восприятия и оценки окружающего, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакций, мотивация поступков и деятельности.

6. Наличие соматического неблагополучия.

7. Физические условия окружающей среды, ведущие к нервозности и вспышкам гнева как естественным защитным реакциям организма.

8. Специфическое влияние алкоголя и наркотиков.

Вопросы

1. Агрессия: определение, классификация, формы проявления [5, 6, 7, 25, 34, 37, 38, 45].

2. Экспериментальные исследования агрессии [4, 6, 25, 32, 34, 45].

3. Агрессивность как устойчивая черта личности, основные определения. Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность» [6, 7, 25, 38, 45].

4. Исследование возможностей управления агрессией [6, 7, 45].

Темы докладов

1. Культура и агрессивность [6, 7, 45].

2. Проблемы изучения агрессии [6, 7, 45].

3. Исследование агрессивности в детском и подростковом возрасте [25, 56].

Задания

1. Ниже представлены положения разных психологов об агрессии, сформулированные в рамках основных подходов к ее изучению. Определите теоретическую принадлежность каждого высказывания и укажите его автора.

1) Внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных.

2) Агрессия − это результат научения.

3) Агрессия − это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии – угроза, либо нанесение ущерба другим.

4) Злокачественная агрессия представляет собой инструмент доминирования, выражающегося в стремлении человека к абсолютному господству над другим живым существом.

5) Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации.

2. Определите вид агрессивного поведения. Аргументируйте свой ответ.

1) Человек кричит в ответ, когда кричат на него.

2) Мужчина был настолько зол, что схватил попавшуюся ему под руку вещь и сломал ее.

3) Женщина пересказывает последний скандал подруге, подливая в свои едкие замечания немалую порцию желчи.

4) Новой работнице было свойственно держаться более настороженно с людьми, которые относились к ней несколько более дружественно, чем она ожидала.

2) Когда начальник раздражался, он всегда сильно хлопал дверями.

3) Мужчину охватывает ярость, каждый раз, когда ему кажется, что люди насмехаются над ним.

4) Девочка ощущала, что жизнь поступает с ней несправедливо, и остро переживала это.

5) Соседу часто приходила в голову мысль, что окружающие его люди пытаются разозлить или оскорбить его.

6) Принципом его жизни стал девиз: «Никогда не доверять "чужакам"!».

7) Девушка всегда думала о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для нее.

Протокол ответов

Вид агрессивного поведения Ситуация
   

3. Приведите примеры, которые бы подтверждали и опровергали данное положение. Аргументируйте свой ответ. Какая позиция вам ближе и почему?

Уклонение от внешних конфликтов приводит к образованию внутренних. (Ф. Перлз)

Список литературы к теме 1

1. Анохин П.К. Эмоции // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

2. Арнольд М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

3. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

4. Берковиц Л. Изучение агрессии в лаборатории // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

5. Берковиц Л. Что такое агрессия? // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

6. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. − СПб.: Питер, 1997.

7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, Академия, 2004. – 544 с.

8. Вайсбах Х., Данс У. Эмоциональный интеллект. – М.: 1998.

9. Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

10. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, PerSe; 2000. – 685 с.

11. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологии эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

13. Вундт В. Простые чувства, аффекты, настроения // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

14. Гоулмен Д. Эмоциональная компетентность // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

15. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

16. Декарт Р. Страсти души // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

17. Джанерьян С.Т. Пособие к курсу: «Общая психология. Эмоции и чувства» для студентов факультета психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994.

18. Джемс У. Эмоция // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

19. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

20. Жане П. Шоковые эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

21. Изард К. Методы изучения эмоций // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

22. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

23. Изард К.Е. Теория дифференциальных эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

24. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

25. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. Психология эмоций и воли. – Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2000. – 80 с.

26. Калашник Я.М. Патологический аффект // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – Москва: Наука, 1983.

28. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

29. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б.С.К., 1998.

30. Лазарус Р. Об оценке: коротко и в деталях // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

31. Лазарус Р. Эмоция как процесс защиты // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

32. Левин К. Типы конфликтов // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

33. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. № 6.

34. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. №6. − С. 168−171.

35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

36. Липер Р.У. Мотивационная теории эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

37. Лоренц К. Агрессия // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

38. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии //Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

39. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга: руководство по использованию. − СПб.: ИМАТОН, 1993.

40. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

41. Маслоу А. Пиковые переживания // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

42. Мэй Р. Смысл тревоги. – М.: Класс, 2001. – 384 с.

43. Нюттен Ж. Препятствия и фрустрация // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

44. Нюттен Ж. Экспериментальные исследования фрустрации // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

45. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2000. – 358 с.

46. Рейковский Я. Спонтанное выражений эмоций // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

47. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

48. Рейковский Я. Эмоции и познание // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

49. Робертс Р.Д., Мэттьюс и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том 1. № 4.

50. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

51. Рубинштейн С.Л. Различные виды эмоциональных переживаний // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

52. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

53. Св. Максим Исповедник О страстях и помыслах // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

54. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

55. Селье Г. Что такое стресс? // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

56. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Изд-во Флинта, 1998.

57. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

58. Симонов П.В. Отражательно-оценочная функция эмоций // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

59. Соколова Е.Д., Ф.Б. Березин, Барлас Т.В. Эмоциональный стресс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

60. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

61. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

62. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Авт. канд. психол. наук. − Ленинград, 1975.

63. Тарабрина Н.В., Соколова Е.Д. и др. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

64. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Защитные механизмы // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

65. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

66. Фрейд З. Тревога // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

67. Хекхаузен Х. Тревожность // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

68. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2. − С. 61−90.

69. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

70. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоции и психическое здоровье. // Вестник реабилитационной и коррекционной работы. 1996. №1.

71. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Вопросы психологии. 1999. №2.

72. Хорни К. Тревожность // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

73. Шахтер С., Зингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

74. Юнг К.Г. Эмоция и чувство // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

Проектное задание к теме 1

Вариант 1. Проведите диагностику эмоциональной сферы одного испытуемого по ниже приведенным методикам и напишите его психологический портрет.

- Методика Спилбергера-Ханина «Самооценка тревожности»

- Методика Басса-Дарки (диагностика форм агрессии)

- Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга


Вариант 2. Заполните таблицу «Теории эмоций»

Название теории Определение эмоций (критерий эмоционального) Функции, свойства рассматриваемых эмоциональных процессов Условия возникновения эмоций Эмоции и познавательные процессы Эмоции и личность в целом Методы исследования, примеры экспериментов Общий вклад Возможная критика
1. В. Вундт              
2. У. Джемс–Г. Ланге              
3. Кеннон - Бард              
4. Э. Клапаред              
5. С. Шехтер              
6. Р.С. Лазарус              
7. К.Е. Изард / С. Томкинс              
8. Р. Плутчик              
9. Ж.-П. Сартр              
10. Р.У. Липер              
11. П.К. Симонов              
12. А.Н. Леонтьев              
13. С.Л. Рубинштейн              
14. Б.И. Додонов              
15. В.К. Вилюнас              

 


Дата: 2018-09-13, просмотров: 784.